Публикации

Марина Кохан
Идея задавать дополнительные вопросы на экзамене не нова, и в ней есть свои недостатки. Так, количество вопросов и их сложность чаще всего варьируются от «нулевого» уровня (для тех, кто «еле-еле душа в теле») до профессорского уровня (претенденты на «5»), при этом исключительно по усмотрению экзаменатора, что подрывает начала беспристрастности. Таким образом, ещё до окончания ответа студента экзаменатор (комиссия) даёт оценку уровня его подготовленности, ставит некое клеймо (например, «Ну, этот не больше тройки получит!»), исходя из которого и происходит постановка дополнительных вопросов. Такой подход исключает возможность студента исправить положение правильными ответами на дополнительные вопросы более высокого уровня, предназначенными для «избранных».

В связи с этим, возможно, есть смысл собранием кафедры утверждать список дополнительных вопросов по каждому билету, задаваемых в случае сомнения/разногласий в оценке знаний студента. Данный список не должен подлежать разглашению, иначе теряется смысл дополнительных вопросов (иначе на них можно будет так же, как и на основные вопросы, подготовиться с использованием разных студенческих приспособлений). И именно эти вопросы должны задаваться на экзамене в качестве дополнительных, причём в том же порядке, в каком их утвердила кафедра.