Найти

Законотворчество

Обсудим ФЗ № 83-ФЗ от 08.05.2010 г. Почему он важен? Существенно меняет статус вузов,школ, больниц и др. учреждений социальной сферы. Того, с чем мы с ВАМИ сталкиваемся в повседневной жизни.

ФЗ № 83-ФЗ от 08.05.2010 г. звучит скромно «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и мало привлекает внимание.

Почему мной затронута эта тема?

Он касается учреждений социальной сферы. Соответственно касается всех нас — получателей медицинских, образовательных и пр. услуг.

Поделитесь своим мнением. К чему, на ваш взгляд, приведет коммерциализация социальной сферы и введение гос. заказов на соответствующие услуги, обеспеченных субсидированием из бюджетов с одновременным прекращением сметного (бюджетного) финансирования школ, больниц и пр. социальных учреждений? Истинно бюджетными (в привычном смысле этого слова) останутся только казенные предприятия.

В чем суть?

1. Все гос. (муниципальные) учреждения будут поделены на 3 группы: казенные, бюджетные (новые бюджетные), автономные;

— казенные предприятия (их небольшая группа: учреждения военной направленности, уголовно-исполнит. системы и пр.). Их статус не будет существенно отличаться от сегодняшних бюджетных учреждений. Они как и прежде полностью будут на сметном бюджетном финансировании, будут лишены права самостоятельно распоряжаться своим имуществом, все полученные средства от коммерческой деятельности будут поступать в доход государства.

— правовой статус бюджетных учреждений будет очень схож со статусом автономных учреждений.

2. Итак что ожидается в реформировании школ, вузов, больниц, музеев, домов культуры и пр. учреждений:

— Во — первых, их лишают сметного финансирования. Теперь эти учреждения будут получать гос. заказы, оплачиваемые субсидиями. Порядок формирования гос. заказов будет устанавливаться в подзаконных актах. То же с вопросами о выделении субсидий. В субсидиях будут включаться средства для содержания недвижемого и особо ценного движемого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. Прочее имущество учреждение содержит за свой счет.

Далее учреждение должно будет выживать самостоятельно за счет оказания платных услуг сверх установленного гос. задания, оптимизации своего управления и хозяйственной деятельности.

Судьбу малокомплектных сельских школ и больниц, которым из-за своей малокомплектности гос. субсидий может не хватать для нормальной деятельности и работы будут решать органы власти субъектов РФ и муниципальных образований. Они вправе их перевести в казенные и оставить на смете.

Как на деле получится время покажет.

А пока в законе не прописано ни каких альтернатив для граждан в получении соответствующих гос. услуг, в случае, если такие учреждения будут закрываться из-за нехватки гос. поддержки а также средств от коммерческой деятельности из-за плохой платежеспособности населения в селах.

В перспективе планируется для выполнения гос. заданий в соц. сфере привлекать рынок по гражданско-правовым договорам на оказание услуг. Если учреждение плохо и некачественно оказывает услуги то лучше мы эти деньги отдадим частнику — так считает государство.

Во-вторых, по долгам учреждения отвечают своим имуществом кроме недвижемого и особо ценного движемого. Собственник не несет субсидиарную ответственность по его долгам.

В- третьих, расширяются полномочия по распоряжению имуществом. С согласия собственника можно будет распоряжаться недвижемым и особо ценным движемым имуществом, находящемся на праве оперативного управления. Всем прочим имуществом — по своему усмотрению. Решение вопроса о критериях отнесения к особо ценному имуществу будет регулироваться подзаконными актами. Правда сохраниться контроль собственника за крупными сделками. Будет введена персональная ответственность руководителя учреждения.

Кстати, ранее был принят закон «Об автономных учреждениях», который соц. учреждениям позволял добровольно приобрести статус автономного, заниматься коммерческой деятельностью с обращением полученного в свою пользу, и естественно с отказом от сметы. Знаменательно, что за несколько лет работы этого закона, из многих тысяч учреждений на этот шаг и добровольный отказ от гос. поддержки пошли только 22 учреждения.

На мой взгляд, если и нужна реформа соц. сферы, то не такая координальная. Гос. заказы и субсидирование — это не самая лучшая поддержка для школ, больниц, вузов, если они окажуться малоспособными к коммерческой деятельности. Тем более у нас в России, где вопросы распределения субсидий, гос. заказов, отнесения имущества к той или иной категории, его распродажи на сторону, стремление профинансировать частный сектор в ущерб государственному исторически процветает!

И вообще, где цель — извлечение прибыли, постоянный поиск средств к существованию — какая может быть медицина и здрвоохранение. Посмотрите, что делается с частной медициной — там не лечат, а колечат.

Еще под большим вопросам в каком качестве те же гос. учреждения будут оказывать аналогичные услуги «платникам» и «бесплатникам»? Несмотря на проплату государством гос. заказа, думаю, что они и пальцем не пошевелят для гражданина, обратившегося бесплатно, а «платника» с ног до головы оближут. Извините так уж часто у нас бывает. Хотя есть бескорыстные истинные профессионалы своего дела. Но их не много.

Думаю, что предоставление большей свободы учреждениям соц. сферы — это позитивный момент. Но гос. поддержку в виде сметного финансирования в такой важной социальной сфере нужно было бы оставить обязательно!
Обновить список комментариев

Комментарии (18)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
  • История циклична, поэтому если и будет коммерциализация социальной сферы, то рано или поздно все опять вернется к государственному содержанию.

