Публикации

Дарья Шемет →  Изменение института управляющего в соответствии с проектом Закона о несостоятельности и банкротстве.

В статье 1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2012г. № 415-З (далее – Закон) установлено, что временный (антикризисный) управляющий — индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо, назначаемые хозяйственным судом для осуществления своих полномочий в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) (временный управляющий — в защитном периоде, антикризисный управляющий — в конкурсном производстве).
Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь проводит аттестацию управляющих и контролирует соблюдение временными (антикризисными) управляющими требований законодательства.
В Беларуси завершена работа над проектом нового Закона о банкротстве.
Изменения в регулировании института управляющих в Беларуси.
Проект Закона о несостоятельности и банкротстве предполагает исключить осуществление юридическими лицами функций управляющего, а также создать единый орган самоуправления по антикризисному управлению и банкротству в Республике Беларусь.
В настоящий момент нельзя спрогнозировать какое влияние окажет учреждение Белорусской Палаты антикризисных управляющих, поскольку нет проекта положения о деятельности Палаты. Проект предполагает возложить на Палату осуществление всех руководящих и организационных функций в сфере антикризисного управления. Так, обязательным условием для приобретения статуса управляющего является наличие аттестата управляющего и членства в Палате.
Выбор кандидатуры и назначение управляющего.
Изменения также затронули и порядок назначения управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве).
Согласно действующему Закону, управляющий назначается судом из числа кандидатур, предложенных лицами, участвующими в деле. Так, лицо, подавшее в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в хозяйственный суд не менее трех кандидатур управляющего.
В соответствии с проектом Закона, экономический суд будет назначать управляющего, который был выбран Белорусской Палатой антикризисных управляющих в случайном порядке с использованием автоматизированной системы. Идея о выборе кандидатуры управляющим в случайном порядке позаимствована из проекта поправок к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ Российской Федерации. Однако, ключевыми отличиями в процедуре выбора кандидатуры управляющего в деле о банкротстве является определение кандидатуры управляющего в Российской Федерации – арбитражным судом, а в Республике Беларусь – Палатой. Алгоритм, в соответствии с которым автоматизированная система будет выбирать управляющего, не изложен в проектах нормативных актов. Следовательно, пока преждевременно делать выводы о положительном либо негативном характере изменений. Однако указанная система требует максимальной открытости для минимизации коррупционных рисков.
Вознаграждение управляющего.
В статье 53 Закона предусмотрено, что расходы на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему покрываются за счет средств должника вне очереди без предварительного внесения на депозитный счет хозяйственного суда.
В случае отсутствия или недостаточности средств должника управляющему производятся выплаты:
 вознаграждения — за счет средств республиканского бюджета;
 заработной платы — за счет средств соответствующего бюджета.
Проект Закона о несостоятельности и банкротстве фиксирует, что управляющему выплачивается основное, дополнительное вознаграждение и вознаграждение по итогам дела о несостоятельности или банкротстве за счет средств должника, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Основное вознаграждение выплачивается управляющему за исполнение им обязанностей ежемесячно. Управляющему может быть выплачено вознаграждение, предусмотренное договором с кредиторами либо с собственником имущества должника (участниками (акционерами) должника).
Выплата вознаграждения производится путем перечисления денежных средств управляющим с текущего (расчетного) банковского счета должника на текущий (расчетный) банковский счет управляющего.
Важно, что лицо, подавшее заявление о несостоятельности или заявление о банкротстве обязано перечислить денежные средства для оплаты вознаграждения управляющего в срок, указанный в определении экономического суда о возбуждении производства по делу. Размер вознаграждения соответствует одной номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь в целом по республике за предыдущий месяц относительно месяца, предшествовавшего месяцу, в котором подано такое заявление.
Стоит отметить, что данные изменения упраздняют четко установленный порядок определения размера вознаграждения управляющего, и не носят стимулирующий характер для управляющего с целью скорейшего завершения производства по делу о несостоятельности или банкротстве.
