Наука, теория, государство, право
  • Дата создания
    11 января 2011

Антон Михайлов →  Цивилизационный подход к типологии государств: от Данилевского к Хантингтону

Основу цивилизационного подхода, существенно расширившего рамки классификационных критериев государственности, впервые сформулировал Н.Я. Данилевский (1822–1885), который в своем сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), отличающихся самостоятельностью и своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного и иного развития.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Идея эволюционного развития права: значение исторической школы юристов

Неоспоримой заслугой немецкой исторической школы является привнесение в юриспруденцию идеи эволюционного исторического развития права. «Только со времени германской исторической школы начинается разработка истории права, как процесса закономерной эволюции», – справедливо указывал В.М. Хвостов.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Сознание римских юристов и характер "классического" римского права

Римские юристы сумели выступить в качестве гениальных мыслителей, которые смогли обобщить и систематизировать социально-правовой опыт. По справедливому мнению Н.Н. Тарасова, у римских юристов господствует инженерный тип мышления. Они относились к праву так же, как и к строительным сооружениям, т.е. имело место именно целевое практическое, а не познавательное отношение. Здесь юридическое сознание формируется как сознание инженерного типа, которое создает работающие сооружения (конструкции), сами конструкции и правила оперирования с ними.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Школа естественного права и историческая школа юристов: идеологический характер концепций

Под идеологией понимается коллективно вырабатываемая ценностно-смысловая сетка, помещенная между индивидом и миром и опосредующая его отношение к миру.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Аналитическая юриспруденция: элементарные представления

Философские основания для формирования аналитической юриспруденции были заложены шотландским эмпириком XVIII столетия Дэвидом Юмом. Изучив «элементы» противоправного поступка, доступные наблюдению, он пришел к выводу, что чувство порицания, являющееся основанием для оценки поступка как противоправного, заложены не в нем самом, а во внутреннем взоре оценивающего субъекта и относятся не к рациональной, а к эмоциональной сфере. Д. Юм утверждал, что логически невозможно из некоторого эмпирически наблюдаемого положения дел сделать вывод, что нечто должно существовать. Такой вывод стал известен в истории логики как парадокс Юма: логически должное не может быть выведено из сущего.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Противоречивая правовая онтология классического юснатурализма и исторической школы юристов

Воззрения о подлинном праве как классического юснатурализма, так и исторической школы права противоречивы в своих основаниях.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Современной теории права формальная логика не указ!

Как известно, в школе естественного права одним термином «право» обозначаются два качественно разных феномена — естественное и позитивное право, а вопрос о родовых общеправовых признаках, делающих естественное и позитивное именно правом, а не чем-либо другим, вообще не ставится.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Язык современного правоведения: "юридическое право" и "неюридическое право"

Крайне широкое, так называемое «философское» понимание права Г.В.Ф. Гегелем как «определенного и наличного бытия свободы» послужило основой для признания им морали, нравственности, государственного интереса как форм наличного бытия свободы, формами права. (См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 90.)
Читать дальше

Антон Михайлов →  Возрожденное естественное право

Смещение в науке XIX столетия акцентов с априорного рационализма в сторону историзма в конечном итоге не могло не развить социальные науки — за несколько десятилетий они выросли до самостоятельной сферы научного знания, относительно независимой от естественных наук. Тем самым механические законы естествознания более не могли быть применены к обществу и праву, потому как выявляемые естественными науками закономерности уже не воспринимались как тождественные социальным, правовым закономерностям — в силу качественного различия изучаемых ими объектов.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Ко всемирному дню естественных прав человека. Истоки и эволюция права природы: три исторических редакции

1. Природа и законное «по природе» в античности. В представлении философского сознания Древней Греции природа – это нечто первичное, лежащее в основании, основа, на которой строится все искусственное – культурное. Она есть неизменная и познаваемая необходимость, налагающая непреложные ограничения на мир культуры. При этом природа скрыта авторитетом, установленным людьми – обычаем, законом. Поэтому поиск природы начинается с сомнения в авторитете традиции. В этом же – корень, начало постепенного перехода от традиционного сознания к сознанию философскому (философия начинается с сомнения в подлинности авторитетных в силу социальной традиции представлений).
Читать дальше