Найти

Справочно-правовые системы

Знать, где найти



Справочные правовые системы – это специальная категория программ, предназначенных для работы с базами данных нормативных документов и поиска по их текстам. Профессионально с ними работают такие категории пользователей как юристы, бухгалтеры, руководители предприятий, экономисты, финансовые специалисты. Однако, СПС полезны и для обычных пользователей-непрофессионалов, поскольку позволяют быстро находить нужные документы. Что немаловажно, документы эти собраны в одном источнике – при отсутствии единой базы данных пришлось бы прочесывать Интернет, выполняя поиск на сайтах различных органов, принявших тот или иной акт.

Создатели СПС выполняют работу по сбору документов, их систематизации, а также предоставляют пользователю возможность поиска по их тексту и другим реквизитам. Законы и иные нормативные акты – та категория информации, которая может понадобиться буквально каждому. Подтверждение тому – появившаяся задолго до компьютеров народная мудрость, призывающая «не зарекаться от тюрьмы». Большинство правовых вопросов, встающих перед пользователями-непрофессионалами, не столь драматичны, но все равно – необходимость доступа к законодательству сомнений не вызывает. Еще одна «докомпьютерная» народная мудрость гласит, что настоящий юрист – это не тот, кто все знает, а тот, кто «знает, где найти». Проще говоря, юрист должен представлять себе систему нормативных актов, и примерно знать, как и какими документами регулируется тот или иной вопрос, а сами эти документы помнить наизусть совершенно необязательно.

Справочные правовые системы, которые содержат законодательство в упорядоченном и отсортированном виде, наделяют любого пользователя этим качеством «настоящего юриста». Разумеется, квалифицированной юридической помощи простой поиск по базе не заменит, однако, для уточнения простейших юридических вопросов СПС использовать вполне можно. Кроме «нормативки» в них содержатся также статьи и комментарии законодательства, так что СПС вполне можно использовать для самообразования.

Рынок СПС

История справочных правовых систем в России ведет отсчет с 1975 года. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства». В нем признавалось необходимым ввести учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. Постановление было принято 25 июня, то есть, совсем недавно история справочных правовых систем перевалила за тридцатипятилетний рубеж.

Позже при Минюсте был создан Научный центр правовой информации, который существует и сейчас. Центр занялся разработкой первой советской СПС, «Эталон», которая была предназначена для использования в органах государственной власти. А вот первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она «ЮСИС», позже название поменялось на «АРМ „Юрист“». Изучение сайта компании «Интралекс», производителя «Юриста» показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас – непонятно…

Первой программой, благополучно дожившей до наших дней, стала СПС «Гарант», которая разрабатывалась научно-производственным объединением «Вычислительная математика и информатика». Разработка началась в 1990 году, а еще через два года НПО «ВМИ» стало выпускать СПС «Консультант плюс», разработчики же «Гаранта» отделились и образовали компанию «Гарант-Сервис». Таким образом, две наиболее крупные программы ведут свое происхождение из одного источника. При этом «Консультант» перегнал предшественника, и стал наиболее популярной СПС в России: по данным регулярно проводимых исследований, ею пользуется около семидесяти процентов пользователей. Сейчас в его базе – более пяти миллионов документов, в то время как у «Гаранта» счетчик перевалил только за четыре миллиона.

В 1992 году появилась еще одна СПС, «Кодекс». Основным ее отличием от других подобных программ является большое количество в базе нормативно-технических документов, различных ГОСТов, «санитарных норм», конструкторской документации, и других подобных документов. Сейчас в ее базе – более 4 800 000 актов. В 1996 году началось распространение СПС «Референт». Уже тогда в ней были реализованы возможности одновременной работы с локальной базой документов и интернет-серверами, да и сейчас один из основных способов оказания услуг у «Референта» является предоставление интернет-доступа к базе данных. Самый дешевый вариант стоит тысячу рублей за тридцать суток доступа, возможно приобретение «премиум» и «дополнительной» лицензий, предоставляющих соответственно, расширенные возможности и право работы в системе нескольким сотрудникам. Создатели «Референта» сделали попытку написать нечто вроде «базы знаний», упор в которой делается на комментарии экспертов.

И, наконец, появившаяся в этом году СПС «Право.ру» ориентирована на работу преимущественно в интернете, у нее даже нет обычного клиентского приложения, разработчики ограничились созданием программ для iPhone и iPad. Сейчас система бурно развивается, постоянно появляются новые возможности и улучшения. На момент написания статьи в системе уже около трех с половиной миллионов документов. Разработчики обещают, что доступ к базе останется бесплатным, а дополнительные возможности будет можно использовать за умеренную плату, порядка пятисот рублей в месяц.

Обновления СПС

«Консультант», «Гарант», а также другие производители СПС распространяют свое ПО через региональных представителей. Стоимость программы в каждом конкретном случае зависит от установленных информационных блоков, кроме того, часто продавец предоставляет скидки, величина которых, как правило, обратно пропорциональна количеству конкурентов в регионе. Кроме того, распространена практика «пробных установок», когда пользователю дается возможность бесплатной работы с полной версией, а не с обычной демонстрационной.

