Публикации

Александр Петров
Вы прям как Кельзен рассуждаете, Дмитрий!

www.pravo.ru/interpravo/doc/view/72/

когда действующие судьи гордо говорят: «мы делаем право», холодок по спине идет, т.к. в голову к судье не залезешь, а в текст закона можно? это чисто психологический эффект.

а преимущество общей модели поведения перед прецедентом хорошо проиллюстрировал Г. Харт в «Понятии права»: сравните две ситуации (в моей вольной интерпретации): 1) перед входом в церковь отец, зевнув и просморкавшись в платок, говорит сыну «Сынок, когда ты входишь в церковь, всегда снимай шляпу» и 2) перед входом в церковь отец снимает шляпу и говорит сыну «Сынок, всегда перед входом в церковь делай как я» (во втором случае что всегда делать сынку? снимать шляпу, сморкаться в платок, зевать или говорить с сыном, когда тот у него будет?)

Прошу извинить, если обидел. Правда, не хотел. С уважением.
Александр Петров
интересно :) если бы студенты свои способности тратили не на получение оценок, а на получение знаний и их применение, мы бы давно были впереди планеты всей
Александр Петров
Не соглашусь с Вами, Александр, принципиально, в том, какова цель высшего образования как системы.

При том, что я согласен, что «привить обучаемость, развить мышление и воспитать устойчивость к стрессовым ситуациям» важно, это можно делать и без высшего образования в форме практической деятельности (помощником юриста). То, о чем Вы говорите, это задачи, а не цель. Причем с этими задачами должна справляться средняя школа, хотя она давно (с перехода на идеологию «двух коридоров») уже этого не делает.

Цель высшего образования другая — овладение студента юридическим методом (тем, что отличает юриста от профана) и получение студентом на выходе систематизированного знания о праве и его действии. При этом знание означает а) владение информацией б) способность совершать с ней логические операции и актуализировать ее для новых классов объектов в) способность применять ее в практической деятельности.
Александр Петров
Одобряю ваше предложение, Ольга, возьмем на заметку. Правда, тогда застопорится процесс сдачи экзамена: сейчас не одного преподавателя примерно 9 студентов. Если посчитать, дороговато получается и медленно. Отчасти сейчас спасает :))))
Александр Петров
написал, не прочитав, что у Вас идея эта была. Прошу прощения :) идея рейтингования околоюридических произведений и их циклов хороша. Странно, что раньше не было такого.
Александр Петров
про то, что дальше нет? нет, есть. Просто все равно в проф. сообществе общаются, если это не Москва, то все про всех знают. Работает.
Александр Петров
нет, «сарафанное радио» — реально мощная вещь. Когда студенты год назад поняли, что гос по ТГП просто не получится сдать (тогда у нас было до 50 % «двоек» на экзаменах у заочников), у них изменилось отношение к предмету. Сейчас не сравнить ответы, например, с теми, которые были весной. Люди начали работать лучше. В России, наверное, без закручивания гаек никуда. К тому же вопрос, чего бояться, если ты знаешь предмет? боятся те, кто не понимает и не хочет разбираться.
Александр Петров
Марина, спасибо за комментарий, но, наверное, всех вопросов придумать заранее нельзя, т.к. жизнь всегда богаче ( :) ), а серьезно — это слишком облегчает жизнь студенту, который хочет получить положительную оценку, а не знания в ходе подготовки к экзамену.

Правила игры (то, О ЧЁМ будет спрашивать) в виде программы к экзамену уже есть, зачем их еще конкретизировать в дополнительных вопросах? К тому же экзамен — это всегда творчество и в процессе может возникнуть вопрос, который призван уточнит, что имел в виду студент? как узнать это? — никак; то есть, если будет закрытый перечень дополнительных вопросов, это будет невыгодно для самих студентов. Вот.

Про предвзятость экзаменатора и развешивание ярлыков: отсутствие дополнительных вопросов это только усилит, так как экзаменуемый не сможет показать больше того, что он уже сказал. К тому же, то как человек отвечает на дополнительные вопросы видит аудитория, которая сама оценит объективность преподавателя. А дальше — сарафанное радио.
Александр Петров
а вообще лучший русский «юридический» мини-сериал — «Место встречи изменить нельзя». Абсолютный хит.

В нашей культуре Ваш рейтинг, Александр, будет интересен, наверное, только для юристов, имеющих достаточное время и желание на отдыхе смотреть сериалы о работе на английском языке. Хотя идея привлекательная. Интересно, какой-нибудь канал у нас их транслирует (закон-ТВ, например)?
Александр Петров
русский зритель федеральных каналов выберет из этого всего «улицы разбитых фонарей» :)
Александр Петров
все-таки можно что-то делать с нерадивыми студентами, использующими современные технологии списывания. Сегодня был первый день госа по тгп у заочников и вечерников. Один из экзаменуемых написал 3 странички текста мелким почерком, потом сел и бодро зачитал свой ответ по бмажке, яко Брежнев речь на Пленуме КПСС. А потом началось интересное: простой вопрос по теме — молчание, другой — взволнованная сбивчивая речь. Его спрашивают, что является родовым понятием относительно формы государственно-территориального устройства, о котором он рассказывал 20 минут, а он молчит. Признаки государства назвать не может. Что такое источники права не знает. и т.д. И заявляет еще при этом, что он ответил на свои вопросы, что еще надо от него, бедняжки? он, видите ли, третье проф. образование получает и впервые сталкивается с таким подходом на госах!!! Просто разрыв шаблона.

Конечно, ему единогласно поставили «двойку», ждем жалобу.

