Остин Стар →  Тюремная школа

«Кто в тюрьме сидел, тот в цирке не смеется»
Народная мудрость.

На фоне скандала в Правительстве РФ на тему нарушений проведения ЕГЭ решил представить вам на обозрение данный пассаж из мест не столь отдаленных. Лично я считаю, что вся база – моральная и материальная, не говоря уж об инфраструктурной, – была спроектирована, создана и построена в период с Великой Октябрьской Социалистической Революции до прихода к власти такого «замечательного» человека, как Горбачев Михаил Сергеевич. Каждый, несомненно, по-разному относится к успехам и достижениям той эпохи – кто-то ностальгирует, кто-то ненавидит – поэтому даже не буду пытаться агитировать «ЗА» Советскую власть. Однако есть ряд неоспоримых фактов, которые бесспорно подтверждают мою точку зрения. Это касается, в частности, реформы образования Иосиба Бесорионовича Джугашвили (он же Коба) в 1932 году, которая дала всем русским и нерусским народам огромный толчок вперед. Благодаря ей послевоенная, полуразрушенная, аграрная страна уже через каких-то 20 лет была готова совершить Мировую революцию, а через 30 – первой полетела в Космос на поиск новых сельхозугодий, в то время как США местами оставались в роли догоняющих (черт подери, когда-то это было!..), а такие некогда индустриальные империи, как Германия и Англия, остались в стороне от передела Мира.
Так вот, можно что угодно говорить о несоответствии советской системы образования международным стандартам, но русский человек при прочих равных всегда был на порядок более эрудирован в кругу иностранцев. Даже самый задрипанный алкаш порой способен потолковать о немецкой классической философии, поведать о Гольфстриме, ну или на худой конец описать магнитное поле Земли. Сейчас власть, являясь охранителем лишь больших капиталов, несомненно, пытается былую систему разрушить и ввести в качестве обязательных предметов только Богословие, Физкультуру, Русский язык и Основы государства российского. Лично мне это напоминает однобоких арабов: «Лишь Коран есть истина, ввиду того, что все в нем написанное – верно». Тупыми же проще управлять, не правда ли? Процесс одурачивания народа зашел настолько далеко, что никто уже не замечает топорной кремлевской идеологической обслуги. Правительство РФ, в том числе, перестраивает нашу модель образования под «цивилизованную» западную, в то время как Запад выявляет и внедряет плюсы системы как раз-таки Советской. Точно также как мы опускаемся к капитализму, а наш любимый и хваленый Запад плавно двигается к тому, что мы бесследно растоптали – к социализму.
Ну и да Бог с ним. История покажет.
Также в данном эпосе хотелось бы немного затронуть тему исправления и обучения спецконтингента. О русских лагерях, одним словом. Мне вообще нравится слово «лагерь». У него столько значений в богатом и могучем русском языке. У кого-то оно ассоциируется с детскими воспоминаниями, у кого-то с войной, у кого-то с оппозицией, у кого-то с беженцами, у кого-то с холокостом, а у кого-то с ГУЛАГом. У меня помимо прочего еще и с российскими зонами.
Та самая зона при СССР в рамках международной системы исправления была местом относительно неплохим и при ГУЛАГе (были трудодни: зэк мог построить здание МГУ или Канал им. Москвы и получить вольную после сдачи объекта), и особенно после упразднения Главного управления лагерями. Судите сами:
Во-первых, до ’97 года были исправительно-трудовые лагеря. Каждый зэк был обязан либо работать, либо учиться. Зарабатывали порой 200-250 рублей в месяц, в то время, когда средняя зарплата в Союзе была 150-200 рублей. Однако потратить в месяц можно было только 10. Что делали? Отправляли все деньги домой безналом (выполняя тем самым часть супружеского и отцовского долга), а затем обратно заносили наличными рублей 100, на которые можно было есть, пить, играть и даже иметь любовницу из сотрудниц медсанчасти всего за 25 рублей/раз (из рассказов старых сидельцев).
Во-вторых, можно было получить образование на базе школы и профучилища. Например, у меня в зоне учили на 9 (!) специальностей. Сейчас только 6. Причем чудесные преподаватели, откровенно говоря, мучаются с этими зэками-лентяями, но базу дают хорошую как теоретическую, так и практическую. Можете себе представить, чтобы где-нибудь еще в мире в тюрьмах выделялись бюджетные деньги на электроды и ацетилен для осужденных учеников?! А ведь это расходный материал. 3 раза в неделю на практику по сварке постоянно выходят человек по 15. По 4 электрода на человека каждое занятие! Ей богу, это то немногое, что меня удивляет и восхищает одновременно. Сейчас этого уже нет. С этого года было только сокращение учебных программ с 1 года до полугода. Грустно. Самое интересное, что это – пережиток… нет, достижение прошлого, Советского. Я это еще застал.
