Найти

Остались ли у потребителей права?

Узаконивание махинаций, или как решить свои проблемы за счет обывателей

«КАПИТАЛ ТУР» — случайность или продуманная схема?

Я не считаю себя идеалистом. Более того, я прекрасно понимаю все реалии и законы нашей правовой действительности. Это понимание я получил, еще учась на юридическом факультете университета много лет назад. Как говорил один мой преподаватель, кстати, очень достойный человек, все, что декларируется нашим законодателем – замечательно. Но есть в нашем законодательстве одна очень существенная «изюминка» – закон не одинаков для всех.

Эту изюминку я всегда учитываю, когда приступаю к работе над каким-либо мало-мальски серьезным судебным делом. Но иногда даже меня, человека давно понявшего как работает наша правовая система, эта изюминка доводит до белого каления.

И дело здесь, наверное, не в том, что в России закон не одинаков для всех, что в стране, а особенно в её регионах, процветает беззаконие, а власть давно срослась с криминальными структурами. Это понятно уже всем, и не только в нашем многострадальном государстве, но и за его пределами. Этого не видит только слепой и не слышит — только глухой.

Суть — в другом. Когда сам стараешься работать со всей отдачей, когда пытаешься честно защитить интересы клиента и отработать заплаченные тебе деньги на 100 процентов, когда ценишь свое реноме и свой профессиональный авторитет выше своего финансового состояния, автоматически переносишь такой алгоритм человеческого поведения и на окружающих. Но проблема состоит в том, что окружение не платит нам взаимностью на наше к нему хорошее отношение: на каждом шагу нас пытаются обмануть, кинуть, облапошить, обсчитать.

Но самое неприятное, когда эти махинации облачают в совершенно законные, с формальной точки зрения, схемы и формы. И нам всем, уважаемые читатели, откровенно впаривают мысль о том, что это правильно, это соответствует духу и букве закона.

Складывается впечатление, что наши властьимущие (финансовые) круги расслабились уже настолько, что считают все население нашей страны полнейшими идиотами, ничего непонимающими в сути происходящего. А это означает, что можно творить все, что взбредет в голову, поскольку все равно никто ничего не поймет, а если и поймет – все равно можно будет обо всем договориться. А значит, удастся легко и непринужденно изъять чужие деньги из кошелька обывателя (лоха, терпилы) для обеспечения собственной красивой жизни, и при этом избежать какой-либо ответственности. Главное-то, вовремя поделиться с кем следует. Кого волнует мысль о том, с каким трудом и на что этот обыватель зарабатывал эти деньги. Обыватель – это ж дойная корова. Сейчас его кинули. Но надо подождать немного времени, когда он сможет подкопить еще немного денег, и тогда его можно будет кинуть еще раз, и так – до бесконечности.

К сожалению, таких предпринимателей на своем профессиональном опыте я встречал не раз. Обычно, я стараюсь держаться от таких людей подальше. Но полностью отгородиться от них в условиях нашей страны, где мошенники с завидным постоянством появляются как грибы после дождя, физически невозможно. С прискорбием должен признать, что печальная участь обывателя (лоха, терпилы, дойной коровы) не обошла и автора данной статьи.

Лейтмотивом этого рассказа является очень простая мысль. В подобную ситуацию может попасть даже очень юридически подкованный человек. Но это не причина опускать руки, прощать все долги и спускать всё на тормозах. За свои права можно и нужно бороться. Запомните, любая законная попытка защитить свои права – это дополнительный кирпичик в ту стену, которая отгородит нас с Вами от мошенничества и правового беспредела.

Но перейдем от вступительной части к конкретике. В 2010-2011 г.г. более тысячи человек пострадали от печально известного на всю страну и за её пределами тур-оператора «КАПИТАЛ ТУР». Пострадавшие – в основном физические лица, туристы, в общем, те, от кого можно особо не опасаться каких-либо серьезных юридических последствий.

