Наука, теория, государство, право
  • Дата создания
    11 января 2011

Антон Михайлов →  О некоторых средствах судебной защиты по праву справедливости в Англии

В заметке представлена краткая характеристика средств судебной защиты по праву справедливости в Англии.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Как английские юристы раскрывают тему об источниках права в курсе "Английская правовая система". Перевод главы II Д. Дж. Кракнелла "Английская правовая система"

Источники английского права.

2.1. Введение

Важным аспектом любой правовой системы являются ее источники права, и английская правовая система имеет много источников – их важность варьируется от сферы к сфере права, и от одного периода истории к другому.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Правовая традиция и правовая идеология

1. Любое понятие должно иметь функциональное назначение в предмете науки, как знак и значение должно относиться к соответствующему только ему означаемому. В противном случае возникает ситуация языкового синкретизма и, как следствие, отсутствие возможности диалога.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Гипотеза естественного права: некоторые проблемы

Априорно постулируя более высокую степень действительности естественного права по сравнению с «эмпирической» действительностью права позитивного классики юснатурализма изначально оградили себя от обращения к реальной государственно-правовой действительности, которая принципиально не может быть использована для подтверждения или опровержения существования естественного права.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Право и справедливость: некоторые соображения

Проблематика соотношения права и справедливости настолько многоаспектна, что я позволю высказать лишь некоторые соображения.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Правовой менталитет и историческая школа права

Историческая школа впервые в истории юриспруденции помещает право в исторический и культурный контексты: провозглашается принципиальная изменяемость права и его обусловленность национальной культурой, менталитетом народа. Если в классическом юснатурализме право мыслилось как «абсолютное», исторически неизменное и инвариантное в культурном отношении (универсальное), то историческая школа утверждает историческую и культурную производность права, что означает принципиальный отказ от поиска вечных и годных для всех народов юридических истин [1].
Читать дальше

Антон Михайлов →  Общие черты правопонимания классического юснатурализма (Из истории философии права)

В целом для эпохи Нового времени, удачно названной “золотым веком” естественного права, начиная с 1625г. – примерно до 1814г., характерны следующие черты.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Естественное (живое, социальное) право и искусственное (сконструированное, ученое, книжное) право: из истории становления романо-германской правовой семьи

Начиная с XII века – золотого века юриспруденции, юридическое университетское образование в Европе на протяжении как минимум семи столетий практически полностью базировалось на исследовании «кодифицированного» наследия римской юридической традиции (глоссаторы, комментаторы, систематики «элегантной» школы), которая на протяжении пяти столетий была погружена в тьму небытия и, что наиболее важно, крайне незначительно соотносилась с действовавшим официальным и обычным правом высокого и позднего Средневековья [1].
Читать дальше

Антон Михайлов →  "Возрожденное естественное право" в дореволюционной России

Родословная естественно-правовых воззрений в России начинается у различных исследователей этого вопроса по-разному: Ю. Виппер связывал идею естественных прав, к которой часто апеллируют русские публицисты XVIв. (Матвей Башкин (нач. XVIв.—не ранее 1554г.), Андрей Курбский (1528—1583), Иван Пересветов (? 1510—1550)) с памятниками римского права [1]; В.В. Зеньковский видит первые ростки естественного права в России в учении основоположника нестяжателей Нила Сорского (1433—1508) и говорит о христианских истоках естественно-правовых воззрений на Руси [2]; А.В. Поляков связывает первые либеральные идеи естественного права на Руси с ранними ересями — ересью стригольников, ересью «жидовствующих», ересью Матвея Башкина [3], наконец, Э.В. Кузнецов считает, что историю естественно-правовых воззрений в России следует начинать со «Слова о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (1049), где формальному закону противопоставляется благодать [4].
Читать дальше

Антон Михайлов →  Отчуждение от права и идеологичность техники

Реализация «объективистских» концепций правопонимания на практике в действующее право может привести к отчуждению человека и социальных групп от такого «объективированного» права при условии, что его источник не соответствует центральным ценностям «жизненного мира» адресатов, не является легитимным для группового и индивидуального правосознания.
Читать дальше