Я понимаю, образование в ИУ не повод для сравнения и даже обсуждения, но это показатель общей тенденции на всех уровнях. Вот она – смена стимулов, целей и стереотипов. Если раньше нашей стране требовались кадры и специалисты, то теперь они необходимы лишь Китаю, Ирану и Бразилии. И местонахождение или социальный статус этих самых кадров не имеет ни малейшего значения. Это называется меритократией. Власть умных. В СССР в 30-е, 40-е и 50-е годы существовали спецлагеря, т.н. шараги [1], которые представляли собой тюремные НИИ и КБ, где работали заключенные ученые, инженеры и техники. При этом не было дефицита специалистов, но нужен был каждый. Скажете, сейчас не сидят специалисты и профессионалы? Поверьте мне, есть в наших рядах и реальные спецы. Помимо массы юристов и экономистов «чалятся» и журналисты, и оружейники, и врачи, и изобретатели, и даже выдающиеся Химики и физики. Зато почему-то очень мало чиновников. А это и есть наш главный бич. Именно с ним-то и надо бороться. Именно эти тараканы разносят крошки коррупции и произвола по всей стране.
Далее. В-третьих. Практическое применение полученных знаний в производственной части ИТЛ было обязательным, но за з/п в 200 рублей. И знаете что? Были серьезные производственные мощности – станки, оборудование, автосервисы, прессы, швейные цеха, крольчатники, пилорамы, сувенирная макля в конце концов. Система действительно давала не только продукцию и прибавочную стоимость, но и возможность осужденному исправиться и изменить свою жизнь: при желании человек, освободившись из м.л.с., мог устроиться на завод, от предприятия получить комнату, а в дальнейшем и квартиру. Были, конечно, и неисправимые, но здесь уж Jedem das Seine.
Ну и, в-четвертых, всегда были понятия. Хорошо это или плохо, но без понятий больше простора для беспредела среди зэков. Ввиду того, что в тюрьмах оказываются абсолютно разные люди (сильные и слабые, старые и молодые, умные и глупые, сытые и голодные) понятия являются эффективным уравновешивающим фактором в социальном значении. ФСИН РФ это иногда недооценивает, поэтому там, где понятий нет, зэки лезут на крыши и устраивают голодовки и бунты, как зимой 2013 года в Копейске. Однако в детали, почему это происходит, сейчас, пожалуй, углубляться не стану.
Итак. Что мы имеем сегодня, после 20-летнего развала и разрухи, раскроем в том же порядке.
С момента безвозвратного перехода ИУ из разряда самообеспечивающихся в финансируемые бюджетом, формально обязанность работать упразднена, но фактически на работу заставляют выходить посредством сапога и палки (в прямом смысле). Причем про УДО в России можно забыть как страшный сон, но об этом ниже. За квалифицированный труд токаря, сварщика или швеи платят 30-300(!!!) рублей в месяц при средней по стране – 4000-5000 рублей. При этом тратить в местном магазине можно только 3000 в месяц (это всего 10 блоков сигарет). Что делают зэки. Звонят мамкам, женам и другой родне (у кого еще осталась) и просят привезти передачку или деньги на игру. Вот тебе и долг перед семьей.
Образование. В школу ходят всего 2 таджика, учат русский язык. В ПУ сокращают количество специальностей, урезают сроки обучения, уменьшают разрядность, выгоняют учителей (некоторые правда сами увольняются по причине тотального идиотизма).
Практическое применение знаний на нуле, т.к. «рабочки» как таковой больше нет. Стоят и пылятся 40- и 100-тонные прессы, ржавеют токарные станки, обглоданы крысами провода различного оборудования. Есть только цех по пошиву на 50 машинок, где зэки даже работать не хотят из-за отсутствия стабильных заказов и полного непрофессионализма и идиотизма сотрудников администрации.
Вот пример.
Утро. Сижу за швейной машинкой. Работы нет. Стол пустой. Цех слушает «ЮморFM». Я читаю «Игру в бисер» Гессе. Подходит полицай – зам-зама-всех-замов начальника и произносит:
– Э бля, читалкин. Пытаешься че-то вычитать?
Обычно в таких случаях стараюсь молчать, но я не сдержался и выплеснул:
– Ааа… Это – книга!
– Нех тут.
– Так работы же нету…
– Ножницы точи!
– Так их уже мастер наточил…
И тут коронное:
– Чеее? Самый умный што ли?
Я выдержал паузу, и командир после своего риторического вопроса удалился восвояси. Мне это напомнило анекдот:
– Бойцы, кто сможет отремонтировать радиостанцию на бронепоезде?
– Офицер, а она на лампах или на полупроводниках?
– Для особо тупых повторяю: на бронепоезде! :)