Изменение роли временного управляющего.
В проекте нового Закона о банкротстве установлено, что единственной целью установления защитного периода является проведение анализа достоверности фактов, изложенных в заявлении должника о несостоятельности, заявлении должника о банкротстве или заявлении кредитора о банкротстве. В связи с чем, у временного управляющего отсутствуют обязанности по проведению анализа финансового состояния и платежеспособности должника, оспариванию сделок должника.
Так, защитный период является факультативной процедурой, и его срок не должен превышать одного месяца. Вопрос об установлении защитного периода суд разрешает при возбуждении производства по делу о несостоятельности или банкротстве должника.
Руководство деятельностью Должника осуществляет руководитель (директор) должника – юридического лица, при этом отсутствует возможность отстранить руководителя от занимаемой должности в защитном периоде по ходатайству лица, участвующего в деле.
Следовательно, временный управляющий в защитном периоде не обладает значительными властными полномочиями, и его функция сводится к проверки оснований, изложенных в заявлении.
Изменение полномочий антикризисного управляющего.
Роль антикризисного управляющего в конкурсном производстве не претерпела сильных изменений, однако были включены дополнительные полномочия антикризисного управляющего.
1) В статье 112 проекта Закона предусмотрено право антикризисного управляющего заявлять ходатайства о признании недействительными решений органов управления должника, нарушающих права и (или) законные интересы должника.
Остается неизвестным как будет формироваться практика по оспариванию сделок должника, при наличии у управляющего права оспорить решение органа управления о заключении указанной сделки. Стоит учесть, что отсутствуют сроки, в течение которых решение органа управления должника может быть оспорено, в то время как сроки для оспаривания сделок, заключенных должником, ограничены Законом.
2) В части 7, 8 статьи 83 проекта Закона установлено, что в случае непринятия собранием (комитетом) кредиторов должника решения о согласовании продажи предприятия должника такое согласование по ходатайству управляющего может быть дано судом, рассматривающим экономические дела, если такая продажа обеспечит более благоприятные условия удовлетворения требований кредиторов. Обязанность доказывания этих условий возлагается на управляющего.
Полагаем, что наделение управляющим правом продажи имущества должника лишь по согласованию с экономическим судом позволит уравнять в правах кредиторов должника и позволит исключить лобби крупных кредиторов в сфере собственных интересов.
В вопросах ответственности управляющих проект Закона не претерпел изменений по сравнению с действующим Законом о банкротстве.
В целом олностью меняется институт управляющих, механизм их самоорганизации, порядок назначения временных и антикризисных управляющих. Таким образом, статус управляющих действительно претерпит изменения, однако права управляющего не изменены радикальным образом, как об этом заявлялось разработчиками проекта Закона.

Дарья Шемет →  Изменения в процедуре защитного периода и конкурсного производства согласно проекту нового Закона о несостоятельности и банкротстве

В активной стадии находится работа над проектом закона о несостоятельности и банкротстве, который заменит собой ныне действующий Закон об экономической несостоятельности и банкротстве от 13 июля 2012г.
Проект нового Закона содержит существенные изменения в порядке проведения процедуры банкротства. Так, полному пересмотру подверглась процедура установления защитного периода и процедура конкурсного производства. Более подробно о грядущих изменениях.
1. Защитный период.
Согласно ч. 1 ст. 39 действующего Закона о банкротстве, целями защитного периода (аналог российского наблюдения) являются:
 завершение досудебного оздоровления;
 проверка наличия оснований для открытия конкурсного производства;
 обеспечения сохранности имущества должника.
В проекте нового Закона о банкротстве установлено, что единственной целью установления защитного периода является проведение анализа достоверности фактов, изложенных в заявлении должника о несостоятельности, заявлении должника о банкротстве или заявлении кредитора о банкротстве.
