Публикации

Роман Янковский
Я как-то присутствовал на совещании в министерстве, на котором разработчики одной концепции отчитывались о проделанной работе. Произошла комичная сцена следующего характера:
Министр. В рамках техзадания вам была поставлена проблема: в рейтинге международного союза ХХХ Россия занимает одно из последних мест. Что вы предлагаете сделать, чтобы эту проблему решить?
Разработчики. Мы предлагаем улучшить А, изменить Б, усилить борьбу с В…
Министр. Вы что, не поняли задание? Россия сейчас председательствует в союзе ХХХ и имеет там решающий голос. Требовалось ответить на вопрос, как нам изменить рейтинг!
Роман Янковский
На мой предвзятый взгляд, Ирина, обслуга с завышенной самооценкой — это как раз суровые догматики, занимающиеся исключительно оторванной от жизни правовой теорией и не имеющие чувства юмора.
Роман Янковский
Вы слишком серьезны, Дмитрий)

а по делу — в рыночной экономике ситуаций, когда «специалисты, отвечающие за ракетостроение будут отвечать за сбыт трусов или иных товаров широкого потребления» не происходит, потому что цены как на ракеты, так и на трусы устанавливаются участниками рынка, а не Госпланом. Поэтому и теряется смысл создания кучи отраслевых министерств (напомню, в СССР было девять министерств «машиностроения», в том числе тракторного машиностроения, общего машиностроения, просто машиностроения, среднего машиностроения; министерство целлюлозной промышленности; министерство мелиорации; министерство хлебозаготовок и так далее — всего до 70 штук одновременно (!) В нынешних, менее бюрократизированных странах исполнительная власть используется в частных отношениях лишь в тех случаях, когда вмешательство государства обоснованно экономически: в случае неконкурентных рынков, экологических вопросов, при наличии целевых программ поддержки или, наоборот, повышенных налоговых требований и так далее. Именно поэтому рынок алкоголя регулируется отдельно (а Роснедра занимаются выдачей лицензий на добычу ПИ; за рынком нефти следит ФАС).
Роман Янковский
На мой взгляд, доктринальную озабоченность древними цивилистическими механизмами все же нельзя применять к публичному праву, которое со времен Рима сделало гигантский скачок вперед и расцвет которого пришелся как раз на XIX-XX века.
Роман Янковский
>> учитывая общую направленность правовой политики государства на преемственность классических категорий (см., например, концепцию развития гражданского законодательства в части пользовладения, узуфрукта, эмфитевзиса), ничего страшного в установлении ответственности за «злодеяние» не вижу.

Это вы шутите так, надеюсь?
Роман Янковский
Дисклеймер. Я понимаю объективное право под «практикой», исходя из потребностей объяснения фразы «теория без практики мертва». В этом же ключе правовая наука понимается под «теорией». Если же чисто догматически рассуждать о «практике» применения права, то это более широкое понятие.
Роман Янковский
Илья, хорошо, я постараюсь объяснить вам свою позицию. Так вот, под «теория без практики мертва» я понимаю следующее:

1. наука права изучает феномен объективного права.
2. в рамках этой науки возникают определенные теории, принципы, концепции, систематизирующие объективное право.
3. хотя эти теории, принципы, концепции выражения в объективном праве не имеют, они с ним, безусловно связаны.
4. если же теория, принцип, концепция не связана с объективным правом в принципе, то она «мертва», то есть к праву отношения не имеет.
Роман Янковский
1. Странный вопрос) есть законодательство, а есть право, это разные вещи. И теория права будет отличаться от законодательства.

2. Если нельзя установить ложность утверждения, значит, оно не является ложным. Если утверждение не является ложным, значит, оно истинно.
Роман Янковский
Правовая теория, которую нельзя применить на практике, не имеет смысла и в большинстве случаев относится к правовой схоластике, а не к правовой науке. Приведите пример обратного?
Роман Янковский
В принципе, правовая теория, не подтвержденная реальными общественными отношениями, действительно мертва)