Найти

Российское законодательство/ Мнение эксперта

Бенефициары выходят из тени

Борьба по деофшоризации российской экономики продолжается. Скоро у юридических лиц появится новая обязанность по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах.

21 декабря 2016 года вступит в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал 23 июня 2016 года.

Законом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части установления механизма сбора, хранения, передачи и раскрытия информации о бенефициарных владельцах юридических лиц.

Однако для того, чтобы понять механизм исполнения юридическими лицами обязательства по раскрытию информации о своих бенифициарных владельцах, а также механизм привлечения к ответственности вследствие неисполнения возложенной на них обязанности, необходимо обратиться к соответствующим положениям Федерального закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 13 июля 2001 года (далее — ФЗ «О противодействии легализации доходов»).

Этот закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Указанный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

При этом под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Необходимо отметить, что ранее механизм раскрытия информации о бенефициарах в положениях Федерльного закона «О противодействии легализации доходов» не раскрывался. Данный пробел действующего законодательства исчез в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Так, статья 6.1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» раскрывает понятие бенефициарного владельца, под которым понимается физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия. С 21 декабря 2016 года юридическое лицо будет обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и, более того, принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев определенных законом сведений.

Каждая организация будет обязана запрашивать у своих участников или других контролирующих лиц целый перечень сведений о своих бенефициарах, включая фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание в РФ, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, ИНН.

Более того, в соответствии с п. 3 ст. 6.1 указанного Федерального закона юридическое лицо будет обязано: регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию; хранить информацию о своих бенефициарных владельцах не менее пяти лет со дня получения такой информации.

Юридическое лицо будет вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев. Более того, физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, будут обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации не будет являться нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не только устанавливает механизм сбора, хранения, передачи и раскрытия информации о бенефициарных владельцах юридических лиц, но и устанавливает административную ответственность в части неисполнения таких обязательств.

Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) появится новая статья 14.25.1 — «Нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах».

В соответствии со ст. 14.25.1 КоАП РФ неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Подводя итог приведенным выше изменениям законодательства, касающихся противодействия легализации (отмывания) денежных средств, необходимо в первую очередь отметить следующее. Указанный Федеральный закон был подготовлен кабинетом Министров Российской Федерации в рамках исполнения и реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности отечественной экономики.

Безусловно, он направлен на усиление прозрачности деятельности юридических лиц, снижение рисков вовлечения их в противоправную деятельность, в том числе связанную с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Цель принятых поправок к уже существующему Закону о легализации заключается, главным образом, в эскалации транспаратности информации о деятельности юридических лиц в Российской Федерации и их конечных бенефициарах.

Раскрытие бенефициаров, по мнению законодателя, должно стать эффективным способом по противодействию с офшорными схемами. С другой стороны, до сих пор остается неясным механизм применения закона на практике, компании не всегда знают своих бенефиациров, а если и захотят узнать, сделать это будет крайне и крайне сложно. Следовательно, остается лишь надеяться, что указанные поправки законодателя не окажут существенного влияния на отечественный бизнес, которому в последнее время итак приходится нелегко.
Обновить список комментариев

Комментарии (0)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.