Относительно завершения процедуры досудебного оздоровления при направлении заявления кредитора о банкротстве в проекте Закона не установлен механизм урегулирования данного вопроса.
Меры обеспечения требований кредиторов в защитном периоде не претерпели изменений, за исключением того факта, что определение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов признается исполнительным документом и подлежит немедленному исполнению органом принудительного исполнения.
В целом установление защитного периода не является обязательным, и его срок не должен превышать одного месяца, согласно проекту Закона. Вопрос об установлении защитного периода суд разрешает при возбуждении производства по делу о несостоятельности или банкротстве должника.
Таким образом, в соответствии со ст. 9,11 Проекта Закона у временного управляющего отсутствуют обязанности по проведению анализа финансового состояния и платежеспособности должника, оспариванию сделок должника.
Руководство деятельностью Должника осуществляет руководитель (директор) должника – юридического лица, при этом отсутствует возможность отстранить руководителя от занимаемой должности в защитном периоде по ходатайству лица, участвующего в деле.
Очевидно, что данные изменения внесены для сокращения сроков процедуры несостоятельности или банкротства, однако без надлежащей проверки оснований для открытия конкурсного производства «под нож» могут попасть организации платежеспособность которых может быть восстановлена.
2. Конкурсное производство.
Статья 1 действующего Закона о банкротстве определяет конкурсное производство как процедуру экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемую в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения — в процедуре ликвидационного производства должника.
Согласно проекту нового Закона, основными целями конкурсного производства являются:
 проверка оснований для принятия решения о санации или об открытии ликвидационного производства;
 формирование реестра требований кредиторов;
 определение признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования возмещению убытков кредитору (кредиторам);
 обеспечение сохранности имущества должника.
В соответствии с новыми целями конкурсного производства были произведены следующие изменения.
2.1. Изменение оснований для открытия конкурсного производства
Статья 84 Закона о банкротстве содержит следующие основания для открытия конкурсного производства:
 неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
 должник не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;
 имеются иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника, (для индивидуального предпринимателя – недостаточность имущества должника, находящегося в процедуре ликвидации, для удовлетворения требований кредиторов; отсутствие должника — индивидуального предпринимателя либо руководителя должника, фактически прекратившего свою деятельность).
Характер неплатежеспособности и ее наличие устанавливаются на основе значения коэффициентов: текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствам, обеспеченности обязательств активами.
Проектом Закона предлагается в качестве оснований для открытия конкурсного производства принять основания, установленные статьями 9 и 11, 195 проекта Закона, изложенных в заявлении должника о несостоятельности, заявлении должника о банкротстве, заявлении кредитора о банкротстве (то есть, в качестве ориентира вводится принцип неоплатности).
Таким образом, законодатель отходит от практики анализа бухгалтерской отчетности как основания для открытия конкурсного производства, и кладет в основу фактические обстоятельства, подтверждающие отсутствие у должника возможности рассчитаться по обязательствам. Указанные изменения носят положительный характер, поскольку нередки случаи, когда показатели бухгалтерского баланса не отражают реальное финансовое состояние должника.
2.2. Отграничение процедуры конкурсного производства от санации и процедуры ликвидации.
В соответствии с действующим законодательством процедура конкурсного производства включает в себя процедуру санации либо ликвидации. Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства шестнадцать месяцев, при проведении санации – двадцать два месяца.
Согласно целям конкурсного производства, установленных в проекте Закона о банкротстве, конкурсное производство устанавливается для проверки оснований открытия для принятия решения о санации или об открытии ликвидационного производства и формирование реестра требований кредиторов. Следовательно, конкурсное производство длится с момента вынесения определения об открытии конкурсного производства и оканчивается с вынесение определения о введении санации или открытии ликвидационного производства. Срок конкурсного производства не может превышать 4 месяца.
Важным является, что процедура санации может быть введена только при возбуждении производства по заявлению должника о несостоятельности. В остальных случаях при наличии оснований открывается ликвидационное производство.
