Найти

Новостной блог международной юридической компании «Salans»

Рейтинг изменений законодательства в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций за 2012 год


1. Черный-черный список
Федеральный закон от 28.07.2012 №139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 ноября 2012 года на основании статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» начала функционировать автоматизированная информационная система, включающая сведения о сайтах с информацией, распространение которой на территории РФ запрещено (далее – «Единый реестр»).

В развитие указанной законодательной новеллы Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены правила ведения Единого реестра, критерии отбора оператора Реестра и правила принятия уполномоченными Правительством органами власти решений в отношении отдельных видов запрещенной информации.

В общем виде процедура включения сведений в Единый реестр выглядит следующим образом:

— Посредством электронной формы, размещенной на сайте zapret-info.gov.ru, заинтересованные лица направляют в Роскомнадзор сообщения о сайтах, которые содержат запрещенную информацию. В зависимости от характера такой информации Роскомнадзор либо рассматривает обращение самостоятельно, либо передает материалы иным уполномоченным органам. При этом критерии оценки информации устанавливаются Роскомнадзором совместно с Роспотребнадзором и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

— На основании решения уполномоченного органа или вступившего в законную силу решения суда доменное имя (указатель страницы) сайта, где находится запрещенная информация, включается в Единый реестр. Одновременно с внесением записи провайдер хостинга, обслуживающий соответствующий сайт, уведомляется о включении данных в систему.

— В течение суток с момента получения уведомления Роскомнадзора провайдер хостинга должен уведомить владельца сайта о необходимости удалить запрещенную информацию. Владелец сайта обязан удалить такую информацию в течение суток с момента получения сообщения от провайдера хостинга, в противном случае провайдер хостинга сам обязан ограничить доступ к сайту.

— По истечении трех суток с момента включения данных о сайте в Единый реестр сотрудник Роскомнадзора проверяет, ограничен ли доступ к запрещенной информации на соответствующем сайте. Если информация доступна, то в Единый реестр вносится IP-адрес сайта. После этого все операторы связи, предоставляющие услуги доступа к сети Интернет на территории РФ, обязаны заблокировать доступ всех пользователей к такому сайту.

— Решение о включении сведений в Единый реестр может быть обжаловано владельцем сайта, провайдером хостинга или оператором связи в суде в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.

Часть информации Единого реестра доступна любому пользователю Интернет: с помощью специальной формы на официальном сайте можно посмотреть, внесено ли доменное имя, указатель страницы или IP-адрес конкретного ресурса в Единый реестр. Доступ к более полной информации предоставляется уполномоченным органам, владельцам сайтов, провайдерам хостинга и операторам связи.

2. Детская маркировка
Федеральный закон от 28.07.2012 №139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Федеральный закон №139-ФЗ, уже упомянутый под номером 1 в нашем Рейтинге, помимо введения списка запрещенных сайтов также внес ряд значимых изменений в части классификации и маркировки информационной продукции.

Снижена роль государственных органов при проведении экспертизы информационной продукции в целях ее классификации. Теперь заказчик вступает в прямые договорные отношения с выбранным им аккредитованным экспертом. С 90 до 30 дней сокращен максимальный срок проведения экспертизы.

В перечень информационной продукции, оборот которой на территории РФ допускается без знака информационной продукции, указывающего на возрастные ограничения, дополнительно включены:

— информация, распространяемая посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, кроме сетевых изданий;

— комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации.

Эти изменения были приняты, прежде всего, с целью учета специфики распространения пользовательского контента в Интернете, при которой владельцы сайтов, предоставляющих возможности дополнения содержания сайта пользователями, фактически не имеют возможности предварительно осуществить оценку информации.

3. Персональные данные: все безопаснее и безопаснее
Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»

Указанное Постановление Правительства принято во исполнение статьи 19 Федерального закона «О персональных данных», которая претерпела значительные изменения в июле 2011 года.

Постановление устанавливает четыре уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах и требования для каждого из этих уровней.

Необходимый уровень защищенности определяется в зависимости от следующих критериев:

— вид персональных данных, которые обрабатываются в информационной системе;

— обрабатываются ли персональные данные сотрудников оператора;

— тип актуальных угроз;

— количество физических лиц, чьи персональные данные обрабатываются в системе.