У большинства СПС документы делятся на отдельные блоки, которые можно комбинировать при установке. Понятие это достаточно условно и каждый производитель понимает под «блоком» или «банком документов» что-то свое. Количество документов в «банке» тоже индивидуально: кто-то дробит базу на много маленьких частей, кто-то – на несколько больших. По названию блока часто нельзя определить, какие документы в нем присутствуют. Нет, если он называется «Законодательство Брянской области», то все ясно, но вот по названию «Помощник кадровика: Эксперт» (один из тарифов «Кодекса») непосвященный может определить только тематику документов.

Столь же условна и такая характеристика СПС, как «количество документов»: некоторые производители считают «отдельными документами» разные редакции одного и того же текста… Доступ к своим базам через интернет предоставляют все СПС. «Консультант» с «Гарантом» при этом денег не берут вообще, но ограничивают время просмотра. У «Консультанта» полный доступ ко всем возможностям интернет-версии вы сможете получить только в выходные и по праздникам, вдобавок, вам придется пользоваться браузером Internet Explorer.

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет. Что же касается «Гаранта», то у него полный доступ ко всем документам интернет-версии предоставляется только в нерабочее время. В остальное время можно пользоваться усеченной версией, содержащей основные нормативные акты. Ее должно хватить для наиболее часто встречающихся ситуаций.

Политика интернет-услуг у «Кодекса» напоминает подход «Референта»: пользоваться системой можно за фиксированноую плату. Тарифных планов, правда, побольше, самый дешевый из них обойдется в сумму чуть меньше двух тысяч рублей, причем оплата не повременная, а «за трафик»: каждый документ оценен в определенную сумму, которая снимается со счета при его просмотре – и так до тех пор, пока счет не уходит «в ноль»…

Основной способ пополнения СПС новыми документами – это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник – это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Как правило, такие публикации не имеют статуса официальных, однако, использовать их для справок вполне можно. Например, у «Право.ру» такой способ пополнения является основным. Кроме того, у этой правовой системы – наиболее полная подборка документов из арбитражной практики: ее разработчики занимаются выполнением работ по созданию базы данных решений судов, так что всю эту информацию «Право.ру» получает из первых рук. На обновления данных о конкретном судебном процессе можно подписаться. Кроме того, «Право.ру» создала сайт с расписанием заседаний арбитражных судов.

Обновления баз данных СПС как правило распространяются через Интернет, хотя практикуется и старый, «дедовский» способ, предполагающий поход регионального представителя к клиенту с флешкой. Периодичность обновлений устанавливается гибко: например, у «Консультанта» можно ставить их даже ежедневно, если не лень. У интернет-версий такого вопроса вообще не стоит: добавленный документ появляется там сразу же.

Возможности СПС

Основной характеристикой справочной системы после полноты ее базы, является удобство поиска. У каждой системы в этой области – свои особенности, но заметна общая тенденция к упрощению поисковых форм. Хотя у «Консультанта» основным способом поиска до сих пор является «расширенный», когда пользователю предлагается форма с множеством полей для ввода самых разных реквизитов документа. Фактически, такой же поиск – основной и в «Гаранте».

В то же время, в остальных СПС пользователю не нужно задумываться, куда и что вводить: поисковые формы в них предельно упрощены и состоят из одной строки. Особенно гордятся этим разработчики «Кодекса», именующие свой поиск «интеллектуальным»: по их словам, вводить запросы можно в свободной форме, близкой к естественным выражениям. Полезная возможность присутствует в «Право.ру» – это кнопка «развернуть», позволяющая просмотреть те отрывки найденных документов, в которых есть слова из запроса. Нечто похожее есть и в «Кодексе».

Результаты поиска в некоторых СПС могут быть отфильтрованы. К примеру, в «Консультанте» можно выбирать документы из каждого информационного банка. В «Право.ру» фильтрация осуществляется по видам документов, от «федерального законодательства» до «комментариев и консультаций». Одной из стандартных возможностей СПС является так называемый «поиск по ситуации», когда документы группируются в зависимости от ситуации, в которой они могут понадобиться. Это очень похоже на группировку документов по так называемым «тегам», с той лишь разницей, что теги проставляются менее упорядоченно.

Кроме того, документы сортируются еще и по тематике, в «Консультанте» инструмент такой сортировки называется «правовым навигатором», а в «Гаранте» тематика определяется непосредственно в карточке поиска. К возможностям почти любой СПС относятся отбор документов с занесением в «избранное», простановка комментариев и закладок, навигация по содержанию документа, просмотр различных его версий.

В «Право.ру» есть некоторые особенности, специфичные именно для Интернета, например, получение ссылки на определенную часть документа или отправка его по электронной почте. Кроме этого, в этой системе сделана попытка создания социальной сети: пользователи могут обмениваться сообщениями, комментировать документы, добавлять друг друга в «друзья», вести блоги. Интерфейс «Права.ру» сделан именно в расчете на использование в Интернете: в нем используются современные веб-технологии, он работает в большинстве современных браузеров и операционных систем.

