Публикации

Дмитрий Свежинцев →  Преюдиция VS правовая позиция ВАС РФ.

Сложившаяся ситуация в судебной практике создала противоречивую картину — что важнее, преюдиция или правовая позиция Высшего арбитражного суда Российской Федерации? Определяя, что такое преюдиция, необходимо сослаться на постановление Конституционного суда РФ от 21.12.2011 №30-П. В резолютивной части суд постановил, что:
— имеющими преюдициальное значение для суда, прокурора, следователя, дознавателя по находящемуся в их производстве уголовному делу являются фактические обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, разрешившим дело по существу в порядке гражданского судопроизводства, т.е. когда в уголовном судопроизводстве рассматривается вопрос о правах и обязанностях того лица, правовое положение которого уже определено ранее вынесенным судебным актом.
Исходя из данного конституционно-правового смысла определения преюдиции следует, что это установленные фактические обстоятельства (к тому же — основание, предмет, стороны и т.д.), которая в силу закона обязательна для принятия судом решения по схожим, фактическим обстоятельствам дела.
Как быть в ситуации, когда суд апелляционной инстанции, рассматривая дело. применяет преюдицию (а точнее, обязан применить), ВАС РФ в своей правовой позиции начинает трактовать данное правоотношение совсем в другом свете. Возникшая правовая коллизия требует своего разрешения, что также является существенным пробелом в законодательстве. С одной стороны закон требует применение преюдиции, для формирования единообразия судебной практики, с другой стороны суды обязаны следовать указаниям Высших судов для, опять же, формирования единообразия судебной практики.
На мой субъективный взгляд, применение судом преюдиции обязательно в случае отсутствия правовой позиции ВАС РФ. Однако, в случае, если на момент вынесения решения по делу имеется опубликованное постановление ВАС РФ, где выражается иное толкование рассматриваемого правоотношения, необходимо руководствоваться выраженной ВАС РФ правовой позицией. Т.к. правом толкования норм права и создавшегося правоотношения обладает только «Высший суд».
Читать дальше