Таким образом, отсутствует возможность введения санации, в случае если
 производство возбуждено на основании заявления кредитора;
 установлено, что должник является несостоятельным,
 при этом стоимости имущества достаточно для расчета по обязательствам.
В указанном случае производство по делу о банкротстве подлежит прекращению. Так, единственным лицом, которое вправе обратиться за возбуждением производства по делу о несостоятельности является сам должник, однако в проекте Закона не предусмотрена ответственность должника за несвоевременное обращение с заявлением. Следовательно, шансы на восстановление платежеспособности сведены к минимуму.
Обратной стороной указанного явления является возможность должника пресечь возбуждение производства по делу о банкротстве при направлении заявления о несостоятельности с указанием на достаточную стоимость имущества, что не позволит кредитору в более краткие сроки получить удовлетворение требований.
Таким образом, отсутствие выбора в процедуре конкурсного производства какой вид производства подлежит установлению (санация либо ликвидационное производство) ограничивают движение процесса.
В целом следует сделать вывод, что полностью должно измениться значение как защитного периода, так и конкурсного производства. Защитный период с принятием нового Закона о банкротстве окончательно превратится в факультативную процедуру, необходимую для проверки оснований, изложенных в заявлении. Конкурсное производство станет этапом необходимым для выявления требований кредитора и выработки стратегии проведения санации или ликвидационного производства Порядок предъявления и рассмотрения требований кредитора не претерпел изменений.

Дарья Шемет →  Изменение статуса кредитора в проекте нового Закона о банкротстве.

Действующий Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2012г. № 415-З разграничивает понятия «Кредитор» и «Конкурсный кредитор».
Из абзаца 29 статьи 1 Закона следует, что кредиторами являются лица, которые обладают правом требования к должнику.
Соответственно, конкурсные кредиторы – это лица, обладающие правом требования к должнику, и включенные в реестр кредиторов. Не могут являться конкурсными кредиторами:
 работники должника (в т.ч. и по гражданско-правовым договорам) – их интересы защищает представитель работников, который как раз и является конкурсным кредитором,
 физические лица, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью
 учредители (участники) должника.
В проекте закона исключено понятие «Конкурсный кредитор». Т.е. под «кредиторами» в проекте Закона необходимо понимать как кредиторов, автоматически попадающих в реестр требований кредиторов, так и тех, кому придется защищать свои требования.
Можно сказать, что указанное изменение базово гарантирует равные права всем лицам, обладающим правом требования к кредиторам.
Стоит отметить, что в целом порядок включения требований в реестр требований кредиторов не претерпел изменений. Однако имеются процессуальные изменения в порядке созыва собрания кредиторов.
Так, согласно проекту: «надлежащим уведомлением признается размещение сведений о проведении собрания кредиторов в Едином реестре с одновременным размещением бюллетеня для голосования не позднее, чем за десять дней до даты проведения собрания кредиторов».
Стоит отметить, что данное изменение в порядке извещение кредиторов безусловно упрощает указанный механизм для управляющего, но потенцаильно нарушает права кредиторов-нерезидентов. Сложно предположить, что иностранные кредиторы будут постоянно отслеживать изменения в Едином реестре, что представляет собой абсолютно неэффективный метод извещения.
Необходимым изменением стало введение заочного голосования, в случае невозможности присутствия на собрании, за исключением первого собрания кредиторов. Так, кредитор должен направить заполненный бюллетень не позднее 5 дней до даты проведения собрания.
Согласно, проекту кредиторов все требования в реестре группируются в 4 (не в 5, как было ранее) очереди и внеочередные требования.
Перечень внеочередных требований был уточнен, в него входят:
 судебные расходы, расходы управляющего, расходы на размещение сведений в Едином реестре, расходы на выплату вознаграждения управляющему;
 денежные средства, зачисленные в результате технической ошибки банка;
 расчеты по обязательствам должника;
 бесспорные взыскания на основании исполнительных и других документов, вступивших в законную силу после открытия конкурсного производства (за исключением обязательств по уплате процентов по требованиям физических лиц из причинением вреда жизни или здоровью; требованиям работников (в т.ч. по гражданско-правовым договорам), требованиям по уплате обязательных платежей).
