Найти

Судебная жизнь

Кому служит суд

Настоящая статья посвящена институту дисциплинарной ответственности судей, в первую очередь – вопросам обеспечения объективности и независимости судей. Необходимо, чтобы институт дисциплинарной ответственности на деле гарантировал независимость судебной власти, верховенство принципа законности и построение правового государства в России, а не создание «карманных» судов, выполняющих волю власть имущих.

Ответственность судей является важной гарантией обеспечения законности и реализации задач правосудия для целей поддержания правового государства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» установлены требования к судье, которые он обязан соблюдать в профессиональной и внеслужебной деятельности. В свою очередь ст. 121 данного Закона предусматривает дисциплинарную ответственность судей в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи за нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики.

Некоторые особенности

Устанавливая ответственность судей, законодатель должен особо позаботиться о гарантиях их независимости с тем, чтобы институт ответственности судей не был использован для оказания воздействия на суд. Важной гарантией является п. 2 ст. 16 Закона. Согласно данной норме судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение. Исключение составляет случай, когда вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (см. широко известное решение ВС РФ от 16.09.98 № ГКПИ98-440 по делу судьи Пашина С.А.).

А что же на практике?

К сожалению, последняя практика квалификационных коллегий судей и судебных органов свидетельствует о том, что данные принципы далеко не всегда соблюдаются. Это позволило многим российским специалистам прийти к выводу, что в отличие от конституционно установленной независимости судей в Российской Федерации по существу сформировалась антиконституционная «вертикаль судейской власти».

Данный вывод находит свое отражение и в докладах авторитетных международных органов, включая небезызвестный доклад ПАСЕ «Allegations of politically-motivated abuses of the criminal justice system in Council of Europe member states», решениях ЕСПЧ и т.д.

На это же, по мнению автора, указывают и нашумевшие в последнее время решения о досрочном прекращении полномочий ряда московских судей.

Дело судьи Душиной

В конце мая 2010 г. в СМИ было широко освещено рассмотрение квалификационной коллегией судей ходатайства председателя МГС судьи одного из московский районных судов Екатерины Душиной. Решением коллегии от 20 мая указанное представление было удовлетворено, полномочия судьи были досрочно прекращены. В чем же суть обвинений?

В марте этого года судья Душина приняла к производству и вынесла определение о принятии мер по обеспечению гражданского иска ООО «МедиаТехнологииСтрой» к А.А. Тюлькину о признании недействительным договора купли-продажи акций ЗАО «Дайсон Сервис».

Судя по документам, которыми располагает автор, вокруг ЗАО «Дайсон сервис» уже несколько лет существует конфликтная ситуация, причем интерес противоборствующих сторон понятен – фирме принадлежат значительные ценные земельные угодья в Московской области. При этом совершенно неясно, кто прав в указанной ситуации (собственно, для разрешения такого рода споров и существуют судебные органы).

В прошлом году были введены в действие поправки в АПК РФ об отнесении корпоративных споров к подведомственности арбитражных судов.

При этом необходимо отметить, что ст. 2251 АПК РФ дает достаточно широкое, но вместе с тем очень нечеткое легальное определение корпоративных споров.

В частности, в ней предусмотрено, что к данной категории относятся споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав (п. 2).

Однако в данной статье прямо не установлено, что споры о признании недействительными договоров купли-продажи акций являются корпоративными спорами (тем более что споры о признании сделок недействительными традиционно в теории не рассматриваются в качестве споров о праве вещном).

Данные новые положения процессуального закона должны были бы найти разъяснение на уровне совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ, однако таких разъяснений высшими судебными инстанциями до сих пор не выпущено.

Надо сказать, что судья Душина разобралась в корпоративном характере данного спора, и в середине мая 2010 г. прекратила производство по делу за неподведомственностью суду и отменила обеспечительные меры.

Однако на основании жалобы предполагаемого гендиректора ЗАО «Дайсон Сервис», поступившей в МГС 4 мая 2010 г., председатель МГС 17 мая 2010 г. внесла представление в квалификационную коллегию судей, которая за три (!!!) дня рассмотрела это представление. При этом полномочия судьи были по существу прекращены на основании высказанного ею при осуществлении правосудия мнения и принятого решения. При этом квалификационная коллегия указала, что принимает решение не по этой причине, а якобы на основании допущенных судьей Душиной при рассмотрении данного дела нарушений Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики.