На развитие справочных правовых систем влияние оказывает само развитие компьютерной техники и законодательства. Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров, большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов. Кроме того, именно после распада СССР начало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появляются услуги, оказываемые через Сеть, а интерфейс поиска начинает «мутировать» от громоздких «карточек» с полями для ввода множества реквизитов документа, до простой поисковой строки, запросы в которую вводятся на естественном языке. Свою роль в упрощении поиска сыграло увеличение мощности компьютеров и их способность обрабатывать большие массивы информации за приемлемые промежутки времени, что позволило повысить качество поиска.

В последнее время веб-приложения становятся равноправными «партнерами» обычных десктопных программ, а нетбуки и планшетные компьютеры позволяют пользоваться ими если не «на ходу», то «на коленке» уж точно. В таких условиях преимущество получают системы, которые созданы более поздно, такие, как «Право.ру». Над ними не довлеет «наследие прошлого» в виде устаревших интерфейсов и технологий. Другими словами, будущее в сфере работы с документами за новыми СПС, идущими в ногу со временем и отвечающими требованиям последних тенденций.
Обновить список комментариев

Комментарии (17)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
  • Кстати забыли упомянуть еще одну систему lexpro.ru

      • тем более по слухам, она объеденилась с Эталоном и теперь называются Эталекс

      • Комментарий был удален модератором
        • Комментарий был удален модератором
      • Познавательно, еще хотелось бы увидеть обзор зарубежных СПС.

            • Horos Horos
            • 13 ноября 2010, 14:54
            • +1
            Думаю для стран с прецедентной системой СПС гораздо актуальнее и по размеру они прости гигантские, тот же КонсультантПлюс весит не мало, полная проф версия + одна региональная база занимает более 30 Гб.

            • Кажется в США это lexis-nexis

                • Есть еще и Westlaw, об этом мы знаем. Но нигде не видел обзор и сравнение.

                    • Ну Westlaw это вообще монстры. Хотя начиналось все так примитивно. Мне американские юристы рассказывали. А сейчас все многотомные книжные шкафы, служащие фоном адвокатам в американских фильмах — это и есть Westlaw

                          • Владимир Романов
                          • 4 декабря 2010, 14:35
                          • 0
                          Пример для нас

                    • Данис Газиев
                    • 18 ноября 2010, 07:06
                    • 0
                    Познавательная статья. Правда во многих моментах информация у вас сильно устаревшая, особенно касаемая возможностей СПС, и есть искажения в описаниях этих же возможностей. Сейчас СПС уходят от простого архива информации к ее анализу, дабы облегчить жизнь обычному пользователю, упростить и свести к минимуму время серфинга по необъятным просторам правовой информации, они также постоянно развиваются и улучшаются. ИМХО, как говорится.

                      • Денис Пучков Адвокатское бюро "Пучков и Партнеры"
                      • 28 ноября 2010, 10:14
                      • 0
                      Статья интересная, но я думаю интересно было бы послушать, а что бы мы хотели от этих систем, может что-то не так или создать какую-то новую.

                      Я считаю, что учитывая правовую слабость наших граждан требуется создать базу данных, именно для них. Например к нам за консультацией приходят или звонят граждане и спрашивают вопрос на который есть очевидный и быстрый ответ.

                      Это будет некая база данных для граждан чайников, задал вопрос и сразу получил ответ, ну а если вопрос сложный тогда к юристу на консультацию.

                        • Создание любой базы — это титаническая работа, нужны огромные вложения и приличный постоянный штат. В одном только Консультанте — 5,5млн документов. А их все надо найти, отсканировать, вычитать, расставить ссылки, каталогизировать… Там, насколько я помню, не одна тысяча человек над этим работает, плюс — связи с законодателями и судами на всех уровнях. Без всего этого — никак. Так что, я думаю, для рядового гражданина посещение консультации ещё долго будет основным способом получения правовой информации.

                          Но, вообще, правовая помощь и правовые услуги, конечно же, должны (и будут, будут) потихоньку перемещаться в Сеть.

                              • Денис Пучков Адвокатское бюро "Пучков и Партнеры"
                              • 22 января 2011, 22:31
                              • 0
                              Так вот я и думаю, что к этому надо стремиться

                            • Алексей Пересмешник
                            • 22 января 2011, 16:18
                            • 0
                            Наконец то появилась альтернатива жлобам.

                              • Да жлобам не так много осталось. Они и так уже под кого только не маскируются при своих рекламных звонках, и «из налоговой беспокоят», и «позовите главного бухгалтера», и у нас «беспатное предложения для юристов», и «это беспокоит государственный информацонный центр», чего только не услышишь. Это, конечно, не удивительно, при такой космической стоимости продуктов можно позволить себе держать целую армию малограмотных звонильщиков, которые будут целыми днями названивать и под любыми предлогами пытаться впарить эти системы в надежде получить свои комиссионные. Скоро жлобы будут существовать только на деньги от хорошо прикормленных буджетных организаций, где в отличие от частных компаний, не принято считать деньги. Ни одна частная компания не будет платить консультантам-гарантам-кодексам при наличии бесплатной альтернативы.

                              Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.