В первую очередь включены требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также по компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни или здоровью.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда работников должника (в т.ч. по гражданско-правовым договорам).
В третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам (за исключением отнесенных ко второй и четвертой очереди), требования открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами».
В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами, а также с залоговыми кредиторами в части, обеспеченной залогом имущества должника.
Так были совмещены требования четвертой и пятой очереди, установленные в действующем Законе.
Стоит отметить, что требования залоговых кредиторов погашаются за счет реализации заложенного имущества. Однако только восемьдесят процентов от суммы полученной при реализации заложенного имущества направляется на погашение требования залогового кредитора. Денежные средства, оставшиеся от суммы, вырученной от реализации залогового имущества, вносятся на специальный банковский счет должника в порядке:
пятнадцать процентов от суммы направляется для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника в целях погашения указанных требований;
оставшиеся денежные средства – для погашения судебных расходов, расходов управляющего расходов на размещение сведений в Едином реестре, расходов на выплату вознаграждения управляющему.
Объединение требований четвертой и пятой очередей в целом не изменили, очередность удовлетворения требований кредиторов, за исключением того факта, что требования залоговых кредиторов покрываются изначально за счет суммы, полученной от реализации имущества. В действующем Законе установлено, что требования залоговых кредиторов подлежат удовлетворению за счет должника, в том числе за счет средств, вырученных от реализации его имущества, не являющегося предметом залога.
Проанализировав проект грядущих изменений нельзя сказать, что кредиторов ожидают значительные перемены в их статусе и правах. Большее влияние нового проекта Закона кредиторы испытают в связи с изменениями в институте временного и антикризисного управляющего, а также в связи с сокращениями сроков в процедуре банкротства.

Дарья Шемет →  Что нужно знать кредитору белорусской компании о новом Законе о банкротстве

Завершается работа над проектом закона о несостоятельности и банкротстве, который заменит собой ныне действующий Закон об экономической несостоятельности и банкротстве от 13 июля 2012г.
В связи, с чем возникает вопрос, как указанные изменения отразятся на кредиторах и их правах в процедуре банкротства. Забегая вперед, отметим, что проект нового Закон о банкротстве стремится к закреплению прокредиторского характера.
1. Упрощение порядка обращения с Заявлением кредитора.
Согласно, ч. 3 ст. 12 Закона о банкротстве, основаниями для подачи заявления кредитора, если иное не установлено настоящим Законом, являются в совокупности:
 наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
 применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
 наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере ста и более базовых величин.
Проект нового Закона о банкротстве исключает требование о предоставлении документов, подтверждающих неплатежеспособность должника, имеющую или приобретающую устойчивый характер.
Указанное изменение носит, безусловно, положительный характер. Так, большинство кредиторов не имеют возможности предоставить данные бухгалтерского баланса, акты судебного исполнителя о невозможности взыскания, приказы и другие документы, возвращенные из банка или небанковской кредитно-финансовой организации без оплаты, справки указанных организаций об отсутствии денежных средств на счете должника.
Таким образом, с момента вступления в силу нового Закона, для подачи заявления кредитора достаточно задолженности перед кредитором в установленном размере и факта применения к должнику исполнительного производства не произведенного в течение трех месяцев.
НО! С целью сбалансировать права и интересы кредитора и должника планируется увеличить минимальный размер требований к должнику для подачи заявления кредитора.