Внешне ситуация выглядит более чем благопристойно. У компании «КАПИТАЛ ТУР» начались финансовые проблемы, в результате которых она не смогла отвечать по обязательствам перед своими кредиторами. Итог — начало процедуры банкротства компании «КАПИТАЛ ТУР». А что касается туристов, то ответственность туроператора застрахована в страховой компании «ИнноГарант» на сумму 100 000 000 рублей. Налицо полное соответствие требованиям действующего законодательства и соблюдение прав всех заинтересованных лиц.

Но, к сожалению, в данном случае, как очень часто бывает в нашей стране, форма совсем не соответствует содержанию.

С первых же дней возникновения проблемы началось искусственное затягивание всей ситуации. Что сделает добросовестный контрагент, если он по своей вине не исполнил обязательства – вернет перечисленные ему деньги и возместит убытки. А что делает «КАПИТАЛ ТУР»: мало того, что компания не аннулирует туристические путевки, которые заранее не сможет обеспечить, для того чтобы вернуть уплаченные туристами деньги или для того, чтобы у туристов появилась возможность требовать страховое возмещение, так еще и держит всех своих клиентов в неведении в отношении тех туристических путевок, время которых наступит через несколько месяцев.

А теперь задайте себе вопрос уважаемые читатели: «Для чего необходимо было это искусственное затягивание?» Единственный ответ, который приходит в голову автору данной статьи: «Для того, чтобы в течение всего этого периода ни один турист по формальным причинам не смог обратиться ни в страховую компанию, ни на прямую к туроператору с требованием о возмещении уплаченных денег.»

Но дальше события развиваются еще более стремительно. Спустя несколько месяцев, компания «КАПИТАЛ ТУР» начинает процедуру собственного банкротства. Для чего? Для того, чтобы официально ликвидировать убыточную организацию, которая не может вернуть деньги своим клиентам. Уже после поверхностного анализа ситуации возникают главные вопросы:

— Куда делись деньги туристов? Ведь со всех туристов была взята 100 процентная предоплата. А стоимость некоторых туров превышала отметку в миллион рублей.

— Для чего в абсолютно понятной, казалось бы, ситуации компании несколько месяцев тянуть с вопросом банкротства?

— Кому наиболее выгодна данная ситуация, у кого есть мотив эту ситуацию инициировать?

— Кто больше всего пострадает в результате этой проблемы?

На первые два вопроса должны были ответить наши правоохранительные органы. Лично мне, как и большинству здравомыслящего населения нашей страны, ответы на эти вопросы ясны, как белый день. Но при всей ясности и очевидности этих ответов для всех Российских граждан, данная ситуация остается непонятной для наших правоохранительных структур. Более того, они и сейчас не видят ни малейшего повода даже начать проверку этих обстоятельств.

Небольшая ремарка по поводу последнего абзаца. Сразу оговорюсь, что я лишь повторяю слова, сказанные сотрудником туристического агентства, в котором мной приобреталась тур.путевка, поэтому это — не вывод, а лишь повод для размышления. При обсуждении данной проблемы в турагентстве с целью найти хоть какой-то выход из ситуации от одного из сотрудников я слышу фразу: «Ну а что вы хотите, «КАПИТАЛ ТУР» курируется спец.службами.»

Что же касается ответов на третий и четвертый вопросы, то, на мой взгляд, они очевидны. Банкротство – самый удобный инструмент решить свои финансовые проблемы: денег у организации нет, все те копейки, что остались в её активах распределяются среди крупнейших кредиторов, поскольку денежных средств и иного имущества явно не хватает на удовлетворение требований всех кредиторов, значит, про основную часть задолженности можно просто забыть. Организация официально ликвидируется. А, как говорится в известной поговорке, нет организации – нет проблемы. Только надо успеть «правильно» вывести основные активы из организации до момента начала процедуры банкротства.

Так кому же наиболее выгодна эта ситуация?

