Konstantin Filipenko →  О чем молчит Ваш офшорный адвокат.


На протяжении многих лет мы занимаемся вопросами минимизации налогообложения, системами удаленного управления бизнесом, обеспечиваем документооборот бизнеса с госорганами, включая налоговые службы. Использование офшорных компаний для минимизации налогов было обычным делом. Но все рано или поздно заканчивается.
Рост количества офшоров стал результатом недоработок национального законодательства, отсутствия обмена информацией между странами и развитием технологий, которые позволяют виртуально участвовать в управлении компанией, зарегистрированной в любой части света. Государства столкнулись с проблемой вывода капитала и размытием налоговой базы.
В ответ на ситуацию страны G20 разрабатывают комплексные программы, вводятся стандарты, позволяющие иметь общий подход к корпоративному налогообложению. Принимается руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию, разрабатывается модельная конвенция ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал. Происходит внесение поправок в национальные Законодательства, предусматривающее ответственность за уклонение от уплаты налогов с использованием офшорных схем. Налаживается информационный обмен между странами.
Начало антиофшорной политики в России можно отнести к 2002 году. На IV съезде ТПП России в июне 2002 года, Путин В.В. рекомендовал бизнесу выходить из офшоров, возвращать вывезенный капитал в Россию. Он выступил с пророческим предостережением: «Не скажу, что уже завтра заморозят ваши капиталы…”, но если это произойдет, „Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам, в попытках их разморозить!“ (подробности на эту тему смотрите www.kommersant.ru/doc/328322, видео www.1tv.ru/news/crime/119036 ).
Спустя 10 лет мы с вами стали свидетелями таких событий на Кипре, 16 марта 2013 года были заморожены счета. В ходе санкций в 2014 году отдельные бизнесмены тоже попали под прицел со своими зарубежными капиталами.
Бизнес проигнорировал попытки проведения налоговых амнистий, уговоры Путина В.В., продолжает оставаться в тени, ошибочно надеясь на быстрое окончание антиофшорной компании.
Внешнеэкономические сделки по импорту и экспорту товаров совершаются с использованием офшорных компаний, которые выводят прибыль, в бюджет не поступает значительная часть налогов. До 70 процентов недвижимости и бизнеса в России принадлежит офшорным компаниям.
Принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения“. Введены новые определения «Взаимозависимые лица» и «Контролируемые сделки». Россия приступила к формированию правового поля, на котором офшорным игрокам стало неудобно.
Закон перечеркивает схемы по незаконному использованию льгот. Сделки, совершенные с целью снижения налогов, могут быть признаны незаконными, если структурами, свершившими сделки, управляют одни и те же лица или эти структуры были созданы по инициативе одних и тех же лиц. В законе описан механизм определения цены для целей налогообложения. Наиболее простыми для доказывания и понятным всем участникам является рыночная цена и цена последующей перепродажи.
По данным ФТС России до 70% экспорта проходит через офшорные компании. Согласно внесенных изменений, для целей налогообложения Российской компании, может быть принята цена последующей продажи товара. Если это произойдет, то экономический смысл использования офшорной компании теряется.
Отчеты о совершении контролируемых сделок и о наличии взаимозависимых лиц следует подать начиная с 2013 года за 2012 год. Не подача отчета является нарушением налогового законодательства. Если такая взаимозависимость будет выявлена в ходе документальной проверки, налоги будут до начислены.
В Москве создано Управление Трансфертного Ценообразования www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/structure_fts/str_podr_ca/usimk/, и Межрегиональная инспекция ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/structure_fts/mri_fns/mi_cenoobrazov/ (вышедшая по размеру доначисления налогов в один ряд с инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам).
Налоговые органы накапливают опыт по обмену информацией. В период с 2013 по настоящее время, ФНС России направила тысячи запросов в различные страны в соответствии с соглашением об обмене информацией. На Кипре запросы исполняются банками, адвокатами, аудиторами, секретарским компаниями.
В декабре 2013 года Путин В.В. дает распоряжение о разработке комплексных мер по деофшоризации экономики.
В ноябре 2014 год и принимается закон 376 ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ЧАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)».
Закон ввел новые понятия — «Юридическое лицо – налоговый резидент». «Контролирующее лицо» и «Контролируемая иностранная компания» (КИК).
Иностранное юридическое лицо может быть признано налоговым резидентом России, если ее управление осуществляется с территории РФ. Критерии: заседания совета директоров, работа исполнительного органа, главные должностные лица осуществляют свою деятельность преимущественно в РФ. Если дин из видов управления: учет, делопроизводство, оперативное управление персоналом, осуществляется с территории РФ. Тем, кто имеет эти признаки, следует готовиться к составлению уведомления и платить налоги в России.
