Илья Александров →  АНАЛИЗ ПРОЕКТА ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ «ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - ЧАСТЬ 1


Илья Александров, Dr. iur., LL.M., MBA (Finance)
Управляющий партнер «Александров и Партнеры»

alexandrow@alexandrow.biz


Олег Папаскири,
Директор «Александров и Папаскири»

papaskiri@aplaw.biz

В декабре 2013 года Министерство Экономики Республики Абхазия представило проект Закона «Об инвестиционной деятельности» (далее – «Проект»), который призван улучшить инвестиционный климат в Республике Абхазия, создать принципиально новые условия для работы абхазских и иностранных инвесторов.

Однако удалось ли разработчикам законопроекта удовлетворить потребности или хоть частично соответствовать надеждам и чаяниям инвесторов? На наш взгляд, нет. Кратко обоснуем свою позицию.

ВАЖНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ УПУЩЕНИЯ В ПРОЕКТЕ

1. Отсутствие четкой процедуры регламентации инвестиционного процесса

Проект не устанавливает четких процедур для прохождения отдельных стадий любым инвестиционным проектом, заявитель которого нуждается в государственной поддержке — с момента подачи самой первичной заявки на стадии существования бизнес-идеи или бизнес-плана и до момента завершения реализации инвестиционного проекта, включая процедуры защиты прав и интересов с помощью судебных и внесудебных инструментов.

В ряде стран мира, в том числе в Таможенном Союзе в составе России, Беларуси и Казахстана, действующее инвестиционное законодательство предусматривает четкие и ограниченные максимальными сроками процедуры и мероприятия по оказанию содействия инвесторам по реализации новых проектов. Такие потребности инвестора, как содействие в подборе и выделении земельного участка, содействие в подсоединении сетей коммуникаций – должны быть четко урегулированы в Проекте, в том числе с указанием конкретных максимальных сроков, в течение которых инвестору со стороны Республики Абхазия должны быть оказаны все необходимые меры поддержки.

Приведем в пример процедуру инициирования и кураторства со стороны государства каждого инвестиционного проекта в Калужской области Российской Федерации или, например, в Витебской области Республики Беларусь. В обоих случаях на территории данных регионов действуют корпорации развития или специализированные уполномоченные государством органы с необходимой компетенцией, информационными ресурсами, координационными возможностями. Инвестиционная заявка в течение 10-15 рабочих дней обрабатывается сотрудниками данных структур, после чего инвестору делаются предложения по размещению его проекта на определенном участке, в определенных помещениях.

Инвестору оказывается необходимое содействие по установлению контактов с местными районными администрациями, энерго- и водоснабжающими организациями, предлагается заключить инвестиционное соглашение по установленной форме и на условиях, с предоставлением установленных законодательством налоговых льгот и других выгодных для инвестора и государства условиях. В упрощенном порядке и благодаря содействию уполномоченного органа можно подготовить и представить для экспертизы проектную документацию в рамках заявляемого инвестиционного проекта, получить разрешение на строительство, пройти все необходимые согласования, экспертизы и процедуры ввода возведенного объекта в эксплуатацию.

Преследуемая государством цель такой процедуры и в России и в Беларуси – обеспечить максимально быструю реализацию инвестиционного проекта, обеспечить местное население рабочими местами, пополнить государственный и местные бюджеты налоговыми поступлениями, загрузить работой местные подрядные и субподрядные организации, модернизировать производства, снизить объем импорта за счет импортозамещения.

Очевидно, что и перед абхазским государством стоит аналогичная задача, принципиально не отличающаяся от задач в регионах России или в Беларуси. Однако Проект не создает даже предпосылок для создания указанных понятных и прозрачных процедур.

2. Отсутствие разграничений между инвестиционными проектами с высокой нормой рентабельности (низким сроком окупаемости) и проектами с низкой нормой рентабельности (высоким сроком окупаемости), а также экономически неокупаемыми проектами.

Проект не предусматривает никаких качественных критериев оценки для проведения разграничения между инвестиционными проектами высокорентабельными (срок окупаемости до 5 лет), рентабельными (срок окупаемости свыше 5 лет) и неокупаемыми социальными или инфраструктурными инвестиционными проектами.