Вывод квалификационной коллегии судей об очевидной незаконности вынесенных судьей Душиной определений о принятии иска к производству и принятии мер по обеспечению, сделанный несмотря на то, что на момент заседания квалификационной коллегии определение о принятии обеспечительных мер не было отменено вышестоящей инстанцией, принят в нарушение положений об обязательности судебных актов (ст. 6 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 16 ГПК РФ). Более того, такой вывод коллегии нарушает принцип презумпции невиновности, так как по существу предрешает обвинение по ст. 305 УК РФ в отношении судьи.

Кроме того, как мы можем видеть из протокола заседания квалификационной коллегии судей, в нем отражены некоторые заявления председателя Мосгорсуда, которые для профессионального юриста являются шокирующими.

В частности, председатель Мосгорсуда О.А. Егорова на заседании коллегии упрекнула судью Душину в том, что она не посоветовалась с более старшими коллегами. О какой независимости судей может идти речь, если от них требуется советоваться со «старшими товарищами»?!

Также из выступления председателя Мосгорсуда видно, что в районных судах Москвы заведен порядок, согласно которому определения о принятии мер по обеспечению исков, вынесенные судьями, докладываются председателю районного суда. Насколько это совместимо с независимостью судей?!

В своем выступлении на коллегии председатель МГС также сослалась на то, что рассматриваемый коллегией вопрос обсуждался ею с Председателем ВС РФ, со ссылкой на высказанную им позицию, что вызывает сомнение в допустимости таких приемов «отсылки к авторитету» председателя высшего суда при рассмотрении вопросов в судах и органах судейского сообщества.

Странным образом определением судьи МГС от 19.05.2010 на рассмотрение президиума МГС была передана надзорная жалоба ЗАО «Дайсон Сервис» на это определение, в то время как определение суда не было обжаловано в кассационном порядке и ч. 2 ст. 376 ГПК РФ в действующей уже около двух лет редакции не допускает обжалование в порядке надзора в таких случаях.

В своем выступлении на коллегии, как видно из протокола, председатель МГС сослалась на это определение и заявила, что, по-видимому, оно будет отменено президиумом. Между тем такие высказывания прямо запрещены Законом о статусе судей (подп. 7 п. 3 ст. 3).

Если судья Душина, по мнению руководства МГС и квалификационной коллегии, допустила грубое нарушение АПК РФ (несмотря на то, что вышеприведенная его норма весьма расплывчатая и может толковаться неоднозначно), то почему тогда столь суровые меры не применены к судье МГС? Ведь она вынесла определение о передаче дела на рассмотрение президиума МГС, которое нарушило норму ГПК РФ, не допускающего никакого иного толкования?

Также необходимо отметить, что согласно известной автору практике последних 10–15 лет, сложившейся как в судах общей юрисдикции, так и арбитражных судах, суды вышестоящей инстанции отказывают в отмене судебных актов о принятии мер по обеспечению иска, если сами меры отменены судом первой инстанции на основании беспредметности жалобы на такие определения.

Почему для определения судьи Душиной в данном случае сделано исключение?

За ошибку конвоя – лишена статуса?

Не менее удивительным представляется прошлогоднее нашумевшее решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи Басманного районного суда г. Москвы Елены Ярлыковой.

Напомним, что полномочия Ярлыковой были прекращены за то, что она по ошибке освободила в зале суда не того обвиняемого.

По мнению автора, совершенно очевидно, что в данном случае вина лежит прежде всего на администрации СИЗО и на конвое.

Почему же судья должна отвечать за вину администрации СИЗО и конвоиров? Тем более что она, по-видимому, добросовестно заблуждалась в личности обвиняемого по их вине и обратное не доказано (в противном случае она уже давно должна была быть привлечена к уголовной ответственности)?

По мнению автора, судья Ярлыкова ответила только за то, что в результате ее действий был освобожден на свободу обвиняемый человек – и этим руководство МГС и квалификационная коллегия судей по существу направляют практику московских судов в обвинительное русло.

Почему до сих пор досрочно не прекращены полномочия ни одного из судей, при сомнительных обстоятельствах заключающих людей под стражу или осуждающих их к длительным срокам лишения свободы? И почему такие судебные акты сохраняют законную силу при рассмотрении дел в вышестоящей инстанции?!