Характер требований — Размер требований
Выплаты в пользу работников (в т.ч. работающих (работавших) по гражданско-правовым договорам) — 1500 и более базовых величин (около 18 000 долларов США)
Обязательные платежи 100 и более (порядка 1 200 долларов США)
Ели должник градообразующая организация и государственная организация – 3000 и более (около 36 000 долларов США)
Денежные обязательства 2000 и более (около 24 000 долларов США)
Ели должник градообразующая организация и государственная организация – 3000 и более (около 36 000 долларов США)
Изменения минимального размера требований кредитора продиктованы экономическими и финансовыми процессами в Республике Беларусь.
В соответствии с действующей редакцией Закона, значительное число взыскателей по исполнительным производствам обладают правом на подачу заявления о банкротстве должника, так как минимальный порог требований равен 2 550,00 BYN (порядка 1 200 долларов США).
Стоит отметить, что согласно проекту нового Закона о банкротстве, значительно упрощена процедура подачи заявления кредитором-нерезидентом Республики Беларусь. Законодатель отходит от практики истребования у кредиторов подтверждения неплатежеспособности должника и концентрируется на законности и обоснованности требований, предъявленных кредитором.
2. Отказ от определения неплатежеспособности должника на основе финансовых коэффициентов и переход к принятию решений на основе фактических обстоятельств.
В настоящий момент критерии неплатежеспособности, устанавливаются на основе расчета и оценки значений трех коэффициентов платежеспособности по данным бухгалтерской отчетности.
Эффективность указанного метода давно ставится под сомнение, поскольку бухгалтерская отчетность зачастую либо отсутствует (особенно промежуточная), либо недостоверна, так как активы должника могут наращиваться по бухгалтерскому балансу искусственным образом.
В соответствии с новым Законом основанием для открытия конкурсного производства является установление действительности обстоятельств, изложенных в заявлении кредитора о банкротстве.
3. Сокращение сроков производства по делам о банкротстве.
Проект нового Закона предлагает практически исключить процедуру защитного периода (аналог российского наблюдения), а в случае установления сократить срок до 1 месяца.
Согласно новому подходу защитный период необходим для проверки оснований изложенных в заявлении кредитора. В случае если кредитором было приложено достаточное документальное обоснование – нет необходимости в установлении защитного периода.
Установлен период в конкурсном производстве до принятия решения об открытии ликвидационного производства или санации сроком до 4 месяцев. При этом срок ликвидационного производства не должен составлять более 9 месяцев.
4. Предоставление права управляющему оспаривать решения органов должника
В проекте Закона предусмотрено право антикризисного управляющего заявлять ходатайства о признании недействительными решений органов управления должника, нарушающих права и (или) законные интересы должника.
Остается неизвестным как будет формироваться практика по оспариванию сделок должника, при наличии у управляющего права оспорить решение органа управления о заключении указанной сделки. Стоит учесть, что отсутствуют сроки, в течение которых решение органа управления должника может быть оспорено, в то время как сроки для оспаривания сделок, заключенных должником, ограничены Законом.
Указанное изменение явно ориентировано на защиту интересов кредиторов, поскольку предоставляет дополнительный источник получения денежных средств с целью направления их для погашения задолженности перед кредиторами. Основным фактором при оспаривании решений органов управления является необходимость предусмотреть все возможные негативные последствия, а также рациональный подход управляющего при использовании данного права.
5.Упрощение процедуры реализации имущества
В СМИ неоднократно отмечалась направленность норм проекта Закона на упрощение реализации имущества для оперативного и полного удовлетворения требований кредиторов, стимулирование управляющих к более быстрому и эффективному проведению процедур несостоятельности, улучшение условий ведения бизнеса в Беларуси.
