Иван Слепцов →  Владимир Путин и революция как источник права

Украинцы, 21 ноября прошлого года вышедшие на Майдан в Киеве и не уходившие оттуда до свержения президента Виктора Януковича, имели основания для недовольства, признал сегодня Владимир Путин. «Люди справедливо, я хочу это подчеркнуть и в этом я согласен с Майданом, справедливо требуют кардинальных перемен в политике и вывода новых, свежих людей в верхние эшелоны власти», — сказал российский лидер. Тем не менее, вынуждать Януковича, который долгие недели, несмотря на явную потерю общественной поддержки (это Путин тоже признал), игнорировал требования оппозиции и провоцировал нарастание напряженности, протестующие не имели права, а потому совершенное ими, по мнению российского президента, называется антиконституционный переворот и вооруженный захват власти. «Народ, конечно, хотел перемен, но нельзя поощрять незаконные перемены», — вот формула Путина.

Главы государств, разделяющие такую позицию, часто встречались в человеческой истории. И иногда им приходилось жить в одно и то же время с народами, которые хотели перемен, а они, эти главы государств, считали эти перемены незаконными. Король Георг III, ненавидевший либералов-вигов, назвал бунтом начало борьбы жителей английских колоний в Северной Америке за независимость. Его французский коллега по трону Людовик XVI, до последнего отвергавший «Декларацию прав человека и гражданина», которая должна была ликвидировать сословную сегрегацию и ввести равенство всех перед законом, примерно в таких же выражениях охарактеризовал штурм парижанами Бастилии. Российский император Николай II, вполне серьезно относившийся к сану помазанника божия, согласился с тем, что в петербуржцев, которые несли ему петицию с упоминанием Учредительного собрания, надо стрелять. Его предки Александр I и Николай I, вместе с прусским и австрийским монархами создавшие в XIX веке «Священный союз» и поддерживавшие в нем жизнь, искренне считали, что каждое народное выступление в Европе должно быть подавлено с помощью вооруженной интервенции извне, если собственные охранители не справляются.

Всех их роднит с Путиным отрицание революции как источника права. Никто из них не способен видеть в массе людей, рискующих здоровьем или даже жизнью ради перемен, самого настоящего законодателя, который сметает отживший правопорядок и ставит на его место новый, более справедливый. Для них они только злонамеренные и опасные инсургенты, коллективный облик

Путин, конечно, более современен, знает про победоносные революции и их роль в истории. Но для государств, возникших после краха СССР, по его мнению, они вредны. «На постсоветском пространстве, где очень хрупкие еще политические конструкции, очень слабая экономика, нужно действовать исключительно конституционным путем», — сказал он.

Почему же президент пришел к такому выводу? Наверное, у его много аргументов, но сегодня он предъявил только один — националюгу, полуфашиствующего и другого чинящего произвол элемента. В частности, пытающего недавно назначенного, не успевшего еще наворовать губернатора. Но один – такой – довод не работает. Если бы подобного рода частными аргументами можно было бы оспорить правомерность и универсальность такого источника права, как революция, то российская полиция подлежала бы немедленному роспуску после скандала с пытками в казанском отделе полиции «Дальний».

Да и вообще недопустимость революций в недоразвитых экономически странах с хрупкими политическими конструкциями – не более чем уловка или софизм. Победоносные революции, с которыми, например, пытались бороться Георг английский и Людовик французский, совершались в странах с ветхим политическим режимом и слабой экономикой. Да и вообще почему-то низы не собираются брать верхи за шиворот и нести на свалку истории в тех странах, где экономики сильны, а институты эффективны. Народ в таких странах обычно доволен тем, как все устроено.

Еще один софизм — это вот эти слова Путина: «Если [в Киеве свершилась] революция, мне трудно не согласиться с экспертами, которые считают, что на этой территории возникает новое государство». Это не так. Революция меняет лишь общественные отношения в государстве. Ни противники России, ни ее союзники в Первой мировой войне не увидели на Востоке Европы нового государства, они только заметили, что от дел была отстранена недееспособная династия. То же самое произошло с Францией после революций 1830-го и 1848 годов. Поэтому слова Путина «с этим [украинским] государством и в отношении этого государства мы никаких обязывающих документов не подписывали» можно расценивать только как еще одно подтверждение мнения канцлера ФРГ Ангелы Меркель, о том, что нынешний российский президент потерял связь с реальностью.

Конечно, можно было бы махнуть рукой на тех правителей, кто отрицает революцию как источник права. В конце концов человек смертен, и их век недолог в исторических масштабах. Но беда в том, что параллельно чаще всего у них есть и другое опасное искажение сознания. Они уверены, что при отцах и дедах, если не брать бытовой комфорт, было лучше, чем ныне, и стараются заморозить развитие: общественное — всегда, технологическое — попутно, потому что от грамотеев всегда беда. И в конце концов их страны оказываются в ситуации, когда флот годен только на то, чтобы в лучшем случае стоять в Кронштадтском порту, а в худшем – лежать на дне Севастопольского. Когда «у англичан ружья кирпичом уже не чистят». Когда железная дорога – это роскошь, а не средство передвижения. Когда двенадцать детей в семье нужны для того, чтобы хоть двое выжили.