Короче: все очень плохо. Бедные зэки от нечего делать играют в нарды, пьют бражку и забивают свои тела портакАми, при виде которых волосы встают дыбом даже у такого обсиженного урки, как я.
Ау, бюрократы! Ну, возьмите на вооружение хоть опыт далекой Бразилии, где заключенные вырабатывают электроэнергию для потребностей города при помощи велотренажеров [2]. Восемь часов кручения педалей равны одному дню матушки-свободы. Поверьте, желающие всегда найдутся. И польза обществу от них будет хоть какая-то. Вы же сами развели миллион этих дармоедов за желание покурить травку в подъезде, а теперь и без того нищая страна должна всех их кормить.

Продолжая про «умности», расскажу, как мне удалось организовать в зоне высшее образование на базе одного вуза.
Оббил все местные пороги. Договорился с «академиками» об их приезде и установке учебного компьютера. И вот, наконец, прихожу за добром к начальнику, все объясняю и спрашиваю:
– Пал Тарасыч, даете зеленый свет?
Он, немного подумав, вопросительно отвечает:
– А ты в курсе, что сейчас умные никому не нужны? Умным быть не модно!
– В курсе, Пал Тарасыч. В курсе, – незамедлительно ответил на выдохе, грустно пялясь в пол, а про себя думаю: «ну и мудак же ты, палтарасыч!»
Хозяин добро дал, но «академиков» в зону все равно не пропустил. Лишь с третьей попытки удалось запустить процесс обучения.
Поэтому, читая новость о том, что все в той же Бразилии за 1 прочитанную книгу в тюрьме сокращают срок наказания на целых 4 дня [3], диву даюсь – какая-то Бразилия заинтересована в подъеме интеллектуального уровня заключенных, а мы, Русские, некогда самая читающая нация в Мире, только плодим повсеместный дурятник, в том числе и в высших эшелонах власти. Именно поэтому Бразилия сейчас строит атомные субмарины, а мы свои пилим. Вот вам и смена курса на тотальное самоуничтожение.
Ладно. Дальше поехали.
Понятия. Что у нас тут? Да ничего хорошего – ввиду полного слияния понятий «воровских» с «ментовскими», фактическую роль по части справедливости они теперь играют примерно такую же, как 31 статья Конституции нашей великой державы. «Закон что дышло, куда повернул – туда и вышло».
И напоследок. Для тех, кто еще сомневается в нереальности условно-досрочного освобождения на просторах нашей необъятной Родины, опишу один каверзные случай, произошедший с самим автором.
Подал я в местный суд документы на УДО. Все характеристики положительные. ИУ выступает с поддержкой, считая, что я более не нуждаюсь в изоляции от общества (будто когда-то нуждался :) ). В общем, казалось бы, идеальная кандидатура. Но! Встает прокурор и говорит:
– У вас тут, молодой человек, в личном деле имеется беседа воспитательного характера. На этом основании я возражаю против применения к вам УДО.
– Постойте, – говорю, – да ведь это не ШИЗО, не взыскание, не выговор, это беседа, которая даже в справках не отражается.
– Ну и что с того?
– Да я… Я могу все объяснить, как дело было.
– Ну, попробуйте.
– Хорошо, – начинаю, – уважаемый суд, можно задать прокурору личный вопрос?
– Задавайте.
– Скажите, если вы в будний день в ноябре месяце проснетесь с температурой под 40, вы пойдете на работу?
– Конечно, нет.
– Поверьте, у меня такое же мнение. Но дело в том, что в учреждении выход на работу осуществляется в 6.45 утра, а врач в зону приходит, дай бог, к 10, поэтому справку об освобождении я получается должен взять уже после выхода на работу. Я ведь только свободы лишен, не права на болезнь. Здесь даже не нарушение чего-то, здесь произошло некое недопонимание.
– Нет. Это нарушение.
– Хорошо, – продолжаю, – что бы вы сделали на моем месте?
– Позвонил бы начальству и предупредил его о своем заболевании и о невыходе на работу.
– Так и я бы так с радостью сделал, но у меня нет такой возможности – позвонить начальству.
И тут эпическое:
– Все правильно. Потому что, осУжденный, вы отбываете наказание в местах лишения свободы за преступление. Раааньше надо было об этом думать!

