Найти

Юристы о законе

Гражданский процесс приблизили к арбитражному…

Начало текущего года ознаменовалось радикальными изменениями гражданского процессуального законодательства — с 01 января 2012 года вступили в силу новеллы о порядке обжалования судебных актов, а также о процедуре и сроках рассмотрения дела в судах общей юрисдикции апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
По новым правилам апелляционное производство разрешено для пересмотра не вступивших в законную силу судебных актов, принятых судами первой инстанции всех уровней (мировые судьи, районные суды, суды субъектов Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации). Основаниями для отмены судебного акта могут стать неправильное определение или недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального или процессуального права.
Фактически апелляционный суд обязан повторно рассмотреть дело по всем правилам судебного разбирательства с вызовом и участием сторон (принцип «полной» апелляции). Вместе с тем, по общему правилу, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в жалобе, и проверяет судебный акт первой инстанции только в обжалуемой части. Однако при наличии необходимости апелляционная инстанция вправе оценить законность решения суда в полном объеме. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, суд должен установить, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены.
Апелляционная жалоба подается в суд первой инстанции, принявший обжалуемый судебный акт. В жалобе не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Представление новых доказательств также не допускается, за исключением случаев объективной невозможности их представления в суде первой инстанции. При этом уважительность причин непредставления должна быть обоснована и доказана самим подателем апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд не вправе передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, а должен вынести один из следующих судебных актов:
— оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения;
— отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
— отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части;
— оставить апелляционную жалобу без рассмотрения по существу в случае пропуска срока на обжалование.
Судебный акт апелляционной инстанции (определение суда) вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжалован в кассационном и (или) надзорном порядке в случаях, предусмотренных законом. Решения суда первой инстанции вступают в силу только после истечения срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы, а в случае обжалования — по факту вынесения судебного акта апелляционной инстанции.
В апелляционном порядке также могут быть обжалованы определения суда первой инстанции, если это прямо предусмотрено законом или если определение суда исключает возможность дальнейшего движения дела. При рассмотрении частных жалоб на определения суда (за исключением определений о приостановлении или о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения) апелляционный суд не извещает лиц, участвующих в деле.
Кассационная инстанция взяла на себя функции надзирателя за вступившими в законную силу судебными актами. Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Кассационная жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции с обязательным указанием всех этапов и результатов предыдущего обжалования, с приложением заверенных копий судебных актов. При этом без прохождения стадии апелляционного обжалования обращение в суды кассационной инстанции будет безуспешным. Поступившая в суд кассационная жалоба передается на предварительное изучение одного судьи, а по результатам выносится определение от отказе в передаче жалобы на рассмотрение либо о ее передаче в коллегию судей. Суд кассационной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о назначении даты судебного заседания, однако неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению дела. При кассационном судопроизводстве все вопросы решаются большинством голосов, и при равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела или против его пересмотра, кассационная жалоба считается отклоненной.
При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, но в интересах законности суд вправе выйти за эти пределы. Вместе с тем суд кассационной инстанции не вправе проверять судебные постановления в той части, в которой они не обжалуются, а также не вправе оценивать законность иных судебных актов по делу, которые вовсе не обжалуются заявителем. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими.
По итогам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе:
— оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;
— отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей, но не вправе определять, какое судебное постановление должно быть в итоге принято. Указания суда кассационной инстанции о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело;
— отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
— оставить в силе одно из ранее принятых по делу судебных постановлений;
— отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
— оставить жалобу без рассмотрения по существу по формальным основаниям (отсутствие у заявителя права на обжалование, несоблюдение правил о подсудности и т.п.).
Судебный акт кассационной инстанции (постановление или определение) вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжалован в вышестоящий кассационный суд либо в надзорном порядке в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Пересмотр судебных актов в порядке надзора ограничен исключительными случаями, когда существует необходимость отправления правосудия на высшем уровне – в Президиуме Верховного суда Российской Федерации. Основаниями для отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора могут стать нарушение основополагающих прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.
В исключительных случаях по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя может быть рассмотрена надзорная жалоба на судебные постановления нижестоящих судов в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных процессуальным законодательством, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
Надзорная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации с приложением заверенных копий всех предыдущих судебных постановлений, принятых по делу. По аналогии с кассационным производством происходит предварительное изучение надзорной жалобы одним судьей, по итогам выносится определение об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения либо о передаче в коллегию судей Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
В случае принятия надзорной жалобы к производству все лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, но их неявка не препятствует судебному разбирательству. При рассмотрении надзорной жалобы все вопросы решаются большинством голосов, а при равном количестве голосов надзорная жалоба считается отклоненной.
Пределы надзорного производства очень схожи с кассационным судебным разбирательством. Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов надзорной жалобы, но в интересах законности вправе выйти за ее пределы. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность иных судебных постановлений по делу, о пересмотре которых не было заявлено. При рассмотрении дела в надзорном порядке суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими.
По итогам надзорного производства Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе:
— оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения;
— отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей, но не вправе определять, какое судебное постановление должно быть в итоге принято. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело:
— отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
— оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
— отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
— оставить надзорную жалобу без рассмотрения по существу по формальным основаниям.
Судебный акт надзорной инстанции (постановление или определение) вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Как видно, система и функциональная нагрузка судов общей юрисдикции существенно изменилась, поэтому разобраться в хитросплетениях судебных инстанций и последовательности обжалования того или иного судебного акта просто необходимо. Ведь по новым правилам кассационная и (или) надзорная жалоба могут быть возвращены заявителю или оставлены без рассмотрения по существу в случае нарушения правил о подсудности и направления жалобы в «неуполномоченный» суд. Возникает риск пропуска срока на обжалование, восстановление которого маловероятно (только в случаях тяжелой болезни, беспомощного состояния и т.п.).
Итак, согласно внесенным изменениям в настоящее время установилась следующая последовательность, возможность и сроки обжалования судебных актов в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях судов общей юрисдикции:


Важно отметить, что апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, не рассмотренные на день вступления в силу вышеизложенных изменений, рассматриваются по старым правилам гражданского процессуального законодательства, действовавшим до 01 января 2012 года.

Елена Домбровская
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»
Обновить список комментариев

Комментарии (4)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
  • Не совсем понял замысла данной статьи. Все эти изменения давно действуют, никаких существенных разъяснений в данной статье не указано и все, что здесь описано, изложено вполне доступным языком в самом ГПК. Поэтому возникает вопрос: для каких целей была написана эта статья?

    • Уважаемый Алексей, цель написания статьи – желание изложить новеллы гражданского процессуального законодательства, введенные Федеральным законом от 09.12.2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» и вступившие в силу с 01.01.2012 года (за исключением некоторых положений, вступивших в силу с 01.03.2011 года). Для оценки практического значения введенных изменений предлагаю Вам обратиться к непосредственному тексту федерального закона.

      • вы большой молодец, что записали мировых судей в систему общей юрисдикции. большой молодец, достойный уважения

        Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.