Не менее сомнительным является и решение о досрочном прекращении полномочий председателя ФАС МО Людмилы Майковой.

Почему при аналогичных обстоятельствах не увольняют председателей других судов? Например, система судов общей юрисдикции г. Москвы в нарушение ст. 124 Конституции России до середины 2000-х годов получала финансирование из бюджета Москвы, была предусмотрена даже соответствующая строка в законах г. Москвы о бюджете города. При этом в районных судах г. Москвы и в МГС неоднократно рассматривались дела против города Москвы, включая дела по искам жителей на незаконную застройку, нарушающую их права и законные интересы. Автору неизвестно ни об одном таком деле, выигранном москвичами.

Правосудие только для богатых и для властей?

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ст. 18 нашей Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, государство в целом, и его судебные органы должны неустанно заботиться прежде всего о благосостоянии каждого человека и гражданина, соблюдать и защищать его права, а не преследовать, ущемлять его или совершать в его отношении другие негативные действия.

Последнее может иметь место только в случаях, необходимых для пропорциональной защиты интересов других граждан или общего интереса (который в конечном счете необходим для реализации интересов всех членов общества), а не неких мифических «собственных» интересов государства или личных интересов должностных лиц.
Что же мы видим в действительности?

«Тройка» судей ФАС СКО по делу о банкротстве исключает из реестра требований кредиторов требования общества с ограниченной ответственностью, установленные обязательным для нее вступившими в законную силу и сохраняющими ее решениями арбитражного суда г. Москвы (Пузанов И. Беспрецедентный прецедент // эж-юрист. 2008. № 26 (531) — ни один из этих судей не понес ответственности до сих пор, более того, коллегия судей ВАС РФ отказала в передаче дела на рассмотрение Президиума, несмотря на явное нарушение закона, обязательных по делу судебных актов и предыдущего определения коллегии судей ВАС РФ.

Определением судьи Центрального районного суда г. Сочи от 09.10.2006 было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам решение того же суда от 01.12.2005, которым был удовлетворен иск автора статьи к ГП «ЧерноморТИСИЗ» о взыскании денежных средств, причитающихся ему по гражданско-правовому договору в связи с оказанием консультационных услуг.

Основанием для этого нового и весьма сомнительного судебного акта явилось представленное ответчиком непроцессуальное заключение некоего сочинского ООО, сделанное по фотокопиям материалов гражданского дела, о том, что якобы истцом по делу было подделано заявление ответчика о признании иска (?!).

При этом первоначальное решение не было обжаловано ответчиком и вступило в законную силу. Более того, ответчик признал эти требования в ходе рассмотрения дела о его банкротстве в арбитражном суде.

Обвинительный приговор по факту такой подделки, требующийся в соответствии с подп. 2, 3 ч. 2 ст. 392 ГПК РФ, как на момент вынесения определения, так и на настоящий момент отсутствует, судебное заседание по пересмотру было назначено за 7 дней до рассмотрения вопроса, судебные извещения высланы истцу за 4 дня до заседания по адресу, не принадлежащему истцу.

13 мая 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда оставила в силе решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 09.07.2009 по иску департамента муниципального жилья г. Москвы об истребовании квартиры у матери-одиночки Светланы Гладышевой и ее малолетнего сына и выселении их без предоставления другого жилого помещения (т.е. на улицу), несмотря на то что суд первой инстанции признал ее добросовестным приобретателем данной квартиры.

Данный случай оказался настолько вопиющим, что уже 7 июня 2010 г. Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу С. Гладышевой (представителем которой является автор) Правительству России и придал этой жалобе приоритетный порядок рассмотрения.

Подобные ситуации были описаны также в ряде ранее опубликованных статей автора (см., напр.: Забейда А., Пузанов И. В тюрьму из казино // эж-ЮРИСТ. 2009. Окт. № 41; Мнимые мошенники // эж-ЮРИСТ. 2009. Нояб. № 46). Во всех случаях в конечном счете судами были приняты решения, правовая сторона которых вызывает не меньшее, а скорее всего – большее сомнение, чем определения судьи Душиной.