Автор — главный редактор «Право.Ru»

59 комментариев

Владимир Мусинский
Я понимаю людей, возмущенных коррупцией, низким уровнем жизни и т.д. Но и вы должны помнить и понимать, что в Украине пока берут верх фашиствующие бендеровцы, первым шагом которых была отмена довольно ущербного закона о языке.
И если наша власть будет финансировать фашизацию Украины, я буду не только против нее, я полезу на баррикады. Повашему ведь это законно…
0
Г. Вольф
Также возникает вопрос, а как отличить революцию от переворота?
0
Андрей Григорьев
Мысль автора статьи скачет, а выводы навеяны большевистскими учебниками по истории и политэкономии. По сути статьи — это весь комментарий!
0
Павел Олейников
«Ни противники России, ни ее союзники в Первой мировой войне не увидели на Востоке Европы нового государства, они только заметили, что от дел была отстранена недееспособная династия»
Жаль, автор забыл интервенцию стран Антанты, Японии и США. Но это и понятно, смысл всех таких статей направлен на ослабление поддержки населения нашему Президенту в тяжелое для России время.
Поймите: то, что сегодня многие выдающиеся интеллектуалы публично раскладывают по полочкам, что, почему и как есть/произойдет — это то же самое, как если бы, предположим, Б(у)онапарт в 1795 году поехал бы по туристической визе в Австрию, записался бы на прием к служащим австрийского штаба (простите, гофкригсрата – «придворного военного совета») — и с картами, цифрами и планами в руках рассказал бы о том, какие есть слабые места в дислокации их войск. Но я подобных глупостей за Бонапартом не замечал. Итак, слава России! Победа будет за нами!
1
Владислав Никитенко
Классная статья! Нормальный анализ. А то что так много критиканов, ну так быдло-ящик работает аккурат для таких.
0
Иван Евстифеев
Термины «революция» и «государственный переворот» не являются правовыми и исследуются близкой к праву наукой — политологией. В праве (уголовном) существует же понятие «насильственный захват власти» (что и произошло на Украине), как уголовно-наказуемое, а следовательно порицаемое обществом явление (действие).
Что касается теории государства и права, то мы (юристы) знаем, что одной из функций государства (а следовательно его органов) является обеспечение общественного порядка и сохранение общественного (государственного) строя. И данная функция присуща любому государству. Есть государства которые с такой функцией справляются (США, европейские страны или ЕС, Россия, Китай и т.д.) и государства, которые потерпели фиаско в этом — Ливия, Сирия, Египет, Ирак, Украина и ряд других.
При этом, личность главы государства, в контексте рассматриваемого вопроса для теории права значения не имеет.
Полагаю крайне нетактичным и даже неприличным указание на ряд жутких преступлений, совершенных сотрудниками МВД РФ как на некое основание для возможности совершения революции (прочитал между строк). В любой стране мира вы сможете найти примеры, подобные тому, что произошли в отделе полиции «Дальний».
В контексте указания Ивана на право народа на революцию (уголовное законодательство такого права не предусматривает), непонятно, почему он не упоминает о соотношении численности населения Украины (десятки миллионов) и численности активистов Майдана (десятки тысяч). Разве весь народ Украины желал «революции» (насильственной смены власти)? Полагаю, что нет. Что мешало активистам Майдана дождаться выборов в 2015 году? Почему Майдан возник именно в связи (и это по утверждению лидеров Майдана и было реальной причиной бунта) с решением президента Украины приостановить евроинтеграцию? А этой связи вопрос: проводил ли анализ топик-стартер соглашения Украины и ЕС на предмет его соответствия экономическим интересам страны?
Безусловно и то, что с точки зрения права, законным смена власти, может быть исключительно основанный на нормах избирательного права переход власти от одной элиты к другой. Надеюсь все понимают, что реальной властью в любой демократической стране обладает не народ, а определенная элита. Даже на местном уровне (не считая сверхмалые муниципальные образования).
Осмелюсь предположить, что публикация данного интересного, но не соотносящегося с правом, материала вызвана личным негативным отношением Главреда к Путину. Что само по себе не плохо. Но насколько данный материал можно назвать глубоким и раскрытым с точки зрения права как системы общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения?
1
Андрей Кузнецов
События на Украине наглядно показали, что единственным источником «права» (в первую очередь — «международного») — является сила. Все емко и лаконично описано в басне «Ягненок и волк». Путин показал, что у России тоже есть сила (кому не нравится — читайте «у России Путина»). Слава богу. А то у нас уже давно был бы «майдан».
0
Алексей Черепок
ВВП, как и все его окружение, искренне верят, что власть — от Бога, а значит — навсегда…
0