Большинство офшорных компаний, числящихся по номинальным адресам, управляемым номинальными директорами и секретарями станут налоговыми резидентами РФ. На них не будут распространяться критерии, предусмотренные для КИК с размерами доходов свыше 10 млн. рублей.
Учитывается наличие квалифицированного персонала и собственных активов в стране регистрации. Если вместе с уведомлением Вы предоставляете справку об их наличии, то есть основания попасть в категорию Контролирующих лиц, а копания может стать Контролируемой Иностранной Компанией.
Контролирующим лицом является гражданин, которому вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более чем 50% в капитале компании, а также гражданам, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10% в капитале компании, более чем на половину принадлежащим налоговым резидентам РФ. Аналогичные нормы распространяются на юридические лица, которые участвуют в капитале иностранных компаний. С 2016 года доля в иностранной компании контролирующего лица с 50% снизится до 25%. Что касается понятия контролируемая иностранная компания, то под ним подразумевается организация или структура без образования юридического лица, которая сама налоговым резидентом РФ не является, но ими контролируется.
Если на Вас (в совокупности с супругами и несовершеннолетними детьми) зарегистрировано 50% владения иностранной компанией, или 10% компании, больше половины которой принадлежит резидентам РФ, то необходимо подать информацию об этом в налоговые органы.
Новый закон обязал налоговых резидентов России сообщать об их участии в иностранных организациях, а так же предоставлять сведения об этих организациях. Установлены штрафы за неподачу уведомления об участии в иностранной компании 50 тысяч рублей, и за не поданное уведомление о контролируемой компании 100 тысяч рублей. Штраф начисляется из расчета за каждую компанию. В зависимости от уровня доходов иностранных организаций, налоговый резидент России обязан предоставить декларации и уплатить налоги.
Резиденты РФ обязаны подать уведомление об участии в иностранных организациях, владеющих имуществом в РФ (сообщить об учредителях, бенефициарах и управляющих в ИФНС по месту нахождения объекта). Налоги, связанные с владением компанией уплачиваются пропорционально доле, принадлежащей в компании. Штраф за непредставление этих сведений, составляет 100% от суммы налога.
По новому закону Вы должны подать сведения о самом факте существования контролируемой Вами компании и сведения о Вашем участии в ней. Вам предстоит самому на себя написать в налоговую службу. Согласитесь не очень приятный поворот событий. Тем, кто не заявил о контролируемых сделках, придется объяснять. Как контролируя компанию удавалось делать не контролируемы сделки?
Проектом закона в Уголовный кодекс вносятся новые квалифицирующие признаки, устанавливающие ответственность за уклонение от уплаты налогов через подставных юридических лиц, а также путем сокрытия или искажения информации в отношении контролируемых иностранных компаний и контролируемых сделок. За указанные преступления устанавливается штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб., а качестве альтернативного наказания предусмотрены принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до шести лет. Подробнее: www.kommersant.ru/doc/2617172
Новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года и обязывает декларировать в фискальных органах доходы физическим и юридическим лицам, которые контролируют иностранные компании. Минимальный размер прибыли на 2015 год устанавливается в размере 50 млн рублей, однако со временем этот порог будет опускаться ниже, 30 млн руб. в 2016 году и 10 млн руб. после 2017 года. Как низко этот порог может быть снижен далее, покажет время.
Мы помним о наличии номинальных директоров, акционеров, исправно платим регистраторам и адвокатам за сокрытие нашей причастности к офшорным компаниям. Мы должны помнить о документах, подписных при открытии компании. В деле компании имеется соглашение о номинальном директоре и акционере, которое является основанием для уплаты номинальных услуг и фактическим признанием Вас лицом, контролирующим компанию.
Не стоит забывать о банках, в которых открыты счета. Чей паспорт был отсканирован и положен в банке в дело компании? Кто управляет ее счетами? Чьи распоряжения выполняет наемный персонал, который работает в офшорном офисе? Ответы на эти вопросы станут достаточным основанием для признания сделок контролируемыми и применения к ним расчета налогов по цене последующей перепродажи.
Как фискальные органы могут получить информацию о компании-нерезиденте, принадлежащей российскому налоговому резиденту? По нашему мнению, списки владельцев иностранных компаний по всем юрисдикциям с нужными для налогообложения полями уже давно есть. Офшорные юрисдикции ведут учет компаний в разрезе стран, в которых проживают бенефициары. Банки, открывающие счета хранят в своих архивах и электронных базах сведения о реальных бенефициарах компании, копии их паспортов, образцы подписей. РОСФИНМОНИТОРИНГ не мог не решить эти задачи. Смотрите оценку Путина В. В. этому органу youtu.be/pXEHddqCMGM Официальный сайт www.fedsfm.ru/ Отчет о работе за 2014 год www.fedsfm.ru/content/files/activity/annualreports/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82_2013.pdf
Вопрос в том, как будут использоваться эти сведения. Законом предусмотрен уведомительный порядок признания лица контролирующим, а компанию Контролируемой Иностранной Компанией.