Во всех этих случаях пострадавшими от предполагаемого судейского произвола явились простые российские граждане. А на судью Душину, отметим, пожаловались предполагаемые владельцы земельных угодий в Подмосковье. И ни в одном из перечисленных и многих аналогичных случаев никто из судей не понес ответственности ни в дисциплинарном, ни в уголовном порядке.

Дисциплинарное судебное присутствие

Недавно введенным в действие Федеральным конституционным законом было создано Дисциплинарное судебное присутствие. Это судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (ст. 1 данного ФКЗ). Тем же ФКЗ установлен порядок формирования данного судебного присутствия по три судьи от ВС РФ и от ВАС РФ (ст. 2), полномочия присутствия (ст. 6).

При этом в соответствии с п. 9 ст. 8 данного ФКЗ решение Дисциплинарного судебного присутствия является окончательным и обжалованию не подлежит.

По мнению автора, Дисциплинарное судебное присутствие как судебный орган не предусмотрено Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 125–127 Конституции РФ предусмотрено существование КС РФ, ВС РФ (и системы судов общей юрисдикции) и ВАС РФ (и системы арбитражных судов).

Представляется, что полномочия федерального законодателя по формированию судебной системы ограничены пределами ст. 125–127 Конституции, которые никаких других судебных органов, кроме предусмотренных в данных статьях, таких как Дисциплинарное присутствие, не предусматривают.

В любом случае с точки зрения обеспечения объективности судей и гарантий правосудия осуществление данных функций в течение длительного времени только шестью судьями и без права кассационного и надзорного обжалования представляется неоправданным и не дающим судьям тех гарантий правосудия, которые они могли получить, обращаясь в Верховный Суд РФ.

По-видимому, эти вопросы могут стать предметом рассмотрения КС РФ в случае обращения уполномоченного лица о проверке конституционности ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии».

Вместе с тем от гарантий независимости судей в стране и исключения их произвольной дисциплинарной ответственности зависит в конечном счете жизнь каждого россиянина, соблюдение его прав на справедливое судебное разбирательство согласно п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (и соответствующих универсальных международно-правовых документов) и права на судебную защиту согласно ст. 46 Конституции РФ.

Что же делать?

По мнению автора, добиться демократизации правосудия можно только коренным изменением порядка назначения на должность судьи и прекращения полномочий судьи.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы госвласти и органы местного самоуправления.

Наиболее правильным было бы преду­смотреть выборность судей всех уровней прямым волеизъявлением избирателей с возможностью отзыва их таким же голосованием избирателей. Это сделало бы судей полностью независимыми от президентской и исполнительной властей и подконтрольными их народу, т.е. единственному суверену, согласно Конституции нашей страны. Естественно, потребуется внесение изменений в главу 7 Конституции РФ.

Пока же, во-первых, следовало бы вернуть полномочия по рассмотрению дел судей в ВС РФ либо предусмотреть кассационный и надзорный порядок обжалования решений Дисциплинарного судебного присутствия.

Необходимо отменить полномочия председателей судов по внесению представлений в квалификационные коллегии судей. Данная мера позволит:

– исключить ситуацию, когда председатель суда является его «директором», вместо чего предусмотреть обязательность рассмотрения коллегиями с принятием мотивированных решений (и правом обжалования в суд) жалоб участников судопроизводства и других заинтересованных лиц, поданных в отношении конкретных судей;

– изменить порядок формирования квалификационных коллегий судей, предусмотрев при их формировании включение значительного числа представителей общественности с правом решающего голоса.
(ЭЖ-Юрист. 2010. N 30. С. 8 — 9)

www.gazeta-yurist.ru/article.php?i=1442
Обновить список комментариев

Комментарии (38)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
  • хорошая статья, но выборность судей путем голосования народом- это не панацея.

      • Любые выборы — не панацея, а, скорее, способ перераспределения ответственности, вовлечение рядовых граждан в управление государством. Да, могут 10 раз избрать какую-нибудь сволочь, чтобы к одиннадцатому научиться выбирать порядочных людей.

          • единственная проблема, появляется когда понимаешь, что выбирать не из кого.

              • А это, как-раз, последствия «вертикализации» власти — уничтожение альтернативных центров «притяжения».