Четвертый вопрос отпадает сам собой. Всем давно ясно, что рассматриваемая проблема больше всего бьет по клиентам «КАПИТАЛ ТУРА», обывателям, оплатившим тур.путевки в порядке 100-процентной предоплаты.

Но это еще не конец истории. Закон предусмотрел обязательное страхование ответственности туроператора. Правда, при этом, он почему-то не ставит размер этого страхования в прямую и реальную зависимость от общего объема привлекаемых туроператором денежных средств от туристов. Намеренно это сделано или по недосмотру? Оставим этот вопрос на совести нашего законодателя. Но, так или иначе, ответственность компании «КАПИТАЛ ТУР» застрахована в страховой компании «ИнноГарант» на сумму 100 000 000 рублей.

Все понимают, что этой суммы на полное покрытие понесенных убытков не хватит, поскольку закон говорит, что в случае нехватки денег для удовлетворения всех требований, страховая компания должна выплачивать страховое возмещение пропорционально понесенных убыткам.

Закон есть закон. И в принципе, такое положение стоит признать справедливым. Обращаемся в страховую компанию «ИнноГарант». Предоставляем все предусмотренные законом документы. При этом сотрудники компании настойчиво требуют еще какие-то документы. Прямое тыканье пальцем на несоответствие этих требований нормам закона никакого действия не возымело. Помните про «изюминку» нашей правовой действительности из начала данной статьи. Аргументация одна, тупая и упертая до безобразия: «У нас такие правила.» Хорошо, правила, так правила, предоставляем дополнительные документы. Получаем письмо: «Ваша заявка принята к рассмотрению.»

Однако согласно положениям закона в этом случае страховая компания обязана в течение 30 календарных дней рассмотреть заявку и либо выплатить страховое возмещение, либо отказать в выплате. Поскольку ежу понятно, что отказ в выплате в данной ситуации будет явно незаконен, ждем выплат в течение 30 календарных дней. Но по истечению установленного законом срока ничего не происходит. Для полного понимания вопроса уточняю, что срок выплаты лично для автора данной статьи наступил в марте 2011 г.

При этом сотрудники страховой компании очень вежливо и подробно объясняют всем посетителям, что в случае если заявлено несколько требований, страхового возмещения может на всех не хватить, сумма то – ограничена (100 000 000 рублей.) В этом случае страховая компания должна производить выплаты пропорционально понесенным убыткам.

Согласитесь, выглядит вполне логично. Но только не для людей, внимательно проанализировавших Закон РФ «Об основах туристкой деятельности.» Ведь в этом законе прямо и без каких либо отступлений установлено, что решение о выплате должно быть принято не позднее 30 календарных дней. При этом наличие или отсутствие нескольких требований не дает право страховой компании удлинять этот срок на столько, на сколько ей захочется.

На данный довод следует устный ответ сотрудника страховой компании: «Нам нечего Вам на это ответить. Какой-либо иной информации мы Вам предоставить не можем. Нашим руководством принято такое решение.»

Не надо быть юристом, чтобы понимать, что любой страховой компании выгодно, чтобы деньги как можно дольше находились на её счетах, а, следовательно, выгодно как можно дольше затягивать выплату страхового возмещения.

Но что же получается? Персонально для руководства страховой компании «ИнноГарант» положения закона действуют избирательно? Наиболее выгодные для компании правовые нормы действуют, а про невыгодные можно забыть?

С осознанием того, что проще подождать пару месяцев, чем ввязываться в полугодовалый судебный процесс, ждем еще какое-то время.

Но, тем не менее, точка кипения наступила. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала информация о том, что приказом ФСФР от 24.05.11. у страховой компании «ИнноГарант» отозвана лицензия на страхование и перестрахование.

Попытки дозвониться в саму страховую компанию «ИнноГарант» оказались безрезультатными. Поиск информации в интернете дал еще более удручающие результаты. Оказывается, к страховой компании «ИнноГарант» уже предъявлено огромное количество исков. По части этих исков уже есть вступившие в законную силу судебные решения и выданные исполнительные листы. Только листы эти остаются без исполнения, поскольку средств на погашение задолженности по судебным актам у компании нет.

