Карина Мельникова →  Налоговая проводит мероприятия по контролю информации о сделках вне рамок налоговой проверки

При проработке одного небольшого вопроса, составился такой текст.
Люблю Налоговый Кодекс за то, что он такой, какой есть… без бутылки не разберешься. Поэтому, когда материал представляет собой путаницу взаимоисключающих норм, я, порой, составляю для себя небольшие резюме, во-первых, таким образом выстраивается более ясная картина, во – вторых, лучше воспринимается и запоминается материал.
Надеюсь, информация будет понятна и полезна.

В силу п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган вправе вне рамок налоговой проверки осуществить мероприятия налогового контроля относительно конкретной сделки. В рамках указанного мероприятия налоговый орган вправе запросить информацию и документы относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 НК РФ. Лицо, получившее требование, должно предоставить информацию (документы) по сделке в течение 5 рабочих дней со дня получения требования либо в этот же срок сообщить о том, что не располагает указанными документами.
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).
А неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).
Результаты контроля вне рамок проверки оформляются актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях в течение 10 дней со дня выявления нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ). При этом, в Письме Минфина РФ от 22.01.2009 N 03-02-08-7 указано, что акт должен быть составлен не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обнаружения должностным лицом фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.
В акте указываются:
— выводы о привлечении к налоговой ответственности с указанием пункта и статьи НК РФ, состава налогового правонарушения и штрафа, предусмотренного НК РФ (справочно);
— предложения о взыскании неперечисленных налогов, сборов, пени и штрафов, а также начислении пени по состоянию на дату акта;
— иные предложения по устранению нарушений законодательства о налогах и сборах (Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).
То есть, данный акт не может являться основанием для доначисления налога, даже если налоговая установит факт правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов), так как по данным фактам должна быть проведена либо камеральная, либо выездная налоговые проверки и вынесены соответствующие акты (решения). В силу ст. ст. 88 и 89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а в порядке ст. 101.4 НК РФ рассматриваются дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов.
Также представляется, что налоговая не может выставить требования об уплате налога, начислить пени и штрафы на основании акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.
Срок давности привлечения к ответственности установлен в ст. 113 НК РФ — лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
То есть, если срок проведения выездной налоговой проверки по периоду, в котором была совершена сделка, истек, то по результатам проведения мероприятий вне рамок налогового контроля налог начислен не должен быть доначислен.
Если срок еще не истек, то можно сделать вывод, что для налоговой этап сбора информации по конкретной сделке представляет собой подготовительную базу для принятия решения о проведения выездной проверки. Для налогоплательщика – сигнал о том, где стоит «солому положить».

Нет комментариев