Наука, теория, государство, право
  • Дата создания
    11 января 2011

Антон Михайлов →  Предмет общей теории права, энциклопедия права и интегральная юриспруденция

При исследовании современного состояния предмета общей теории права очевидны два момента.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Теория права в современной России: некоторые сложности учебной дисциплины

1. В отсутствие разработанной и целенаправленно внедряемой государственной политики в сфере юридического образования, в ситуации «деконструкции» общепринятой политической идеологии и серьезной размытости ценностно-целевых структур современного российского общества теория права как учебная дисциплина представляет собой естественный продукт исторического развития, фрагментарно включающий в себя тематику дореволюционных догмы, теории и философии права, советской теории государства и права и – в редких случаях – философско-методологические разработки современных ученых-юристов.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Подлинное право "естественников" и "истористов": должное vs. сущее

«Все зависит от нашего понимания содержания права: либо оно «дается» через факты социальной действительности помимо любого вмешательства со стороны человека, либо оно конструируется человеком», – утверждает известный французский исследователь Ж.-Л. Бержель [1].

Соответственно все существующие концепции правопонимания могут быть классифицированы на те, которые рассматривают право как конструируемую – в соответствии с идеалами, ценностями, целями – человеком реальность должного (право – результат правотворчества), и на те, которые воспринимают право как элемент сущего, как некую данность (Бога, природы, исторической эпохи и т.д.), которая лишь стихийно образуется, но никогда не создается целенаправленно человеком или обществом (право – «естественный» продукт правообразования) [2].
Читать дальше

Александр Петров →  За и против предметной (горизонтальной) иерархии кодифицированных и "простых" НПА: обзор доктрины

По всей видимости, идея об иерархическом приоритете кодифицированных актов над некодифицированными, является оригинальным продуктом научной мысли советских исследователей теории и догмы (!?) права.
В двух словах, ее суть можно описать следующей формулой: кодифицированный нормативный правовой акт (N), регулирующий определенную сферу общественных отношений (S) и принадлежащий к виду (n) может образовать в иерархии НПА новый уровень (n+1), но только применительно ко сфере S, обладая в рамках данной сферы иерархическим преимуществом над всеми иными НПА вида n. Пример предметной иерархии найти очень просто — берем ч. 3 ст. 2 ГК РФ и видим: «Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу
Предлагаю присмотреться к корням данной концепции и аргументации за и против.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Право как система: правосознание континентальных юристов

Юристы романо-германской традиции воспринимают позитивное право как логически связанную целостность, законченную систему норм и принципов, закрепленную в официальных текстах законодательства.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Характер учений естественно-правовой и исторической школ права

Несмотря на отмеченные различия во взглядах на право, естественно-правовую и историческую школы объединяет то, что они обе относятся к метафизическим теориям объективного идеализма. «Под идеализмом разумеется такое направление философской мысли, которое исходит из признания метафизического (лежащего за пределами доступных наблюдению естественных явлений) объективного бытия идей и видит в мировом процессе осуществление этих идей» [1].
Читать дальше

Антон Михайлов →  Историческая и социологическая школы права: некоторые различия (окончание)

[8] Не стоит также упускать из вида и то, что хотя «истористы» и провозгласили эмпирическую исследовательскую направленность, указав, что согласный с народным правосознанием кодекс никогда не будет создан без опытного исследования действующего народного обычного права, вместе с тем в своих исследовательских практиках они практически не обращались к социальным условиям, основаниям позитивного права, устремив свои взоры к изучению терминов и конструкций римского права, а не к средневековым или современным германским обычаям, на что впоследствии обоснованно указывали их яростные критики – германист К.Г. Безелер, «реалист» Р. фон Йеринг, последовательный позитивист Г.Ф. Шершеневич.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Историческая и социологическая школы права: некоторые различия (начало)

[1] При первом приближении может показаться, что как Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта, так и С.А. Муромцев, Р. Паунд говорят именно о социуме как первичном источнике такого феномена как право. Вместе с тем, едва ли допустимо утверждать, что «истористы» и «социологи» понимали под обществом одно и то же.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Является ли развитие права от обычая через "право юристов" к кодексу универсальной закономерностью? (окончание)

Разумеется, приверженцы универсальных путей правогенеза и воззрений исторической школы могут утверждать, что англо-американское право современности как раз и является «правом юристов», сформировавшимся в результате «научной обработки» обычаев в Англии XII-XIVвв. и на современном этапе весьма и весьма постепенно переходящим в стадию кодифицированного законодательства.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Является ли развитие права от обычая через "право юристов" к кодексу универсальной закономерностью? (начало)

Еще в 1860-х гг. Дж.Дж. Филлимор утверждал, что естественный прогресс права проходит три периода: первый, период «младенчества» права, характеризуется господством обычая; второй – усложнением и разнообразием права, в результате чего правовой массив хаотично наращивается и требует прецедентного подхода; вершиной же эволюции права является третий период – кодификации права, которая возводит его в ранг подлинной науки [1].
Читать дальше