Найти

Интеллектуальная собственность

Защита интеллектуальной собственности компании: критические факторы успеха

В последнее время интеллектуальная собственность становится все более ценным активом для предприятий. Однако даже сейчас далеко не все представители бизнеса имеют ответ на вопрос: «Какие преимущества дают результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации?». Какие действия необходимо предпринять топ-менеджменту для эффективной реализации и защиты прав компании на интеллектуальную собственность.
1. Провести аудит объектов интеллектуальной собственности предприятия.
Наличие объектов интеллектуальной собственности можно зафиксировать практически на каждом предприятии. К ним относятся: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, наименования мест происхождения товара, селекционные достижения, фирменное наименование, коммерческие обозначения, секреты производства (ноу-хау) и т.д.
В современной экономике доля нематериальных активов, представленных, в основном, объектами интеллектуальной собственности, составляет более 50% в составе имущественного комплекса предприятия (в развитых странах этот показатель, как правило, варьируется в пределах 60-70%).
2. Определить: нужно ли получить патент в отношении технических решений и сделать соответствующую информацию общедоступной, либо сохранить в тайне сведения, недоступные конкурентам.
Важно учитывать, что государственная регистрация объектов интеллектуальной собственности осуществляется по заявлению лица-правообладателя и только в отношении тех объектов, необходимость регистрации которых закреплена в законе.
Нужно решить, стоит ли регистрировать такие объекты? Ведь регистрируемые технические решения не всегда очевидны для конкурентов, и, в этом случае, компания раскрывает свои разработки. Такие «неявные» сведения зачастую лучше сохранить в тайне, тем самым создав ноу-хау (сведения любого характера, в том числе и технические). Однако, существует риск, что конкуренты самостоятельно создадут идентичную разработку и зарегистрируют ее.
Безусловно, в каждом конкретном случае принимать окончательное решение необходимо после тщательного анализа перспектив патентования. Помощь в этом непростом выборе могут оказать соответствующие специалисты.
Если для бизнеса приоритетнее сохранение секрета производства, то необходимо помнить, что ноу-хау признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе, о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Только соблюдение всех указанных условий, путем принятия соответствующих внутренних документов в организации, влечет создание ноу-хау, и, как следствие, исключительного права на него.
При этом с сентября 2012г. планируется внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, в том числе и в отношении перечисленных условий.
Ноу-хау не требует регистрации в государственных или иных органах. Одним из самых известных примеров является рецепт напитка «Coca-Cola», который для защиты секрета производства хранится компанией в тайне с 1886 г.
3. Получить документы, подтверждающие исключительные права организации.
При регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений выдается патент. На все остальные объекты, подлежащие регистрации (товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), а также объекты, которые могут быть зарегистрированы по желанию правообладателя (программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем), выдается свидетельство.
Что касается результатов интеллектуальной деятельности, которые не регистрируются, например, объекты авторского права, смежных прав, то здесь такими документами будут документы, подтверждающие факт создания. Если мы говорим про фирменное наименование, то достаточно документа, подтверждающего регистрацию юридического лица, что в силу закона порождает возникновение исключительного права на фирменное наименование.
4. Использовать успешный практический опыт защиты прав на интеллектуальную собственность.
Одна из текущих проблем защиты: отсутствие необходимой практики ведения и разрешения споров, связанных с нарушением прав на нематериальные активы предприятия, недаром интеллектуальная собственность считается «высшей математикой» для юриста. Когда руководитель полагается только на опыт юристов предприятия возникает риск отсутствия у них необходимых специализированных узких знаний, что может негативно отразиться на качестве рассмотрения спора. Лучшее решение, выработанное мировой практикой, – это привлечение консультанта.
5. Проводить систематический анализ рынка на наличие рисков в сфере нарушения прав на интеллектуальную собственность.
Для этого каждая организация самостоятельно оценивает, насколько успешно, например, то или иное средство индивидуализации (товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров, фирменное наименование, коммерческое обозначение), техническое решение и т.д., встречаются ли случаи его копирования. Если нарушения возникают достаточно часто, то необходимо заниматься исследованием рынка, анализом информации конкурентов. Когда такие меры осуществляются систематически, появляется больше шансов своевременно выявить и пресечь нарушение и как следствие избежать возможных убытков.
Ответьте для себя на следующие вопросы:
-Есть ли у Вашей компании зарегистрированные товарные знаки, изобретения, иные объекты интеллектуальной собственности?
-Имеются ли в компании сведения, неочевидные и недоступные для конкурентов?
Существует ли практика создания работниками объектов интеллектуальной собственности?
-Возникают ли случаи нарушения интеллектуальных прав Вашей компании?
Для объективной оценки возможных рисков вашей компании в сфере интеллектуальной собственности консультанты Консалтинговой компании «ЮКЕЙ» готовы провести аудит объектов интеллектуальной собственности и разработать эффективную стратегию защиты прав, которая позволит повысить инвестиционную привлекательность компании и сохранить ее конкурентоспособность на рынке.
Обновить список комментариев

Комментарии (0)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.