А еще он сказал, что в этом году поступил на медицинский…
Александр Петров
ТГП можно преподавать по разному. Не хочу быть банальным, но Ленин верно говорил, что пока ты не решишь общие вопросы, ты будешь в них постоянно «тыкаться» в частностях. К тому же все зависит от того, какую задачу ставит перед собой кафедра.

На первом курсе ТГП — это, прежде всего, энциклопедия права (в дореволюционном смысле), т.е. ее задача дать возможность новоиспеченным студентам освоить «юридический язык» (понятийный аппарат) и начать овладевать юридическим методом и техникой работы с правовым материалом (норма, ее критика и интерпретация, факты). Грубая, но уместная аналогия: преподаватель ТГП — это разметчик, который показывает как точить деталь.
Александр Петров
резко и неверно. Любая система имеет кпд ниже единицы. Важно другое — работать над системой экзаменов, делая ее совершеннее. А для этого надо определиться, а) чему мы учим, б) как мы учим в) что на выходе проверяем.

Еще один аспект — гос. экзамен — это всегда в определенной мере нечто сродни древней инициации (мое субъективное мнение).
Александр Петров
задания регионального этапа — это, вообще, отдельная песня.

В прошлом году было много ошибок. Позволю себе выдержку из отчета, который жюри регионального этапа готовило в прошлом году по итогам олимпиады в Красноярском крае:

"… предоставляемые уже второй год централизованно единые для РФ задания не могут быть оценены как высококачественные в связи со следующими обстоятельствами.

1. Преобладание тестовых заданий с закрытыми вариантами ответов в структуре олимпиадных заданий (71,5 % от общего количества заданий) является явным недостатком, поскольку это ориентирует участников олимпиады на механистическое запоминание отдельных фрагментов позитивного права и бессвязное изучение отдельных правовых понятий, а не на комплексное осмысление правовых феноменов, что не позволяет в должной мере выявить аналитические и творческие способности участников олимпиады, не учитывает специфику юридического знания как гуманитарного и противоречит существующей отечественной традиции оценивания знаний, навыков и умений будущих юристов. Поэтому рекомендуем увеличить количество заданий с открытыми вариантами ответов и, особенно, задач. Кроме того, думается, следует приветствовать централизованное внедрение в региональные этапы олимпиады по праву такого вида заданий как подготовка эссе.

2. В ключе к олимпиадным задания были допущены фактические ошибки, которые жюри пришлось исправлять на месте.

Например, в заданиях для 9 класса вопрос № 42 (он же для 10 класса под № 52) с правильным, по мнению составителей заданий ответами, выглядит так:

II. Установите соответствие

42.

А.общественная организация

Б. общественное движение

В. общественное учреждение

Г. орган общественной самодеятельности

1) не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения

2) основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан

3) состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели

4) не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей Б- 1

В — 2

А — 3

Г- 4

3 (балла)

за любую ошибку 0 баллов

Однако, обращение к действующему законодательству позволяет с легкостью убедиться, что составителями заданий в ключе были допущены грубые ошибки, поскольку согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях»: 1) Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8); 2) Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9); 3) Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11). Таким образом, предложенные в ключе ответы (Б- 1, В – 2, А – 3) неверны.

Поэтому в процессе проверки олимпиадных заданий жюри было вынуждено перепроверять все ключи, что отразилось на времени принятия решения.

3. Составителями заданий были допущены разночтения в нумерации вопросов в задании и в ключе к нему по 9-м классам

4. В заданиях для 10-х классов вопросы № 46 и 47 абсолютно идентичны, что вызвало справедливое возмущение у участников олимпиады. Жюри оценивало только 1 из указанных вопросов.

5. Система оценивания отдельных вопросов также нуждается в совершенствовании, так как совершенно разные по степени сложности вопросы в тесте оцениваются одинаково (в 1 балл). Это особенно заметно в заданиях 11 класса. Кроме того, задачи, на наш взгляд, следует оценивать более высоко, поскольку иначе правильное решение задачи (в чем и состоит суть работы юриста!) приравнивается к правильным ответам на 3 любые тестовые задания".
Александр Петров
очень сомневаюсь. Вопрос «этично или нет» (с точки зрения т.н. «тоталитарной», т.е. общепризнанной в социуме этики) это один из краеугольных вопросов в любой профессиональной деятельности. Мне нравится в этой связи такой пример, который приводит в своих работах С.Г. Кара-Мурза: «В традиционном и современном обществах складываются очень различные, поразительно несхожие системы права. Право традиционное настолько кажется странным человеку Запада, что он искренне считает традиционное общество «неправовым». Напротив, приложение норм права гражданского общества к традиционному (что случалось во многих частях света в периоды «модернизаций») наносит людям и целым народам тяжелые травмы, которые порой достигали уровня геноцида. В праве традиционного общества большую роль играет общая (тоталитарная) этика. Вот маленький пример. В 70-е годы, во время очередной волны «освоения опыта развитых стран» ГАИ СССР предлагалось ввести в практику скрытное патрулирование на автомобилях с гражданскими номерами, фотографирование нарушителей скрытой камерой и др. методы западной дорожной полиции. После обсуждения ГАИ отказалась от этих приемов как неэтичных, содержащих элемент провокации. Это — этика тоталитарной культуры» взято отсюда: situation-rus.narod.ru/books/manipul/manipul67.htm
Александр Петров
особенно мне нравится эта:

«Прокурор в ответ на замечание адвоката: „обвинял и буду обвинять. Пока меня государство называет обвинитель, я буду задавать каверзные и обвинительные вопросы. Когда назовут оправдателем — буду защищать с пеной у рта“. (заседание в Ленинском суде Красноярска)»

Вот к чему состязательность по-русски приводит.