    • Очень интересное мнение, на мой взгляд — (http://www.expert.ru/2010/03/15/raznoe/). Правда это еще на стадии обсуждения проекта Закона. Теперь это уже Закон.

        • Выше приведены ссылки на мнение общественности. Для объективности ссылка www1.minfin.ru/ru/budget/83-fz/slide/

          То, как реформу соц. сферы видят в органах власти.

            • Судья, Суд по интеллектуальным правам
              • 18 февраля 2011, 18:05
              Понравилась следующая фраза: «Введение в действие нового механизма должно стать одним из основных критериев оценки должностных лиц всех уровней и, конечно, непосредственных руководителей бюджетных учреждений. Если хотите, должно стать индикатором их профессионализма и самодостаточности». www1.minfin.ru/ru/budget/83-fz/slide/?id4=9980

            • Незнаю, мне что-то подсказывает, что основная цель всего этого — сбросить груз финансирования соц. сферы, а не забота о гражданах.

              Из пояснительной записки к проекту этого закона: "… направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление.....".

              «Существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг. По сути, органы публичной власти просто осуществляют содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг. При этом общее количество учреждений, входящих в указанную систему, весьма велико — на федеральном уровне по состоянию на 1 апреля 2009 года насчитывалось 25287 учреждений (без закрытой части), на региональном и муниципальном уровнях по состоянию на 1 января 2009 года — 302660 учреждений».

              Подумать только — так они пытаются оптимизировать свои расходы на образование и здравоохранение. (Полный текст пояснительной записки: asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29? OpenAgent&RN=308243-5&02).

              А это высказывание из текста ссылки, представленной Дмитрием, вообще вызывает недоумение: «Считаю, что для решения этой задачи мы могли бы пойти на дальнейшее серьезное расширение прав федеральных органов власти по управлению подведомственными им учреждениями. Необходимо дать их руководителям возможность самостоятельно решать, какие учреждения действительно необходимы для исполнения государственных функций и полномочий, а где — проще и дешевле закупать соответствующие услуги на рынке, разумеется, через механизмы госзакупок».

              Легче застрелиться, чем у частников лечиться.

                • Судья, Суд по интеллектуальным правам
                  • 18 февраля 2011, 19:16
                  Алла!

                  Я правильно понял то, что Федеральный закон, не заставляет переводить все учреждения в правовой статус «нового» бюджетного учреждения, указанные учреждения также могут остаться и казенными. При этом решение всех вопросов о системе региональных и муниципальных учреждений по прежнему находится в компетенции соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

                  С уважением!

                    • Только как это будет на практике. Сомневаюсь, что региональные и муниципальные власти большинство учреждений оставят на смете. Потянут ли их бюджеты?!

                        • Судья, Суд по интеллектуальным правам
                          • 18 февраля 2011, 19:48
                          Федеральный центр, тем самым перераспределяет ответственность между субъектами РФ и муниципалитетом.

                    • Депутатами оппозиционной партии инициировано внесение проекта закона о признании утратившим силу Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew% 29?OpenAgent&RN=448981-5&02). Только конечно по объективным причинам это не пройдет.

                        • Зинаида Амосова
                        • 18 февраля 2011, 20:13
                        • +2
                        Схема финансирования ОУ будет основана на формировании учредителем государственного (муниципального) задания на оказание ОУ услуг (выполение работ) и выделении субсидий (на основе нормативных затрат) на выполнение этого задания. Для бюджентных учреждений будет реализован принцип: переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию и иные субсидии.ФЗ-83 не запрещает (и не ограничивает в объеме предоставления услуг) казенным, бюджетным и автономным оказывать платные дополнительные образовательные услуги.

                        Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и являются доходом этого бюджета.

                          • Судья, Суд по интеллектуальным правам
                            • 18 февраля 2011, 20:23
                            То есть, не всё так трагично, как кажется! Правильно?

                            С уважением!

                          • Да, Зинаида. Только на сколько такая схема будет удовлетворять потребностям граждан в получении гос. услуг?

                            Не уменьшится ли объем финансирования? Как будут распределяться гос. задания и выделяться субсидии? Кто будет решать, какое учреждение малоэффективно, а какое нет. От этого на прямую будет зависеть объем гос. поддержки.

                              • Судья, Суд по интеллектуальным правам
                                • 18 февраля 2011, 20:37
                                Возможен любой результат. Спрашивать надо будет именно с тех должностных лиц, которые руководят административно-территориальными подразделениями.

                                С уважением!

                                  • Согласна, Дмитрий, результат возможен любой! В России слишком большой уровень коррупции. И даже неплохая на первый взгляд идея может обернуться катастрофой.

                                • На мой взгляд, интересная ссылка — slon.ru/articles/259005/. Правительство готовит самую масштабную реформу за много лет. Думаю, что 83-ФЗ из этой оперы.

                                    • Судья, Суд по интеллектуальным правам
                                      • 18 февраля 2011, 20:47
                                      Думаю, что изменения нужны именно сейчас. Так как в конечном счете, все расходы мы с Вами, через налоговые отчисления физических лиц, компенсируем путём дотаций, субвенций, субсидий их федерального бюджета.

                                    • Вообще-то, правильно пишется двиЖИмое и недвиЖИмое!!!

                                      Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.