Найти

Право международной купли-продажи товаров

FOB: Проблемы, связанные с заменой судна

Во многих случаях, когда покупатель назначает судно, а судно не прибывает на место погрузки в назначенное время, покупатель может в принципе заменить это судно другим, которое находиться по близости. Этот вынужденный шаг можно назваться шагом необходимым для бизнес эффективности. Однако, на практике все происходит по другому.

Согласно материалам дела Agricultores Federados v. Ampro SA (1965) 2 Lloyd's Rep. 157, договор, заключенный на условиях поставки FOB, предусматривал погрузку товара на судно между 20 и 29 сентября. Судно, которое было изначально предназначено для погрузки, из-за плохих погодных условий, задерживалось до 30 сентября, и покупатель в целях избежания поздней погрузки, назначил другое судно, которое находилось в том порту, где должна была произойти погрузка. Но продавец отказался грузить на новое судно и расторгнул договор.

Суд принял сторону покупателя. Судья Уиджери, в частности отметил: «для удобства ведения бизнеса, если покупатели информируют продавцов о том, что они назначают одно судно (судно А), и я не вижу никаких причин, почему они не могут изменить свое решение и заменить это судно другим судном (судном В), при условии что судно В прибывает на место в рамках оговоренного времени, для того, чтобы дать возможность покупателям исполнить свои обязательства по договору» (стр. 167).

В некоторых случаях, когда договор налагает довольно жесткие условия по назначению судна и замене, продавец расторгает договор, несмотря не то, что покупатель выполнил все условия.

В деле Cargill UK Ltd. v. Continental UK Ltd. (1989) 1 Lloyd's Rep. 1993, договор основанный на форме GAFTA с условием поставки FOB, предусматривал, что назначение судна должно происходить при помощи условного оповещения, которое дает 8 открытых дней с момента приблизительного прибытия судна на порт. Оповещение должно содержать название судна, график прибытия, и приблизительный вес товара, который будет погружаться.

Кроме этого, после этого оповещения, покупатель должен дать еще одно последнее оповещение, которое дает 4 открытых дня с момента представления судна для погрузки товара.

Покупатели следуя указанной процедуре, назначили одно судно (Cobetas), но когда стало ясно что это судно запаздывает, они заменили его другим судно (Finnbeaver). Однако, продавец узнав об этом, поспешил расторгнуть договор. Расторжение договора продавцы мотивировали тем, что покупатели при замене другим судном, не следовали вышеуказанной процедуре. Однако, покупатели объясняли данное несоответствие недостатком времени, связанное с задержкой первого судна.

С другой стороны, покупатели дали неточную информацию о новом судне, которое они послали чтобы заменить первое судно. Эта неточность в предоставлении информации, по мнению суда, могло вовлечь продавца в непредвиденные расходы.

Исходя из печального опыта покупателей во втором деле, сторонам по договору международной купли-продажи товаров необходимо учитывать подводные камни, связанные с буквальным толкованием положений договора. Вместе с этим, покупатели должны принимать во внимание все важнейшие детали при назначении судна, так как предоставление неточной информации о судне чревато серьзными последствиями.
Обновить список комментариев

Комментарии (3)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
  • Эм… А что будет делать судно, которое запоздало? Требовать оплату в любом случае, или оплата происходит в большинсве случаев по окончанию доставки товаров?
    А если судно попало в некие форс-мажорные обстоятельства, в следствие чего опоздало? Не имею ввиду опасности моря. Стороны ведь освобождаются от ответственности, связанные с этим.
    И да, как форс-мажор описывается по инкотермс?

      • В отношении судна, которое запоздало, надо выяснять причину, по чьей вине? Если это по вине судовладельца, то конечно же, судовладелец не может требовать оплаты. Если же это произошло по вине покупателя, (покупатель известил несвоевременно или не дал точные инструкции и т.д. и т.п.), то судовладелец может требовать оплаты фрахта от покупателя. В большинстве случаев, услуги перевозчика/судовладельца оплачиваются заранее, и если это вина перевозчика, то покупатель может потребовать возмещение суммы.

        Если же это форс-мажор, на эти случаи есть страховое покрытие. Форс мажор охватывает не только природные катаклизмы независящие от воли человека, но в случае с международной куплей-продажей также распространяются на запрет правительства на экспорт товара.

        Подробно о форс мажоре, я опишу в следующем посте.

      Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.