Найти

Авторское право

Московские пираты

«Дело московской семьи о видеопиратстве на $1 млрд передано в суд», – сообщает нам российский филиал BBC.

История проста:
Как сообщает МВД России, Лопуховы закупали контрафактные копии фильмов у жителей государств, в которых картины выходили в прокат на несколько месяцев раньше, чем в России, – в частности, Украины.
По данным следствия, они делали перевод, дублировали фильм на русский язык и «продавали кино в массы», используя для сбора денег электронные кошельки разных сетевых платежных систем.
В мае 2009 года созданный ими интернет-ресурс interfilm.ru, который входил в топ-20 пиратских видеосайтов Рунета, был заблокирован, однако «противоправная деятельность» была продолжена через другой сайт, который следствие называет «запасным вариантом». Второй сайт был рассчитан на детскую аудиторию, что не помешало его создалелям распространять фильмы, не рекомендованные к просмотру лицам младше 16 лет. Ресурс был закрыт в октябре 2010 года.

Я уже неоднократно высказывался против существующей системы регулирования имущественных прав в сфере интеллектуальной собственности и до сих пор считаю, что рано или поздно отказаться от нее придется, но в данной ситуации меня беспокоит другое.

Во-первых, полный консенсус о том, что решение носит политический характер. Не конкретно в отношении этих лиц, конечно, а в целом, в отношении тех, то похоже занимается подобной деятельностью. А в нашей стране, сами понимаете – будет план, найдутся и преступники, даже если они действительно не нарушили закон. План на какое-то правонарушение в нашей стране – угроза для всех и каждого.

Во-вторых, способ исчисления ущерба.

Названная прокуратурой умопомрачительная сумма ущерба представляется многим специалистам интернет-отрасли явно завышенной, поскольку правообладатели вряд ли могли потерять более миллиарда долларов от того, что в Рунете были размещены их фильмы.
По словам руководителя РАПО, деньги в «преступной сети» фигурировали «большие». «Всех смущает большая сумма ущерба, но надо понять, что дело длилось долго. На сайте было много фильмов компаний, которые мы представляем в России. Все компании подтвердили размер ущерба на каждый фильм», – говорит Константин Земченков.
К примеру, ущерб от размещения мультфильмов «Смешарики» на interfilm.ru был оценен в 1,2 млн рублей, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на гендиректора юридической компании «Викторов и партнеры», представляющей интересы компании. По словам Екатерины Львовой, эта сумма рассчитывалась исходя из объема контракта с компаниями, которые приобрели права на распространение «Смешариков» в интернете.

Иными словами, правообладатели и следом правоохранители просто перемножили количество копий проданных пиратами на стоимость лицензионной копии. Аналогичный подход используется в отношении софта. Вот только тут делается неявное и совершенно ошибочное предположение, что все те, то приобрел пиратские копии стали бы приобретать легальные копии, что совершенно не так. Но подумайте: как много из тех, кто скачал или купил пиратку, стали бы покупать лицензионный Photoshop за 24 486.22 руб. (Adobe Photoshop CS5, пруф)? Мне кажется меньше 10%. С фильмами соотношение, конечно, иное, поскольку разрыв в цене между пираткой и лицензией меньше, но сам подход не меняется. С другой стороны, часть пользователей все равно посмотрит хороший фильм в кинотеатре, либо купит понравившуюся программу. Фактически, при оценке ущерба правообладатели и правоохранители выдают желаемое за действительное. Методик адекватного расчета ущерба на данный просто не существует, да и не нужны они никому, кроме обвиняемых.

Что же касается ВТО, о котором нам так часто говорят в связи с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности, то я искренне надеюсь, что нас туда не примут. Мало что может нанести нашей экономике такой вред как полное принятие правил ВТО. Но… это уже отдельная тема.

Изначально опубликовано в блоге Sceptic lawyer. Можете оставлять комментарии здесь или там.
Обновить список комментариев

Комментарии (8)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
  • Кто-то из маркетологов на заре появления индустрии видеопроката и продаж видеокассет с фильмами решил, что если одновременно с началом проката фильма в кинотеатрах или на ТВ выпустить фильм на кассетах, то народ в кино не пойдет и ТВ смотреть не будет. Вполне вероятно, что лет 20-30 назад так бы оно и было. Но сейчас это явно не так. Есть множество людей, не желающих смотреть фильмы в обществе других незнакомых людей, да еще и ехать для этого куда-то в неудобное время. Так что таким людям остается? — пользоваться услугами пиратов. Только ущерб от этого производителям фильмов нулевой, т.к. они сами отказываются продавать товар и получать за него деньги. Таким образом, своими бездарными действиями кинокомпании сами стимулирую пиратство, да еще и поднимать вой по этому поводу. Начинайте продавать диски и он-лайн показы одновременно с выходом фильма, не будет пиратов (в таком количестве точно).

      • Все-таки не могу согласиться. В кинотеатры ходит людей много, в том числе тех, кто уже видел фильмы на компьютере. Есть у людей и выбор, что делать. Ущерб правообладателям, конечно, не нулевой, но в настоящий момент используется методика с существенным недостатком, а именно — результаты полученные с ее помощью фактически аналогичны по своей точности взятым с потолка.

          • Согласен. Но, тогда какой-либо значимый ущерб еще более сомнителен (раз люди идут в кинотеатры и тратят деньги).

        • Иными словами, правообладатели и следом правоохранители просто перемножили количество копий проданных пиратами на стоимость лицензионной копии. Аналогичный подход используется в отношении софта. Вот только тут делается неявное и совершенно ошибочное предположение, что все те, то приобрел пиратские копии стали бы приобретать легальные копии, что совершенно не так.

          Степан, я бы с удовольствием послушала, как Вы предлагаете подсчитывать такого рода убытки? Давайте попогандировать воровство, потому что в магазинах/у изготовителей дорого. Это тоже самое. Правообладатели устанавливают такие цены, которые окупают их затраты при условии продажи отпределнного чила копий. Дальше начинаются доходы. Пираты же — воры, которые паразитируют на чужом труде: не вложив ни копейки получают сотни тысяч прибыли. Дорого тебе — не смотри и не пользуйся. А то все мбы и рыбку съестьи на ёлке покачаться.

            • Я не очень понял, что вы хотели сказать. Что существующая методика правильная, недостатки у нее отсутствуют и другую разрабатывать не надо? Поясните, пожалуйста, потому что пока мне кажется, что вы спорите не с тем, что написано, а с чем-то другим.

              • Так главная причина «воровства» (во многих случаях) не в том, что люди не хотят платить, а в том, что правообладатели не хотят продавать в том виде, в котором он (фильм) нужен потребителям. Конкретный пример: премьера фильма в кинотеатре, но я (уверен как еще многие и многие люди) не люблю ходить в кинотеатры, но хочу увидеть фильм. Правообладатель отказывается мне его продать на диске или он-лайн — вот и поле деятельности для пиратов.

                • И где в таком случае убытки правообладателей? Как их посчитать? Правообладатели хотят получить сразу и много, как настоящие пираты. И получают адекватный ответ от других «пиратов».

                • Копирайт — мерзстная гримаса капитализма, самого антигуманного и бесчеловечного строя, который, видимо, когда-либо существовал на планете.

                  Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.