Найти

Теория права

Предмет теории государства и права: проблемы и перспективы

Как известно, континентальная правовая система с ее мышлением, понятийным аппаратом и разнообразными практиками не сформировалась бы в том виде, в каком она сейчас существует без университетской традиции, насчитывающей уже девять столетий истории. Именно она сформировала понятийное мышление юристов на континенте, которое выступает одной из «визитных карточек» романо-германского права. К последней трети XIX столетия можно уже смело говорить, что теоретико-правовое мышление состоялось (Р. Йеринг, Б. Виндшейд, Г. Дернбург, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич и др.) — совершенно не случайно университетский курс энциклопедии права критиковался за догматическую направленность, отсутствие единого предмета (фрагментарность) Коркуновым и Шершеневичем.

Казалось бы, невозможно представить профессиональное юридическое образование в континентальной системе без теории права.

Вместе с тем наука «теория государства и права» как некое институционализированное единство появилась лишь в СССР; в дореволюционной юриспруденции теория права и теория государства существовали порознь, читались в разных лекционных курсах. В советской юриспруденции на основе стремления к открытию общесоциальных закономерностей в научном позитивизме О. Конта и на основе марксистской схемы общественного устройства, социальных макроформаций и механизма социальных революций, стали утверждать, что предмет теории государства образуют основные и общие закономерности происхождения, развития и функционирования государства и права. Целостность предмета теории государства и права задавалась существующей философской «картиной мира» (и государство, и право помещались в политическую надстройку классового общества). По сути, теория государства и права «скреплялась» в определенную целостность за счет своей идеологической функции: именно ТГП была ответственна за трансляцию марксистско-ленинского учения в профессиональное правосознание юристов. В философско-правовую проблематику с той или иной степенью успешности «вписывались» традиционные догматические темы теории права.

На современном этапе ряд ученых (например, А.В. Поляков) предлагают поделить теорию государства и права на теорию права и теорию государства. Ряд ученых (например, Б.А. Страшун, И.Ю. Козлихин) предлагают отказаться вообще от теории государства и права; первый предлагает отдать теорию государства — конституционному и административному праву, а общеправовую теорию «вписать» в специальные теории гражданского, уголовного и других отраслевых наук. второй предлагает изучать философию права или отдать философско-правовую проблематику в историю правовых учений, и энциклопедию права, которая бы занималась изучением общетеоретических конструкций…

Согласны ли Вы с такой позицией?

Что конституирует или может в будущем конституировать целостность предмета теории государства и права?

Необходима ли такая самостоятельная дисциплина в современном юридическом образовании?

Каковы должны быть ведущие цели теории государства и права как юридической науки и учебной дисциплины?

Как теория государства и права соотносится с философией права, социологией права, политологией, конституционным правом, специальными отраслевыми теориями?
Обновить список комментариев

Комментарии (7)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
  • О роли ТГП в советской традиции юробразования согласен. Но с предложениями согласиться сложно. Первый разрывает органическое единство государства и права, второй — отрицает наличие общей теории права, третий — смешивает предметы дисциплин ТГП и ИППУ. Возможно правильней было бы для воспитания современного юриста и преодоления советской традиции государственной диктатуры в юридической науке, отдав теорию государства в конституционное и административное право, создать отдельный курс теории права, усилив его либертарной школой, духом правового реализма и социально-экономическим анализом права.

      • Юридический институт СФУ
        • 11 января 2011, 04:23
        "… создать отдельный курс теории права, усилив его либертарной школой, духом правового реализма и социально-экономическим анализом права."

        а почему именно либертарной школой? опять возвращаемся к идеологической накачке?

      • Юридический институт СФУ
        • 11 января 2011, 04:48
        наверное, на сегодня единства науки ТГиП (в ее российском варианте) как такового нет. Поскольку, прежде всего, у ученых нет в нём потребности, так как, образно говоря, «теория государства» и «теория права» являются на сегодня своего рода «магнитными полюсами», притягивающими исследователей и не дающими сформироваться единому объекту и предмету науки ТГиП.

        В советское время «полюса» «заглушались», как Вы верно пишите, марксисткой идеологией и, возможно, методологией.

        А вообще, есть еще подозрение, что сейчас «единство» науки ТГиП искусственно обеспечивается единством учебной дисциплины.

        • Юридический институт СФУ
          • 11 января 2011, 05:12
          о ведущих целях теории государства и права как учебной дисциплины писал здесь: blog.pravo.ru/blog/154.html

          поскольку тема стала слишком необъятной, позволю себе повториться и несколько развить мысль:

          Моя гипотеза:

          А. ТГП на первом курсе нужна для:

          1) первоначального освоения студентами юридической терминологии

          2) получения студентами знания о юридических конструкциях и получения ими знания о том, как ими оперировать

          3) получения студентами знания о юридической квалификации и получения первичных навыков юридической квалификации (т.е. перевод фактических отношений на язык права)

          4) получения студентами знания о системе права и системе источников права, толковании права

          5) усвоения и присвоения студентами при решении задач 1-4 формально-догматического (юридического) метода

          6) ценностной ориентации студентов и формирования критического отношения к правовым текстам (студент должен понять, что право — это не только норма)

          7) создания у студента системы координат для ориентирования в вопросах государственного устройства

          Как видите, в основном, это задачи энциклопедии права и введения в проф. деятельность.

          И еще: Как видите, задачи 1-6 относятся к теории права. Поэтому логично было бы, чтобы в вопросах гос. экзамена превалировали как раз вопросы по теории права.

          Затем студент «уходит в плавание по отраслям».

          И на последнем курсе логичным был бы полноценный курс «ТП-2» или «Проблемы ТП», где студент, уже прошедший производственную практику и изучивший отрасли, изучал бы уже собственно теорию права.

          • Возможно покажется спорным, но временное (до изживания советских стереотипов) акцентирование внимание на либертарной концепции оправдано 1) для преодоления маркистко-ленинского догмата о превалировании государства над правом 2) есть яркие представители этой школы (Нерсесянц и пр.) 3) правовой реализм уравновесит самоценностные представления о праве. А если проще — нам надо еще много сделать для того, чтобы на бессознательном уровне понимать Ценность Права (в особенности частного, основанного на естественном балансе интересов равных себе) и то, что государство для Человека, а не наоборот.

            Разделяю впечателение о ТГП как о синтезированном учебном курсе, лишенном научной органичности в предмете дисциплины, поэтому выступаю за курс теории права, который надо полагать обладает большим, чем ТГП потенциалом научного развития. Теорию государства — в Конституционное (государственное) право и Административное право. А философия права и ИППУ дадут адекватные представления о межпредметной взаимосвязи проблем государства и права.

              • com.ua legalbooks
              • 13 января 2011, 23:13
              • -1
              А изменятся ли предмет и объект ТГП от переименования курсов? Нет. Государство неотделимо от права, поэтому искуственно их разделять — спорное решение.

              Да и для студентов полезно в самом начале изучения права понять закономерности взаимодействия права и государства, процессов их возникновения, развития и угасания.

                • Судья, Суд по интеллектуальным правам
                  • 15 января 2011, 18:36
                  Согласен с Вами! Прежде чем что-то разделять, может быть сначала подумать, как сделать преподавание курса ТГП более эффективным.

                  С уважением!

                Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.