При таких обстоятельствах в голове настойчиво появляется мысль: а не увязать ли ситуацию с «КАПИТАЛТУРОМ» с тем, что происходит сейчас в компании «ИнноГарант», и не является ли происходящее в компании «ИнноГарант» очередным звеном в единой схеме решения собственных финансовых проблем руководства обеих компаний и ухода от ответственности?

Думаю, что читатели данной статьи давно все поняли и сделали соответствующие выводы. Непонятно другое: почему очевидность беззакония в данной ситуации понятна всем гражданам России, кроме правоохранительных структур?

Что ж, переговорные способы решения проблемы исчерпали себя и оказались безрезультатными. В связи с этим, я призываю всех, кто пострадал от действий, а точнее бездействия компаний «КАПИТАЛТУР» и «ИнноГарант» начать отстаивание своих законных прав и интересов.

На вопрос, есть ли в действиях руководства обеих компаний состав преступления, должны ответить следствие и суд. В любом случае мной лично планируются предъявления иска в суд, обращения в Генеральную прокуратуру, Министру внутренних дел, Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», депутатам Государственной Думы.

Результаты этих обращений будут детально проанализированы и доведены до сведения читателей. Из этих результатов мы и узнаем, являются ли высказывания о борьбе с мошенничеством, рейдерством и коррупцией декларативными или за ними стоит реально проводимая работа.

Одновременно, хочется порекомендовать всем, пострадавшим от деятельности компаний «КАПИТАЛТУР» и «ИнноГарант» последовать моему примеру. Ведь в случае массового обращения (а, если с жалобами обратится хотя бы одна десятая часть всех пострадавших, это будет уже массовое обращение) с жалобами по данному вопросу в государственные структуры, эффект будет – на порядок выше.

Кроме того, если среди пострадавших есть представители средств массовой информации, уважаемые дамы и господа, давайте придадим этому инциденту публичную массовую огласку, поскольку в данном случае, похоже, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Для привлечения внимания наших правоохранительных структур к этому делу необходимо придать ему публичный резонанс. Судя по всему, только в этом случае можно будет рассчитывать на какой-либо адекватный результат.
  • +2
  • 25.07.2011, 13:31
  • Василий Подобин
Обновить список комментариев

Комментарии (5)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
  • К сожалению пост очень длинный и эмоциональный — к концу не смог разобраться: в чем вопрос? что подсказать или чем посоветовать?

    • Эмоций много, а вот по проблеме — мало. Да и не надо так много писем писать (вспомним о том, что Путин и Председатель Правительства и Председатель «Единой России») — ничего не изменится, получите стандартные отписки или Ваше обращение отправят в «компетентные органы». Так что лучше сразу заявление в Прокуратуру, а потом ждать от них ответа.

      • Ну, как говориться, «Страохвщики вперде!». В последнее время утром по госканалам только и слышу о том, что нужно все больше и больше сфер общественной жизни подводить под обязательное страхование (сегодня, например, об этом невзначай упомянули в сюжете про «Булгарию»). Так что в Думе, наверное, неплохо этот вопрос «продавливают».

        • Добрый день. Не слышал об этой ситуации. Я являюсь членом совета Союза потребителей РФ. Давайте попробуем привлечь к участию в этой ситуации нашу организацию. Не могли бы вы отправить мне на электронную почту подробную информацию по вашему конкретному случаю?
          ilya ((())) chernyshev.pro

            • Ирина Загудаева
            • 2 августа 2011, 13:35
            • 0
            Добрый день! Я такая же «пострадавшая». Полностью присоединяюсь к автору статьи. Правда, не хватает юридической грамотности, чтобы все оформить. Но я обеими руками «ЗА». Совершенно не хочется дарить деньги, моло того, что новогодние каникулы были испорчены, ведь никто даже «извините» не сказал. Поэтому подписываюсь под всем вышесказанном.

            Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.