В связи с принятием комментируемого акта Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.11.2007 №781, утратило силу. В то же время формально в «подвешенном» состоянии остались некоторые нормативно-методические акты, которые базировались именно на указанном Постановлении (совместный Приказ ФСТЭК РФ № 55, ФСБ РФ № 86, Мининформсвязи РФ №20 от 13.02.2008 по классификации информационных систем, Приказ ФСТЭК РФ от 05.02.2010 №58 о способах защиты персональных данных и Методические рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных с помощью криптосредств, утвержденные ФСБ РФ 21.02.2008 №149/54-144).

Очевидно, следует ожидать новых редакций этих документов от уполномоченных ведомств.

4. Мошенники не пройдут
Федеральный закон от 29.11.2012 №207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В Кодексе появилась новая статья 159.6, устанавливающая ответственность за мошенничество в сфере компьютерной информации, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество (в том числе имущественные права) путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей. Также предусмотрен ряд квалифицирующих составов, при этом максимальным наказанием является лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

Кроме того, Федеральным законом от 28.07.2012 №141-ФЗ в Уголовный кодекс снова вернули клевету (статьи 128.1 и 298.1), которая была изначально декриминализована в декабре 2011 года.

5. Государственные РИД: сохранить и приумножить
Постановление Правительства РФ от 22.03.2012 №233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения», Федеральный закон от 16.10.2012 №174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» и ряд иных подзаконных актов

Государство продолжает предпринимать меры для повышения эффективности управления результатами интеллектуальной деятельности (далее – «РИД»), созданными за счет средств федерального бюджета. Функции управления правами на РИД возлагаются на государственных заказчиков, по заказу которых созданы соответствующие РИД, а функции надзора за использованием РИД с 2012 года возложены на Федеральную службу по интеллектуальной собственности.

Закрепляется правило о том, что решение об утрате необходимости сохранения права Российской Федерации на РИД может быть принято только руководителем (заместителем руководителя) государственного заказчика согласно ограниченному перечню оснований.

В соответствии с новым Федеральным законом «О Фонде перспективных исследований» создается специальная организация, основным видом деятельности которой является финансирование исследований и разработок, связанных с высокой степенью риска недостижения новых результатов (технологии военного, специального и двойного назначения). На этот Фонд возлагается функция по поиску и отбору перспективных проектов.

Права на РИД, созданные по заказу Фонда, а также права на РИД, приобретенные Фондом на основании договоров, принадлежат Российской Федерации. При этом Фонд наделен полномочиями распоряжаться правами на РИД, в том числе в целях их практического применения (внедрения).

6. Без вины виноватые?
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 №8953/12

Президиум ВАС РФ высказался по вопросу степени ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за нарушение исключительных прав на примере дела о взыскании правообладателем фотографического произведения компенсации с сети супермаркетов, распространявшей периодическое издание, в котором было незаконно опубликовано спорное произведение (о чем ответчик не знал и не мог знать).

По мнению Президиума ВАС РФ, ответчик может быть привлечен к ответственности за нарушение интеллектуальных прав и при отсутствии его вины, поскольку деятельность ответчика является предпринимательской и осуществляется с учетом рисков и возможных негативных последствий. Более того, высшая инстанция прямо указала на возможность взыскания компенсации с невиновного ответчика, пусть даже и в минимальном размере.

Представляется, что данное Постановление Президиума ВАС РФ способно оказать влияние и на рассмотрение дел с участием провайдеров, поскольку в отсутствие специальных норм об ответственности информационных посредников в имеющейся судебной практике чаще встречается иной подход.

7. Прогресс в процессе
Федеральный закон от 28.07.2012 №143-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 №3 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

Необходимо отметить изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – «УПК РФ») в части специального регулирования изъятия, хранения и возврата электронных носителей информации, прежде всего, как вещественных доказательств (далее – «электронные носители»).

Изъятие электронных носителей (в рамках обыска, выемки) осуществляется в присутствии специалиста. По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя записанной на носителе информации специалист, участвующий в следственном действии, в присутствии понятых осуществляет копирование информации на другие электронные носители информации. В копировании информации может быть отказано в случае, если оно может препятствовать расследованию либо повлечь за собой утрату или изменение информации.

Изъятые, но не признанные вещественными доказательствами электронные носители информации подлежат возврату в разумный срок, рамки которого не определены в УПК РФ.

Также отметим изменения в отношении способов извещения участников гражданского, административного и уголовного процесса. Верховный Суд РФ признал СМС-сообщения допустимым способом извещения с учетом следующих двух условий:

— получение письменного согласия участников судопроизводства на уведомление с помощью СМС-сообщений, которое подтверждается соответствующей распиской;

— фиксация факта отправки и доставки СМС-сообщения адресату.