В связи с чем в проекте Закона, содержатся следующие нормы, которые значительным упрощают процедуру реализации имущества должника:
 продажа без проведения торгов движимого имущества стоимостью не более 300 БВ и производимой продукции, а также имущества, являющегося продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности, скоропортящейся продукцией или иным имуществом, находящимся под угрозой явного уменьшения стоимости;
 проведение торгов по продаже имущества стоимостью 500 и более БВ исключительно в электронной форме;
 новый порядок определения начальной цены имущества должника. Для имущества, выставляемого на повторные торги, предлагается установить четкий порядок снижения начальной цены: на 20% — при проведении первых повторных торгов, на 40% — при проведении вторых повторных торгов, на 60% — при проведении третьих повторных торгов, на 80% — при проведении четвертых повторных торгов. При проведении последующих торгов предлагается снижать начальную цену имущества более чем на 80% по решению экономического суда с согласия собрания или комитета кредиторов на основании ходатайства управляющего.

Дарья Шемет →  Основные цели принятия нового Закона «О несостоятельности и банкротстве»

В настоящее время в Беларуси завершена работа над проектом Закона Республики Беларусь «О несостоятельности и банкротстве» (далее – Закон).
Согласно заявлению заместителя Председателя, председателя судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь Ю.В. Кобец, новый Закон должен соответствовать текущему состоянию экономики и следующим задачам:
совершенствование механизма восстановление платежеспособности должника;
увеличение роли управляющего в осуществлении процедуры банкротства;
усиление защиты прав кредиторов;
упрощение механизма реализации имущества Должника.
1. Одной из новелл Закона «О несостоятельности и банкротстве» является разделение производств по делам о несостоятельности и по делам о банкротстве.
В статье 9 и 11 проекта Закона, отдельно предусмотрены основания для подачи заявления должника о несостоятельности и заявления должника о банкротстве, а также заявления кредитора о банкротстве должника.
Основания для подачи заявления должника:
о несостоятельности — неспособности исполнить денежные обязательства, обязательные платежи или обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовым договорам (контрактам), и (или) физических лиц, работающих (работавших) по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, за счет имеющихся в его распоряжении денежных средств в течение девяти месяцев со дня наступления установленного срока для их исполнения;
о банкротстве — стоимость имущества должника на первое число первого месяца текущего квартала недостаточна для расчета по обязательствам в полном объеме, независимо от срока их исполнения.
Учитывая отсутствие в белорусском законодательстве ответственности должника за несвоевременное направление заявления о банкротстве или несостоятельности, организации и индивидуальные предприниматели будут обращаться с заявлениями в момент, когда удовлетворить требования даже части кредиторов будет затруднительно, не говоря про восстановление платежеспособности Должника.
К сожалению, не способствует достижению поставленных целей, и изменение оснований для введения защитного периода (аналог российского наблюдения). Согласно проекту Закона, защитный период не является обязательным этапом и может быть установлен, если есть сомнения в достоверности фактов, изложенных в заявлении. Очевидно, что данные изменения внесены для сокращения сроков процедуры несостоятельности или банкротства, однако без надлежащей проверки оснований для открытия конкурсного производства «под нож» могут попасть организации платежеспособность которых может быть восстановлена.
Таким образом, нельзя однозначно говорить о снижении направленности проекта нового Закона на ликвидацию юридических лиц.
2. При разработке проекта нового Закона предполагалось расширить полномочия управляющих, одновременно увеличивая их ответственность.
2.1. В статье 112 проекта Закона предусмотрено право антикризисного управляющего заявлять ходатайства о признании недействительными решений органов управления должника, нарушающих права и (или) законные интересы должника.
Остается неизвестным, как будет формироваться практика по оспариванию сделок должника, при наличии у управляющего права оспорить решение органа управления о заключении указанной сделки. Стоит учесть, что отсутствуют сроки, в течение которых решение органа управления должника может быть оспорено, в то время как сроки для оспаривания сделок, заключенных должником, ограничены Законом.
Указанное изменение явно ориентировано на защиту интересов кредиторов, поскольку предоставляет дополнительный источник получения денежных средств с целью направления их для погашения задолженности перед кредиторами. Основным фактором при оспаривании решений органов управления является необходимость предусмотреть все возможные негативные последствия, а также рациональный подход управляющего при использовании данного права.