Поскольку в отдельных регионах Абхазии реализуются инвестиционные проекты различной отраслевой направленности, для оценки их эффективности необходимо разработать систему критериев оценки и сформулировать четкие перечни льгот и возможности для государственного со-финансирования реализации таких проектов.

Например, проект по строительству или реконструкции автомобильной дороги, который не является окупаемым при подготовке сметных расчетов, носит ярко выраженную социальную направленность. Но такой проект может предусматривать и отложенные во времени финансовые выгоды для государства в виде появления вдоль данной дороги новых производств, торговых и сервисных предприятий, а в сфере здравоохранения и социального обеспечения сам факт реконструированной дороги может иметь результатом снижение дорожного травматизма, более оперативную медицинскую помощь жителям поселений, расположенных вдоль данной дороги, а также более активную социальную жизнь (мобильность жителей, участие в культурной жизни, эксплуатация велотранспорта и т.д.).

Поэтому для неокупаемых проектов, на которые государством выделаются денежные средства, в обязательном порядке должны быть разработаны и приняты критерии эффективности таких проектов.

3. Отсутствие процедуры оценки эффективности реализуемых инвестиционных проектов (критерии: соблюдение срока реализации проекта, соблюдение объема инвестиций, своевременность выполнения государством принятых на себя обязательств)

Исходя из необходимости классификации инвестиционных проектов, требуется также создание системы критериев оценки эффективности таких проектов.

Уполномоченный орган должен вести мониторинг реализации отдельных инвестиционных проектов, которые получили налоговые льготы и иные меры государственной поддержки. В случае невыполнения ранее заявленных параметров реализации проектов инициатору проекта может выноситься предупреждение, в также применяться меры воздействия в случае неэффективной реализации (или отказа от реализации) проекта – вплоть до изъятия предоставленного земельного участка и лишения инвесторов налоговых льгот.

4. Отсутствие в Проекте четкого механизма защиты инвестиций путем обеспечения судебной и третейской защиты инвестиций, принятию мер превентивного свойства в виде охраны объектов инвестиций по заявлению инвестора

В Республике Абхазия на данный момент отсутствует эффективно действующий механизм урегулирования разногласий и разрешения экономических (торговых, инвестиционных и акционерных) споров. Система исполнения судебных решений работает неэффективно. Отдельные специализированные международные конвенции, которые предполагают защиту инвесторов (например, Конвенция о защите прав инвесторов от 27.03.1997, Конвенция ООН «О признании и исполнении иностранных арбитражных решений» 1958 г.) на данный момент не ратифицированы и не применяются на территории Республики Абхазия.

В Проекте (ст. 44) прямо не указано, что споры между партнерами в рамках инвестиционных партнерств могут быть предметом третейского (арбитражного) разбирательства – в том случае, если в соглашениях о создании таких партнерств будут включены соответствующие арбитражные оговорки.

В рамках подготовки к принятию предлагаемого Проекта необходимо обеспечить эффективную защиту национальных и иностранных инвестиций на территории Республики Абхазия – путем ратификации упомянутых международных конвенций и обеспечения эффективной работы службы судебных приставов.

Для полноценной работы механизма защиты иностранных инвестиций, особенно на первых порах, важно внедрить механизм признания и обращения к исполнению на территории Абхазии иностранных арбитражных решений согласно Конвенции ООН 1958 года.

Проект закона не учитывает международный опыт эффективного использования Торгово-промышленных палат, как авторитетных и эффективных арбитров и медиаторов в бизнес-процессах. Данный институт давно функционирует в Абхазии, и его потенциал может быть выгодно использован в рамках успешной реализации инвестиционной политики республики.

5. Отсутствие четких параметров по лишению налоговых льгот и изъятию предоставленных земельных участков у неэффективных инвесторов

Проект вообще не содержит четких критериев, согласно которым отдельные инвесторы могут быть лишены предоставленных налоговых льгот, а предоставленные земельные участки – изъяты для перераспределения среди более эффективных инициаторов проектов.