                • Когда не дают выбирать из того, кого хочешь, наверное следует сказать.
                  По моему глубокому убеждению, необходимо люстрировать всех судей вообще, от КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ до последних мировых судей (к институту которых я, кстати, отношусь крайне критически).
                  А из кого избирать — я думаю, очень много честных юристов, которые сейчас бьются с властью «как рыба об лед», понимая, что в национальных судах практически невозможно победить.
                  Вот они то и должны занять место нынешних судей. Такие люди, которые (при нынешнем качестве следствия) не будут стесняться в 99,999 процентах случаев отказывать в ходатайствах об аресте и выносить оправдательные приговоры, которые не будут стеснятся присуждать с казны многомиллионные компенсации пострадавшим гражданам и т.д. и т.п.

                • В условиях диктатуры и фальсификации результатов выборов — выборы, конечно, не панацея. И вопросы восстановления суверенитета народа в таких случаях, как показывает практика, могут решаться только во внесудебном порядке. (Известный пример — Куба, где наш коллега Ф. Кастро, согласно легенде, сначала проиграл суд против диктатора, а потом начал свои героические революционные подвиги).
                  Но при нормальном функционировании общества (а мы вряд ли можем считать существующий режим тирании, произвола и неприкрытого насилия такими условиями) выборы, наверное, единственный способ решения проблемы.
                  Да и надо не забывать, что я ставлю вопрос об отзывном, а не безотзывном мандате (что справедливо не только для судей, но и, тем паче, для президентов и депутатов). Только возможность в любое время отозвать магистрата и прекратить его полномочия может быть реальным способом обеспечения демократии и соответствия решений магистрата воле народа.

                    • Поэтому надо отличать выборы, которых у нас по факту нет (точнее выбор состоит в том, ходить или не ходить), от голосования или посещения буфета на избирательном участке.

                    • Владимир Белоновский
                    • 9 августа 2011, 11:50
                    • +1
                    выборность судей путем голосования народом- это не панацея. В то же время какого-либо другого механизма для решения настоящей проблемы нет. Просто нет.
                    Отсюда выбор: либо оставить все как есть и согласится с тем, что в стране отсутствует «правосудие», либо попытаться изменить ситуацию в лучшую сторону. Однако никто (власть) не «бежит» исправлять ситуацию. наоборот, нам внушают о переменах к лучшему. Медведев на встрече с судьями в июле 2011 года: количество жалоб на действия судей уменьшилось (?). Т.е. существует судебный произвол, но его стало меньше. Поистине выдающиееся достижение.

                      • " Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы
                        равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми
                        правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к
                        счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются
                        правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия
                        управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства
                        становится губительной для самих этих целей, народ имеет право
                        изменить или упразднить ее и учредить новое правительство,
                        основанное на таких принципах и формах организации власти,
                        которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат
                        людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует,
                        чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись бы
                        под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств;
                        соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны
                        скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели
                        использовать свое право упразднять правительственные формы,
                        ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений
                        и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели,
                        свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с
                        неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и
                        создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом
                        и обязанностью народа." (Из Декларации независимости США, не менее актуально и через 200 лет :) )

                      • Понятно, что не панацея. При том, что в России выборы носят характер псевдоплебисцита и не отражают действительного народного волеизъявления. Но это уже вопросы, вытекающий собственно за пределы исключительно правовых вопросов. И решаться он должен не в суде, а иным порядком, даже вне рамок существующего государственно-правового механизма. Путем непосредственного осуществления народом своей власти, так сказать.

                      • а вот система УСБ, начальник которой бы избирался голосованием народа, я думаю здесь больше бы подошла.)

                          • «Судья над судьями»?! Ну, это как-то, имхо, глупо. Собственный «судейский президент». Чем он будет лучше общегосударственного суперпрезидента?!
                            Как показывает практика, даже при выборной системе концентрация власти в одних руках вредна и архивредна. Поэтому президентская республика — в той или иной степени всегда тирания. Не должно быть много власти в одних руках, власть должна осуществляться коллегиально.
                            В этом смысле, для меня идеальными демократическими органами представляются послереволюционные Съезды Советов и ленинский СНК.

                          • По ошибке брать под стражу можно, в этом нет ничего страшного, а вот «по ошибке освободить из-под стражи в зале суда» это только расстрел. Тогда каково предназначение судебной системы?