2.2. Дополнительное полномочие управляющего предусмотрено в ч. 7, 8 ст.83 проекта Закона. Так, в случае непринятия собранием (комитетом) кредиторов должника решения о согласовании продажи предприятия должника такое согласование по ходатайству управляющего может быть дано судом, рассматривающим экономические дела, если такая продажа обеспечит более благоприятные условия удовлетворения требований кредиторов. Обязанность доказывания этих условий возлагается на управляющего.
Полагаем, что наделение управляющего правом продажи имущества должника лишь по согласованию с экономическим судом позволит уравнять в правах кредиторов должника и позволит исключить лобби крупных кредиторов в сфере собственных интересов.
В вопросах ответственности управляющих проект Закона не претерпел изменений по сравнению с действующим Законом о банкротстве.
Важным является, что полностью меняется институт управляющих, механизм их самоорганизации, порядок назначения временных и антикризисных управляющих. Таким образом, статус управляющих действительно претерпит изменения, однако права управляющего не изменены радикальным образом, как об этом заявлялось разработчиками проекта Закона.
3. Следующей целью, постановленной разработчиками проекта Закона о несостоятельности и банкротстве, стало представление большей защиты правам кредиторов.
Ключевые изменения в этой сфере произошли в процедуре инициирования банкротства кредитором.
Исключение требования о наличии у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер.
По объективным причинам кредиторы в большинстве случаев не имеют возможности предоставить данные бухгалтерского баланса, вследствие чего при подаче заявления кредитор ходатайствует об истребования данных бухгалтерской отчетности ссылаясь на фактические обстоятельства, подтверждающие отсутствие денежных средств.
Таким образом, данное требование является абсолютно бесполезным, и положения нового Закона значительно упрощают процедуру подачи заявления кредитора.
В то же время, увеличение минимального размера требования в зависимости от характера заявленных требований исключает злоупотребление правом кредитором и является объективным показателем неплатёжеспособности должника.
Отказ от определения неплатежеспособности должника на основе финансовых коэффициентов и переход к принятию решений на основе фактических обстоятельств.
В настоящий момент критерии неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, устанавливаются на основе расчета и оценки значений трех коэффициентов платежеспособности по данным бухгалтерской отчетности.
Однако эффективность указанного метода давно ставится под сомнение, поскольку бухгалтерская отчетность зачастую либо отсутствует (особенно промежуточная), либо недостоверна, что не позволяет правильно определить платежеспособность должника. В то время основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности или банкротстве, в соответствии с новым Законом являются соответствие фактическим обстоятельствам, изложенным в заявлении об экономической несостоятельности или банкротстве.
4. В СМИ неоднократно отмечалась направленность норм проекта Закона на упрощение реализации имущества для оперативного и полного удовлетворения требований кредиторов, стимулирование управляющих к более быстрому и эффективному проведению процедур несостоятельности, улучшение условий ведения бизнеса в Беларуси.
В связи с чем в проекте Закона, содержатся следующие нормы, которые значительным упрощают процедуру реализации имущества должника:
 продажа без проведения торгов движимого имущества стоимостью не более 300 БВ (порядка 3 600 долларов США) и производимой продукции, а также имущества, являющегося продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности, скоропортящейся продукцией или иным имуществом, находящимся под угрозой явного уменьшения стоимости;
 проведение торгов по продаже имущества стоимостью 500 и более БВ (около 6 000 долларов США) исключительно в электронной форме;
 новый порядок определения начальной цены имущества должника. Для имущества, выставляемого на повторные торги, предлагается установить четкий порядок снижения начальной цены: на 20% — при проведении первых повторных торгов, на 40% — при проведении вторых повторных торгов, на 60% — при проведении третьих повторных торгов, на 80% — при проведении четвертых повторных торгов. При проведении последующих торгов предлагается снижать начальную цену имущества более чем на 80% по решению экономического суда с согласия собрания или комитета кредиторов на основании ходатайства управляющего.