Одним из таких критериев, для инвестиционных проектов, может стать фактор эффективности пользования.

Предлагается ввести в Проект строгие временные рамки, в течение которых любой предоставленный инвесторам земельный участок при условии невыполнения положений инвестиционного соглашения, может быть изъят с соответствующей компенсацией по рыночной стоимости (в случае осуществления определенных начальных инвестиций (неотделимых улучшений) в данную площадку со стороны инвестора, подтвержденных заключением независимого оценщика и эксперта). Затем данный земельный участок может быть передан в аренду на конкурсной основе другому инвестору. Проведение конкурсов на право заключения договоров аренды земельных участков должно стать публичным, с заблаговременной публикацией информации о таких конкурсах в сети Интернет и в бумажных средствах массовой информации на абхазском и на русском языке.

Четкая и подробная процедура проведения конкурсов среди потенциальных инвесторов обязательно должна быть сформулирована и отражена в Проекте.

6. Сложная доступность и скудность налоговых льгот и преференций

Описанная в Проекте модель льгот и преференций предполагает получение каких-либо льгот в условно-регистрационном порядке.

Такой механизм является более жёстким и регрессным по сравнению с действующим абхазским инвестиционным законодательством, которое предполагает получение налоговых льгот в обязательном порядке, лишь при инвестировании указанных в законе сумм. Разрешение на применение льгот со стороны государственных органов не требуется. То есть инвестор в уведомительном порядке сообщает налоговым органам о соблюдении им законодательно закрепленных условий и гарантировано получает льготы. Заложенный в Проекте подход ставит инвестора в уязвимое и зависимое от решений государственного чиновника положение. Такая новелла выглядит контрпродуктивной.

В рамках предлагаемой Проектом модели мелкий и средний бизнес не имеет никаких шансов получить льготы и стимул развиваться. Любые инвестиционные проекты на сумму менее 15 млн. руб. оказываются вообще вне инвестиционной политики и не получают никаких льгот и преференций.

Также, Проект по сравнению с действующим законом сокращает сферы и формы преференций и льгот: в нем не предусмотрены льготы в таможенной сфере и в сфере внебюджетных платежей.

Проект закона не выглядит гибким и адаптированным к реальным финансовым показателям экономической деятельности бизнеса в Республике Абхазия. Льготы для проектов на сумму от 15 до 150 млн. руб. абсолютно одинаковы, хотя очевидна необходимость их дифференциации. Очевидно отсутствует предварительный анализ данного вопроса, его результаты вообще не нашли отражения в Проекте.

7. Недостаточная проработка особенностей регулирования деятельности инвестиционных партнерств

Предлагаемая Проектом новая форма юридического лица – инвестиционное партнерство – является достаточно прямым аналогом существующего с июля 2012 года в Российской Федерации института «хозяйственного партнерства» (соответствующий закон был разработан и принят в 2011 году). Однако авторы Проекта не в полной мере восприняли конечную цель создания хозяйственных (инвестиционных) партнерств на территории Республики Абхазия. Если задаться вопросом о том, в чем разница между абхазским акционерным обществом (или обществом с ограниченной ответственностью) и инвестиционным партнерством (за исключением наличия уставного капитала и возможности голосования непропорционально долям участия)? Ответ дает глубокий анализ концепции российского законодательства: суть и цель хозяйственного партнерства – в возможности максимально диспозитивно (т.е. по желанию партнеров) урегулировать любые вопросы взаимоотношений внутри инвестиционного партнерства. Все, абсолютно все цели, задачи, права и обязанности сторон, прямо не противоречащие законодательству, могут быть действительным образом установлены, могут являться предметом разногласий и споров, должны соблюдаться и уважаться третьими лицами и в т.ч. государством.

Проект необходимо существеннейшим образом доработать, для того чтобы новый для Республики Абхазия институт инвестиционных партнерств смог функционировать в полном объеме и способствовать партнерам-инвесторам эффективно реализовывать совместные инвестиционные проекты. Возможно, для это потребуется принять отдельный закон об инвестиционных партнёрствах.

Часть 2 здесь: blog.pravo.ru/blog/29546.html

Нет комментариев