Найти

Транспортное право

Пять доступных способов обмануть владельца полиса ОСАГО



Прошедший 2013 год стал богатым на открытия для юристов, следящих за развитием рынка автострахования: страховщики изобрели новые или реанимировали старые способы обмана автовладельцев. Можно назвать, как минимум, пять новых или “хорошо забытых старых” уловок.

Во-первых, перевод службы приема документов в город далекий от центра региона. Эта идея пришла в голову сразу нескольким страховым. Так, новосибирский филиал “Росгосстраха” переехал 19 июня 2013 года в город Каргат, который расположен почти в 200 км от областного центра. То же самое произошло с офисами этой страховой в Свердловской области. “Альфастрахование” переместила офис из Екатеринбурга на 350 км в глубинку, в город Серов. Для клиента это серьезное препятствие для урегулирования возникшего спора с компанией, ехать приходится за тридевять земель.

Не стоит идти на поводу у страховщиков. Не теряя времени, следует провести независимую экспертизу своего поврежденного авто по месту его стоянки (проживания пострадавшего), предварительно вызвав представителя страховой на осмотр телеграммой. После получения отчета независимой экспертизы, в соответствии с требованиями правил страхования ОСАГО, весь комплект документов отправить почтой страховщику. Себе оставить заверенные копии. Если в течение отведенного срока в 30 дней страховщик не выплатит страховое возмещение, можно обратиться в суд, увеличив сумму требований на 50 % в соответствии с положениями закона о защите прав потребителя.

Во-вторых — “отсутствие” страховой истории клиента в единой базе данных. Даже расчет коэффициента бонус-малус, от введения которого вместе с единой базой банных АИС ОСАГО ждали значительных улучшений на рынке страхования, стал причиной возникновения новых страховых уловок. Ряд страховщиков заявляет своим клиентам, что их данных в единой базе нет, то есть даже если у водителя долгий безаварийный стаж вождения, он все равно заплатит по полной. Пока что сам страхователь не может проверить наличие своих данных в базе, но РСА обещает в будущем сделать эту информацию доступной.

Это проблема может коснуться любого автовладельца, меняющего страховую компанию. Достаточно активно база АИС КБМ наполняется информацией, в скором времени подобные случаи будут единичными. Пока же советую автовладельцам при смене страховой в подтверждение своей безаварийности брать у страховщика справку об КБМ.

Третий вариант уловок — страховка в нагрузку. Многие страховые навязывают клиентам допуслуги. Но страховая компания не имеет права отказать клиенту в продаже полиса ОСАГО, даже если он отказывается от допуслуг. С давлением страховщика трудно справиться, тем более что стоимость дополнительной страховки не так уж велика — от 400 до 1500 рублей. Однако нужно помнить, что требование допуслуг является незаконным. Страховые обосновывают свое поведение тем, что тарифы на ОСАГО не менялись более 10 лет и данный вид страхования стал для них убыточным, поэтому пытаются компенсировать свои потери принудительной продажей в «довесок» к ОСАГО менее востребованных и убыточных страховых продуктов, таких как страхование от несчастных случаев, «коробочное» страхование имущества.

К сожалению, какого-либо эффективного метода борьбы с навязыванием услуг пока не существует. Единственное, что можно посоветовать, обратиться к другому страховщику или в прокуратуру с соответствующим заявлением.

Четвертая уловка — техосмотр, которого нет. Вам могут заявить, что вашего талона техосмотра или диагностической карты нет в базе и предложить пройти техосмотр у оператора-партнера. Но это, как правило, не соответствует действительности: операторы ТО обязаны вносить в единую базу данных ЕАИС ТО информацию обо всех авто, прошедших техосмотр, в течение 15 дней. Более того, наличие диагностической карты у вас на руках достаточно для покупки страховки. Чтобы не оказаться в этой ситуации, желательно проходить техосмотр и заключать полис ОСАГО одновременно у одного и того же оператора ТО. Кроме того, о подобных случаях рекомендуем сообщать в РСА.

Причиной для отказа в продаже страховки может стать отсутствие или нехватка бланков полисов в некоторых регионах. Так в Архангельске, Приамурье, Первоуральске, Волгограде и Екатеринбурге страховщики перестали продавать полисы ОСАГО. К этой проблеме уже подключился ФАС, но результатов пока нет, люди до сих пор не могут купить полис. Рекомендуем обращаться в страховую за полисом ОСАГО сразу в письменном виде и составлять заявление в двух экземплярах, чтобы один из них остался на руках автовладельца. Страховщик обязан принять документы и на заявлении написать причину отказа в выдаче полиса, чтобы было документальное подтверждение для обращения в Роспотребнадзор, РСА или организации по защите прав автострахователей. Эта ситуация наиболее остро наметилась в регионах, где страховщики, как выражаются местные правозащитники, «совсем потеряли страх». В заключении договоров ОСАГО отказывают «Росгосстрах», «Альфа-страхование», «Цюрих», ВТБ-«Страхование», «Северная казна», где клиентам говорят, что бланки раньше, чем в феврале 2014 года, не появятся. Сейчас над проблемой работает прокуратура и представители Роспотребнадзора. Но многое зависит от готовности автовладельцев бороться за свои права, а не замалчивать проблему.

Автор — Максим Ханжин, президент Ассоциации по защите прав автострахователей
  • +1
  • 21.01.2014, 19:20
  • Администратор блогов
Обновить список комментариев

Комментарии (1)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.