Немая сцена. Занавес.
___________________
[1] Начавшаяся в 1930 году широкая кампания по борьбе с вредительством под руководством Экономического управления ЭКУ ОГПУ привела к появлению в заключении массы высококвалифицированных специалистов, использование которых для физического труда было нерациональным.
Шарага (шарашка) – жаргонное название НИИ и КБ тюремного типа, подчиненных НКВД/МВД СССР, в которых работали заключённые ученые, инженеры и техники. В системе НКВД именовались «особыми техническими бюро» (ОТБ), «особыми конструкторскими бюро» (ОКБ) и тому подобными аббревиатурами с номерами.
Основным направлением ОТБ была разработка военной техники: самолеты, оружие, танки, ракеты, микробиология, радиотехника, двигатели, геология, химическое оружие и защита и даже расщепление атома.
Через шарашки прошли многие выдающиеся советские ученые и конструкторы: Поликарпов, Туполев, Королев, Стечкин, Солженицын и др.
Множество новых моделей военной техники и вооружения в СССР были созданы заключенными шарашек: истребитель И-5 (1930); грузовой паровоз «Феликс Дзержинский» (1931); высотный бомбардировщик ДВБ-102 (1938); пикирующий бомбардировщик Пе-2 (1939); фронтовой бомбардировщик Ту-2 (1941); вспомогательные авиационные ЖРД РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3 (1942-44); универсальная артиллерийская система 152 мм (1942); полковая 75-мм пушка (1943) и др. – Википедия

[2] В тюрьме бразильского города Santa Rita do Sapucai заключенные при помощи велотренажеров заряжают автомобильные аккумуляторы, которые затем подключаются к городским фонарям. Молодые люди готовы целыми сутками крутить педали, лишь бы раньше выйти на свободу. Идея установить велотренажеры в тюрьмах принадлежит городскому судье. Согласно условиям программы, заключенные крутят педали три дня в неделю по восемь часов. Их «велопрогулка» начинается за час до захода солнца. Пока их сил хватило для выработки энергии, достаточной для 10 уличных фонарей, установленных на набережной местной реки. За каждый день вращения динамо-машины узникам вычитается один день из срока наказания. – Lenta.ru

[3] В четырех федеральных тюрьмах Бразилии за каждую прочитанную книгу срок заключения сократят на четыре дня. Обитателям тюрем, в том числе и тех, в которых содержатся самые известные преступники страны, позволят каждый год читать до 12 книг художественного или научного содержания, чтобы ежегодно сокращать свой
срок заключения на 48 дней. Предполагается, что на чтение каждой книги заключенному потребуется около месяца. Причем в конце он должен будет написать эссе с изложением своего мнения о прочитанном. Если сочинение будет написано без ошибок и помарок, грамотно, с полями и подписью, то тюремщики примут решение засчитать книгу как прочитанную и снизить узнику срок. Выбор литературы оставлен за самими преступниками. Они могут читать как классику, так и философские или научно-популярные произведения. В тюрьмах также будут проходить семинары по чтению. – Lenta.ru

2 комментария

Андрей Кузнецов
Вот черт побери!!! Сначала прочитал пословицу, и возмутился, так как знаю ее в другой интерпретации: «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется». Но прочитал все внимательно — блеск!!! Восхищен!
Автору: Если нужна помощь (им.в.в. интеллектуальная — по правовым вопросам) — обращайтесь, постараюсь помочь.
0
Антон Грибков
Отлично! Подписался на Ваш блог.
0