Найти

Закон и порядок в РФ

Ответственность за организацию азартных игр

Возможно, кому-то пригодится, в качестве краткого справочного материала об ответственности в этой сфере деятельности, тем более, в последнее время тема актуальная.

Чтобы разобраться с вопросом законности организации азартных игр, нужно для начала понять, что такое игорные заведения вообще, что такое игорные зоны и каким образом действуют все эти запреты и ограничения.

Практически все нормы, регулирующие рассматриваемую деятельность, содержатся в Федеральном законе от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Игорных заведений всего четыре вида:

-Казино. Термин, наиболее употребляемый в обиходе и ставший уже общим понятием, обозначающим место проведения азартных игр вообще. Между тем, казино – всего лишь место, где имеются игровые столы. Как минимум столы, могут еще быть и игровые автоматы. Кстати, рулетка с крупье – это стол, а вот рулетка электронная, без крупье – это как раз-таки игровой автомат.

-Зал игровых автоматов. Наиболее распространенное, наименее истребимое и, пожалуй, наиболее вредоносное из всех игорных заведений. Сами же владельцы залов игровых автоматов оказались настолько изобретательными и мобильными, что умудрились продержаться без особенных проблем в течение полутора лет после ограничения деятельности. Подробности, как и почему они держались, чуть ниже.

-Букмекерские конторы. Азартные игроки не всегда полагаются на случай, иногда для получения выигрыша нужны и еще кое-какие знания. Человек, обладающий глубокими знаниями и некоторой долей везения, может выиграть у букмекерской конторы очень даже неплохие деньги. Может, но не обязательно выиграет. Причин тому две: в самой букмекерской конторе сидят далеко не самые худшие знатоки футбола (а также волейбола, бокса, гандбола и даже керлинга), а во-вторых, знаток может стать нежелательной персоной для конторы (законность отказа в заключении пари мы сейчас обсуждать не будем, не о том речь).

-Тотализатор. Та же самая «игра знаний», как и с букмекерами, только размер выигрыша не определяется заранее, а вычисляется, исходя из количества попавших в «общий котел» денег. Именно поэтому знания о «темной лошадке» ценятся – поставившие на фаворита, в лучшем случае, возвращают свое.

Из всего вышеперечисленного есть только два вида азартных игр, которые можно организовывать на всей территории страны: букмекерская деятельность и тотализаторы. Вполне возможно, законодатель счел «игры знаний» не столь порочными и разлагающими и разрешил их при условии соблюдения лицензионных требований. Кстати, требования эти очень и очень жесткие, например, для получения лицензии букмекерской конторы необходимо иметь чистых активов на сумму 100 миллионов рублей. Если сравнивать, кстати, с требованиями по формированию уставного капитала у страховых компаний, например, то еще неясно, кто будет устойчивей в финансовом положении.

Итак, букмекеры могут работать вне так называемых игровых зон, однако, только по тем местам, которые указаны в лицензии.

Игорные заведения (залы игровых автоматов и казино) согласно законодательству нашему, могут осуществлять деятельность только в специальных игорных зонах. И только на основании разрешений. Сразу обратим внимание на это слово «разрешение». Это отнюдь не лицензия, каковая должна быть у букмекеров и тотализаторов, это именно разрешение, некий документ, статус которого в законодательстве размытый и неопределенный.

Напомним, что за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность. Так как нормы уголовного права расширительному толкованию не подлежат, отсутствие «разрешения» не будет рассматриваться как отсутствие лицензии. Естественно, не предусмотрено никакой ответственности за ведение деятельности вне рамок некоей специальной территории. Соответственно, возбуждать дела по ст. 171 УК РФ абсолютно бесперспективно.

Принимались ли нормы законодательства с неким дальним умыслом, направленным на реабилитацию потенциальных нарушителей, нам не ведомо, однако практика складывается не в пользу правоохранительных органов.

Любопытно, что не все однозначно и с применением административной ответственности за деятельность игровых клубов и казино за пределами спецтерриторий. Кодекс об административных правонарушениях в ст. 14.1 как раз таки содержит и понятие разрешения, и понятие лицензии, тем не менее трудности в правоприменении административных норм возникали. Административная ответственность и стала тем максимумом, которого смогли добиться совместными усилиями прокуратура, милиция и налоговые органы.

Заметим, что привлечение к административной ответственности само по себе не является основанием для того, чтобы такую деятельность свернуть или каким-либо иным способом наказать организатора азартных игр.

Надо отдать должное, владельцы игровых клубов, как было сказано выше, проявляют и изобретательность и находчивость. Подавляющее большинство клубов игровых автоматов перешло на «лотерейный вариант», при котором «однорукий бандит» путем несложных технических изменений превращался в агрегат, не высыпающий монеты в случае выигрыша, а выдающий талончик, который после июля 2009 года стал именоваться лотерейным билетом. Более того, никаких внятных нормативно установленных технических различий между лотерейным аппаратом и «одноруким бандитом» не существовало. Надо сказать, возврат ранее изъятого сотрудниками МВД оборудования не такое уж и редкое явление. Впрочем, все это было актуально до 1 января сего года, теперь использование элетронных устройств организаторами лотерей запрещено.

Собственно, вопрос о принадлежности к лотерее «автоматчиков» и был главной головной болью правоохранителей. Заметим, что реакция должностных лиц МВД и прокуратуры на неопределенность норм законодательства о лотереях совсем не однообразна. Одни пытаются привлечь нарушителей к ответственности, а другие… А другие ничего не пытаются. Кстати, те, кто не пытаются имеют достаточно веские аргументы на случай какой-нибудь проверки сверху: они указывают на отсутствие состава преступления в действиях организаторов азартных игр, на невозможность получения ими лицензии и на то, что меры административного характера никоим образом такую деятельность не пресекают.

Применение к организаторам азартных игр норм ст. 159 УК РФ вызывает только недоумение.

В некоторых регионах прокуратуры подают иски о прекращении деятельности предприятий, которые по мнению контрольных органов ведут незаконную деятельность. Подача таких исков – отдельная тема, с точки зрения процессуального законодательства есть смысл рассмотреть ее отдельно.

Итак, какие выводы можно сделать из такого короткого анализа норм, регулирующих организацию азартных игр?

Установление формального запрета на проведение азартных игр на территории РФ не было поддержано наличием каких-либо ощутимых санкций. Говоря о том, что запрет «жесткий», следует в первую очередь подразумевать жесткую санкцию, причем санкция эта применяется в достаточно определенных условиях. Запретительные нормы, касающиеся организации азартных игр, на сегодняшний день не обладают признаками жесткости и определенности
Обновить список комментариев

Комментарии (0)

Вставка изображения

Файл не выбран

Выберите файл
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.