                              • Вы сами ответили на свой вопрос.
                                В стране нет правосудия как такового, суд — придаток существующей системы тирании и узурпации власти.

                              • Выборность судей? Большинство выборам в Гос.Думу и Президента не доверяет. Почему тогда должны доверять выборам судей?

                                    • Владимир Белоновский
                                    • 10 августа 2011, 08:32
                                    • +1
                                    Население выбирает депутата раз в 4 года. После выборов как правило они друг с другом не втречаются (или редко встречаются — ни о чем).
                                    С судьями же ситуация могла бы быть несколько иная. Тут каждодневное общение с населением

                                      • Отзывной и только отзывной мандат для всех магистратов. Иначе быть не должно!!!

                                        • В судебном споре одна сторона всегда остается недовольной. Тем более судья в первую очередь будет думать как угодить большинству, а не соблюдать закон, даже если он противоречит интересам большинства. А такие законы есть.

                                        • Выборы выборам рознь.
                                          «Выборы» президента и думы — разве же это выборы?! Начиная с плебисцита под дулами ельцинских танков в декабре 1993 г. в стране не было свободных выборов.
                                          Тем более их нет последние 10 лет.

                                        • Пока судьи будут контролироваться вышестоящими судебными органами, и решения будут выноситься с одобрения «руководства», мы не получим ожидаемый результат. А ситуация с Егоровой — это уже давно не секрет. Ни один судья МГС или районного суда города, не может вынести решение, которое противоречило бы интересам Егоровой. К сожалению это так.

                                            • Это точно. Судьи должны контролироваться только народом, который должен иметь возможность отозвать судью и прекратить его полномочия в любой момент.

                                            • Могу от себя добавить — Мосгорсуд, в лице Заместителя председателя на мою жалобу об участии на стороне Ответчика, лица обладающего статусом судьи ответил (излагаю кратко) — Да, лицо обладающее статусом судьи участвовало в судебном заседании, ну и что? он же не был действующим судьей, он был в отставке, а значит нет нарушения.

                                              Таким образом можно констатировать, что законы судьи не читают совсем.

                                              ps: Ответ председателя перовского суда еще смешней: так как лицо, обладающее статусом судье не являлось действующим сотрудником суда (откуда это понятие взялось?) нарушения требований ГПК РФ, закона о статусе судей и кодекса этики нет.

                                                  • Владимир Белоновский
                                                  • 11 августа 2011, 11:23
                                                  • 0
                                                  не вдаваясь в «дебри» вопрос: почему судья в отставке не может участовать в суде по гр.делу в качестве представителя БЕСПЛАТНО? Почему судья в отставке не может участовать в суде по уг.делу в качестве защитника БЕСПЛАТНО?

                                                    • Владимир в ст. 3 есть отдельное ограничение для судей (для любых судей):
                                                      — заниматься оплачиваемой деятельностью
                                                      — быть представителем в суде.

                                                      Так что даже если он делал это бесплатно (что вряд ли), то требования закона о недопустимости участия лица, обладающего статусом судьи в судебном процессе нарушено

                                                          • Владимир Белоновский
                                                          • 12 августа 2011, 07:22
                                                          • 0
                                                          Да, действительно это так (есть даже судебная практика)

                                                            • Владимир, спасибо за поддержку. Но Сапрыкин и Агафонова (зам мосгорсуда) об этом не знают. Это удручает.

                                                            • Имхо, эти ограничения карикатурны. Как бы предполагается, что судья в отставке может своим авторитетом или связями повлиять на решение дела. Но если он перестанет быть судьей в отставке, то куда денутся его связи?!
                                                              P.S. Вообще должна быть обычная для всех пенсия, это право на безделье с ограничением на оплачиваемую работу (статус «судьи в отставке») надо отменять как таковой.
                                                              P.P.S. А вот как быть, когда действующий судья — под аудиозапись — консультирует противную сторону, и при этом раз десять повторяет — напишите заявление об уточнении требований так-то и так, а то вышестоящая инстанция «снесет» решение?!
                                                              И это в арбитражном суде г. Москвы! Причем наша сторона не участвовала в деле, а запись велась самим судом (!!!) и мы ее получили потом из дела.
                                                              ФАС МО, как ни странно (сейчас он редко что «сносит»), снес решение и апелляционное постановление, но не по этому основанию, а по причине… отсутствия в деле договора, на который ссылались первая и апелляционная инстанция в своих решениях.
                                                              Жалобы, поданные на судью, видимо так и будут «спущены на тормозах» и судья продолжит консультировать те стороны процесса, которые ей нравятся.

