Наука, теория, государство, право
  • Дата создания
    11 января 2011

Антон Михайлов →  Месть и возмездие в древнем праве: Геннадий Васильевич Мальцев о своей монографии

17 апреля 2012 г. в Институте государства и права РАН состоялось обсуждение монографии члена-корреспондента РАН Геннадия Васильевича Мальцева «Месть и возмездие в древнем праве» (М., Норма, 2011.). В обсуждении приняли участие представители ведущих научных учреждений Москвы (Институт археологии и этнографии РАН, РАГС, Университет МВД) и нескольких подразделений Института государства и права исторического и теоретического профилей.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Некоторые презумпции толкования законодательства в Англии

Официально английские судьи не являются и не признают себя в качестве правотворцев. Их функцию в отношении английского законодательства они видят лишь в интерпретации статутов Парламента, в выявлении его воли, выраженной в тексте конкретного статута, и в последующем применении статутной нормы для разрешения судебного дела. Хотя целый ряд статутов прямо указывает на право английских судов толковать их положения применительно к конкретным обстоятельствам отдельных судебных дел, данное право английских судов вытекает из характера юрисдикции английских судов, исторически является абсолютной прерогативой судов, и потому это право нельзя считать законодательно ограниченным.
Читать дальше

Антон Михайлов →  К вопросу о ценностных основаниях романо-германской и англо-американской правовых традиций

1. «Традиция в праве, – указывает А.П. Рожнов, – характеризуется такими признаками, как устойчивость, неизменность, стабильность, повторяемость и характерность. Правовая традиция есть закономерность развития права, определяемая особенностями его национально-исторического развития и проявляющаяся в отчетливо выраженной стабильности, повторяемости и преемственности правового менталитета, источников права, правовых институтов и процедур деятельности».
Читать дальше

Антон Михайлов →  Вспомогательные источники английского права (общая характеристика)

Единообразной трактовки термина «источник права» в Англии, как и в современной России, не существует. «В самом общем плане – пишет отечественный компаративист М.Н. Марченко – «источник права» рассматривается в рамках данной правовой семьи (англосаксонской) как «один из путей», средств или способов формирования той или иной национальной правовой системы, который «признается и используется» судами».
Читать дальше

Антон Михайлов →  Мировоззренческий переворот Нового времени как исток индивидуалистического прочтения правовой безопасности личности в западной культуре

Правовая безопасность личности трактуется в рамках различных правовых идеологий и правовых культур по-разному.
Читать дальше

Антон Михайлов →  К вопросу о различиях между правом и моралью

Перед тем как приступить к обсуждению основных различий между позитивным правом и моралью следует отметить, что все они существуют внутри общего «морально-правового поля», в котором присутствует коммуникация между индивидами, в силу свободы имеющими определенную меру морально оправданного и/или правомерного поведения, за пределами которой их ждут морально-нравственные и/или юридические меры ответственности.
Читать дальше

Антон Михайлов →  "Подводные камни" обязательного судебного прецедента

Советская юридическая наука крайне отрицательно относилась к судебному прецеденту – в силу не только политико-идеологических, но и, по-видимому, культурно-исторических причин [1]. Метаморфозы российского общества конца 80-х – начала 90-х годов, отразившиеся и на общественном, и на профессиональном групповом правосознании, привели к тому, что вот уже более декады в российской юридической науке не утихают споры о возможности полного или частичного признания судебного прецедента как источника права, о его функциональной значимости для правовой системы России [2].
Читать дальше

Антон Михайлов →  Возможно ли любое толкование называть экзегезой?

Хотя проф. Ф.В. Тарановский и ставит между ними знак равенства, не могу с этим согласиться. Не любое толкование можно назвать экзегезой. Дело в том, что виды толкования различаются не только по используемым приемам, но и по тому, что в английской юриспруденции называют «презумпциями толкования», т.е. установками интерпретатора по отношению к толкуемому тексту, и шире — к статусу знака, его соотношению с «реальностью». Очевидно, что при разного типа установках и цели толкования будут восприниматься по-разному.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Становление теоретической юриспруденции

Возникшая в XIX столетии позитивная философия (философия науки), реализуя себя, определяет еще одно направление развития юридической мысли – наука (теория) права.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Догматическая юриспруденция как юридический позитивизм: облачение осьминога во фрак

Нередко догматическая юриспруденция именуется юридическим позитивизмом, что, на мой взгляд, неправильно. Во-первых, это ведет к размыванию понимания юридического позитивизма как вполне определенной концепции понимания права, сложившейся в 19 столетии и связанной со вполне конкретными историко-культурными обстоятельствами в западной традиции права. Во-вторых, отождествление догматической юриспруденции с юридическим позитивизмом не дает возможности понять существо гносеологических установок и деятельностных идеалов догматической юриспруденции. В-третьих, отождествление всей догматической юриспруденции как таковой с юридическим позитивизмом исторически некорректно по той простой причине, что догма английского права — вплоть до 19 столетия в своих допущениях выстраивалась скорее на теологических (канонических и др.) и естественно-правовых основаниях, а не на основаниях позитивной юриспруденции.
Читать дальше