Соблюдение последнего условия согласно судебной практике обеспечивается детализацией СМС-рассылок от оператора сотовой связи.

8. ИТ на службе нотариата
Федеральный закон от 02.10.2012 №166-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесен ряд изменений в законодательные акты РФ в сфере нотариата (в большей части вступают в силу с 10.01.2014), среди которых наиболее примечательными для сферы ИТ являются следующие:

— создание Единой информационной системы нотариата (далее – «Система»), под которой понимается автоматизированная информационная система, предназначенная для обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия. Оператором Системы будет Федеральная нотариальная палата. В рамках Системы следует особо отметить реестр уведомлений о залоге движимого имущества, сведения из которого могут быть предоставлены любому лицу согласно определенной процедуре;

— возможность совершения нотариальных действий с документами в электронной форме с использованием квалифицированной электронной подписи нотариуса. В электронном виде могут быть поданы, в том числе, уведомления о залоге движимого имущества, сведения на основании которых должны быть внесены нотариусом в Систему в течение одного часа.

9. Рунет как виртуальная территория
Письмо ФАС России от 13.09.2012 №АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя» (ред. от 16.10.2012)

Несмотря на ограниченную сферу применения данного документа, он выражает позицию государственного органа по сложному вопросу юрисдикции в сети Интернет.

ФАС отмечает, что, поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществлять доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.

Для целей рассматриваемого Письма ФАС России в качестве «виртуальной территории Российской Федерации» признает Интернет-сайты, зарегистрированные в доменных зонах .SU, .RU и.РФ, а также русскоязычные страницы сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.

10. В ожидании ГК
Законопроект №47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С начала 2012 года грядущая масштабная реформа Гражданского кодекса РФ будоражила юридическую общественность в России и за ее пределами. Законопроект был принят в первом чтении, второе чтение в Государственной Думе постоянно откладывалось, и в итоге было решено принимать законопроект по частям. Первая часть – законопроект №47538-6/1 – уже стала Федеральным законом от 30.12.2012 №302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Примечательны поправки в статью 19 ГК РФ, предусматривающие возможность использования имени или псевдонима физического лица с его согласия другими лицами.

Вероятно, принятие изменений в часть четвертую Гражданского кодекса, касающуюся интеллектуальной собственности, следует ожидать не ранее середины 2013 года. Тем не менее, считаем нужным упомянуть о тех ключевых изменениях в указанной сфере, которые были приняты в первом чтении:

— Запрет на безвозмездное отчуждение исключительного права и безвозмездное предоставление исключительной лицензии в отношениях между коммерческими организациями;

— Переход от регистрации договоров в отношении подлежащих регистрации объектов интеллектуальной собственности к регистрации собственно отчуждения или залога исключительного права, предоставления права использования на основании заявления сторон, содержащего основные сведения о договоре (или заявления одной из сторон с приложением одного из предусмотренных документов, подтверждающих сделку);

— Специальная статья об ответственности информационного посредника за нарушения интеллектуальных прав, совершенные пользователями;

— Режим коммерческой тайны перестает быть обязательным признаком такого объекта исключительных прав, как ноу-хау: обладателю достаточно применять «разумные меры для соблюдения конфиденциальности».

Краткое содержание предыдущих ТОПов:

ТОП 10 изменений за 2011 год*:
1. Подписанному верить!
2. Электронные деньги в законе.
3. Особым правам – особый суд.
4. Единое интеллектуальное пространство для троих.
5. Провайдер, не отстраняйся.
6. Лицензирование и заказ: обоснованная выгода.
7. Персональные данные в деталях.
8. Кодекс на страже электрических сигналов.
9. Вещайте для всех!
10. Вступление в ВТО: нотификации в силе.

*Документ доступен здесь.

ТОП 10 изменений за 2010 год*:
1. Налоговые льготы: ИТ-компаниям и не только.
2. Электронное правосудие: все в сети!
3. «Сколково»: налоговый рай.
4. Персональные данные: в ожидании перемен.
5. Электронные СМИ: за читателей не в ответе.
6. Свободное использование стало менее свободным.
7. Награда нашла автора.
8. Осторожно, дети!
9. Таможенный союз: реестр для троих.
10. Шифрование: уведоми и ввози.

*Документ доступен здесь.

ТОП 10 изменений за 2009 год доступен здесь.

ТОП 10 изменений за 2008 год доступен здесь.
Обновить список комментариев

Комментарии (0)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.