                                                                • Игорь, совсем не карикатурны. Судья в отставке все равно судья, и при определенных обстоятельствах он может возобновить свою судебную деятельность без повторного экзамена и указа президента. Так что…

                                                                    • «Бывшие» в современной системе коррупции не особо-то и котируются (ибо не способны принимать решения).
                                                                      С другой стороны, когда речь идет о действующем судье, тогда другое дело.
                                                                      P.S. Хотя речь конечно об ущербности системы назначения судей, поэтому — при выборности судей — «судей в отставке» по просту не должно будет быть.

                                                              • Сейчас ФАС МО превратился в новый «Мосгорштамп», что уж говорить про Мосгорсуд…

                                                              • Институт дисциплинарной ответственности? А не приведет ли это к еще большей «вертикализации» судов? И «нижестоящие» будут обращаться к верхней инстанции с просьбами «не отменяйте мое решение, мне еще работать», и верхняя инстанция сможет давить на нижнюю: «надо писать так, как мы говорим — а то отменим, а виноваты вы будете». Насколько я понимаю, такое уже происходит.

                                                                  • Вопрос в том, чтобы рядовые граждане могли влиять на ответственность судей, а не получали отписки, что судьи «белые и пушистые», а они должны обжаловать решения судей в процессуальном порядке.
                                                                    Учитывая, что 99,999 процентов судей в России — коррупционеры (даже те, кто не берут взятки, а просто тупо «лежат» под правящей хунтой — ибо это тоже вид коррупции), вообще надо всех нынешних судей без исключения люстрировать, как только власть поменяется «демократическим» путем. (Если же она поменяется «самым демократическим путем» — путем прямого и ничем не ограниченного волеизъявления масс, их специально и люстрировать не надо будет, ибо их полномочия прекратятся ipso facto, а их судьбами займутся новые, более справедливые суды — Ревтрибуналы).

                                                                    • Владимир Белоновский
                                                                    • 12 августа 2011, 09:47
                                                                    • +1
                                                                    "… следовало бы вернуть полномочия по рассмотрению дел судей в ВС РФ ..."
                                                                    Может быть для начала расформировать ВС РФ и переназначить судей ВС РФ? Может для начала провести аттестацию судей ВС РФ (по аналогии с полицией)?
                                                                    Речь идет о позорном Постановлении Президиума ВС РФ от 16.06.2010 года когда был ОТОЗВАН (!!!???) ответ на третий вопрос Постановления от 10.03.2010 года.
                                                                    На основании этого ОТЗЫВА работники бюджетных учреждений получают только треть от той заработной платы, что предусмотрена Законом, по всей стране.
                                                                    Как отнестись к тому, что 10.03.2010 года ВС РФ разъясняет о том, что оклад у бюджетника не может быть менее МРОТа (Постановлении Президиума ВС РФ от 10.03.2010 года), затем что оклад уже может быть менее МРОТа ( Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда российской Федерации 21.05.2010 года № 8-В10-2 ), потом 16.06.2010 года этот ОТЗЫВ?
                                                                    Как отнестись к тому, что согласно разъяснениям ВС РФ (ответ на вопрос 15 Обзора законодательства и судебной практики ВС за второй кв. 2004 года, утвержденного Постановлением. Президиума ВС от 06.10.2004) невыплаченная заработная плата взыскивается за весь период невыплаты, а согласно определениям того же ВС РФ по конкретным делам невыплаченная заработная плата взыскивается НЕ за весь период невыплаты а только за 3 месяца, предшествующих дате обращения в суд (Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2011 N 83-В11-3, Определение Верховного Суда РФ от 29.04.2011 N 3-В11-5, Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2011 N 49-Г10-96 и др.)?

                                                                      • Я согласен с тем, что судей ВС РФ (и ВАС РФ, и КС РФ) надо люстрировать в первую очередь.

                                                                      • А средства на предвыборную кампанию судьи где брать будут? Как мне кажется, выборность судей только сделает их более зависимыми. Не от «властней», так от местных «влиятельных группировок» различного толка.