1. ФНС, обладая информацией от компетентных органов, направляет требование к налоговому резиденту России о признании его КЛ, а организации КИК.
2. В течении 20 дней налогоплательщик обязан представить пояснения.
3. После получения пояснений, налоговый орган может признать КЛ и КИК в одностороннем порядке.
4. Решение может быть оспорено в суде в течении трех месяцев. Если решение не оспорено, лицо считается признавшим КИК и КЛ.
Обладая достаточными ресурсами и сведениями, ФНС России при отсутствии уведомления о контролируемой компании и об участии в ней КЛ, после 1 апреля 2015 года может в автоматическом режиме начать выписку требований. Дальнейшие события будут развиваться по описанной выше схеме.
Следует учитывать возможности обмена информацией между странами. Если страна, не предоставляет информацию, то она рискует попасть в список стран, регистрация в которых автоматически наделяет компанию статусом КИК. Действуют международные соглашения о сотрудничестве по гражданским, семейным и уголовным делам с большим количеством стран (Латвией, Литвой, Эстонией, Венгрией, Кипром, Францией и т.д.). В октябре в Берлине состоялся 7-й Глобальный форум по прозрачности и обмену информации в налоговых целях. Представители 51 страны подписали соглашение, к которому на сегодняшний день присоединилась Россия. С 2017 года будет происходить ежегодный обмен банковской информацией в электронном виде. Это фактически конец банковской тайны. tax-today.com/novyi_standart_avtomaticheskogo_obmena_informatciei_opublikovan/ ).
По нашему глубокому убеждению игнорирование требования подачи информации в налоговую службу не избавит от ответственности и дополнительной налоговой нагрузки.
Как исполнить закон с минимальными издержками?
Под действие закона попадают налоговые резиденты. Если Вы перестали быть налоговым резидентом, то на Вас он не распространяется. В остальных случаях следует решать, как правильно поступить.
Насколько целесообразно продолжать использовать офшорную компанию дальше? Возможно, есть способ организации бизнеса без использования офшоров, постарайтесь его найти самостоятельно или с участием экспертов.
Для примера. Если Ваша недвижимость в России оформлена на офшорную компанию, налоги на доходы от недвижимости в России возможно снизить и без офшорной компании. Зарегистрируйтесь в качестве предпринимателя и передайте офшорную собственность в личную. Налог в зависимости от Вашего выбора составит 6% от выручки или 12% от дохода минус расходы. В случае принятия решения о переводе имущества и средств в Россию, закон предоставляет амнистию. Имущество, денежные средства, переведенные с Вашей офшорной компании на счета в России налогами облагаться не будут. Эти положения не полная амнистия о которой говорил президент, но есть опасения о том, что амнистия, которую все так ждут по состоянию на 1 июля 2015 года, распространится только на организации, заявившие о себе в соответствии с законом и в установленный срок.
Если Вы хотите сохранить существующие бизнес схемы, то лучше уведомить о компании и платить налоги, как это предусматривает закон. Не самый дешевый и возможно наиболее рискованный путь, так как предполагает встречу с налоговым администрированием в России, достаточно сложную систему расчета налогов, раскрытие информации с предоставлением сведений о движении по счетам, заключения аудиторов.
Если компания выполнила свою задачу, можно ее ликвидировать или продать. Нет компании — нет вопросов.
Не стоит затягивать с принятием решения. Закон вступил в действие с 1 января 2015 года и до 1 апреля уже следует сдать уведомление.
Законодательство принято в России, находится вне рамок компетенции иностранных адвокатов и аудиторов. Они молчат, в надежде дальнейшего сохранения бизнеса. Решение принимать Вам. Адвокаты в России, получая комиссию от иностранных регистраторов тоже не вмешиваются и занимают выжидающую позицию.
Мы предлагаем нашим клиентам проведение аудита на предмет выявления рисков, связанных с вновь принятым законом. Мы предложим меры для адаптации к новому законодательству. основанные на анализе законодательства, бизнеса в России, по месту регистрации компании за границей и нашего многолетнего опыта работы в РФ и за границей.
Проект «Деофшоризация в России» ведется нами совместно с Российскими и Европейскими экспертами в области аудита, налогообложения и администрирования. На сайте проекта http://www.deofshorizatsiya.ru/ мы разместили принятые нормативные акты и наши рекомендации.

Нет комментариев