                                                                        А вот с введением в квалификационные коллегии судей большего числа представителей общественности я согласен, только не с правом решающего голоса, а с правом высказать особое мнение.

                                                                        • Интересные мысли, вызывающие ряд вопросов:

                                                                          1) Говоря о возврате дел из ДСП в ВС РФ, анализировалась ли Вами правопременительная практика этих органов по рассмотрению дел об обжалованию решений ККС о досрочном прекращении полномочий судей? В каком из этих органов экс-судья чаще отстаивает свои полномочия? Какой орган наиболее эффективен?

                                                                          При этом дела Е. Ярылоковой и Е.Душиной далеко не пример. Вы пишете, что Е.Душина подверглась гонению за принятое решение, мне представляется, что ДСП высказало иную точку зрения.

                                                                          Кстати, говоря, о преследования судей за высказанную ими позицию при отправлении правосудия рекомендую обратить внимание на дело (ДСП) Л. Морозова и целый ряд аналогичных дел в ДСП.

                                                                          То обстоятельство, что в государстве могут быть решения судов, которые не обжалуются в кассационном / надзорном порядке, еще не делает такие институты не конституционными (на сей счет есть и практика КС, и практика ЕСПЧ, и думаю, Вы о ней хорошо знаете).

                                                                          Кстати, дело С.А.Пашина – это большое исключение из правила (при этом нужно хорошо осознавать и масштаб самого заявителя, и масштаб его адвоката).

                                                                          2) Предложение о том, чтоб дисциплинарное производство возбуждалось по исключительной инициативе
                                                                          граждан, интересно. В этой связи вопрос – известно ли Вам сколько ежегодно жалоб поступает на судей? Примерно 20 тыс., при том, что весь судейский штат около 30 тыс. Если будет процедура, о которой Вы пишите, то боюсь у нас вообще не будет судопроизводства – судьи, только и будут успевать бегать по своим дисциплинарным производствам.

                                                                          При этом, согласен с Вами, что нынешняя практика ККС далека от идеала.

                                                                          3) С выборностью судей. Было это уже и хорошо известно чем это заканчивалось – судья до 18:00 отправлял правосудие, а после 18:00 – отчитывался. При этом, я не могу вспомнить страну, в которой бы каждый судья (не зависимо от иерархии) избирался.

                                                                          4) На счет большинства общественности в ККС. А почему там должно быть большинство общественности? На сколько мне известно, и международные стандарты не говорят о большинстве.

                                                                          • Я — не юрист. Я — пострадавшая (в материальном плане) от неправосудия.
                                                                            В поисках правды читаю форумы. И все время думаю о том, что в стране столько грамотных и порядочных юристов! Но ВАШИ СИЛЫ РАЗРОЗНЕНЫ!!!
                                                                            Подумайте о том, КАК вам всем, со всех форумов и блогов ОБЪЕДИНИТЬСЯ. в борьбе за честный и правый суд.
                                                                            Проведите наконец общероссийскую конференцию, пригласите международных представителей (ведь Россия пытается презентовать себя на мировой арене првовым государством!). Примите резолюцию, напишите коллективное обращение к президенту с КОНКРЕТНЫМИ предложениями о реанимации судов. Или — пригласите президента на эту конференцию.
                                                                            На одном из форум прочитала разумный текст обращения к президенту (по -моему, сайт «нетпроизволу»). Они собрали уже огромное количество подписей. Но — требования по реорганизации судебной системы слабоваты. На другом форуме прочитала разумное предложение о введении в судах АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ системы распределения дел. Считаю, что это здорово помогло бы! Ведь очень часто неправосудные акты принимаются именно потому, что дело попало к «нужному» судье. Так быо в моем случае. Уважаемые юристы! Переходите от слов к делу. Ищите пути реализации ваших предложений.
                                                                            Я — поддерживаю идею выборности судей. Кроме того, необходимо вернуть в суды народных заседателей, как это было раньше. Порой без юр. образования видно, что судья предвзят, что одну из сторон ущемляют и т.д. А сколько неэтичного поведения (у меня судья во время заседания демонстративно читал газету!!! всем видом показывая, что дело уже решено, о чем бы вы здесь ни говорили!)

                                                                            Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.