Дарья Шемет → Изменения в процедуре защитного периода и конкурсного производства согласно проекту нового Закона о несостоятельности и банкротстве
В активной стадии находится работа над проектом закона о несостоятельности и банкротстве, который заменит собой ныне действующий Закон об экономической несостоятельности и банкротстве от 13 июля 2012г.
Проект нового Закона содержит существенные изменения в порядке проведения процедуры банкротства. Так, полному пересмотру подверглась процедура установления защитного периода и процедура конкурсного производства. Более подробно о грядущих изменениях.
1. Защитный период.
Согласно ч. 1 ст. 39 действующего Закона о банкротстве, целями защитного периода (аналог российского наблюдения) являются:
завершение досудебного оздоровления;
проверка наличия оснований для открытия конкурсного производства;
обеспечения сохранности имущества должника.
В проекте нового Закона о банкротстве установлено, что единственной целью установления защитного периода является проведение анализа достоверности фактов, изложенных в заявлении должника о несостоятельности, заявлении должника о банкротстве или заявлении кредитора о банкротстве.
Относительно завершения процедуры досудебного оздоровления при направлении заявления кредитора о банкротстве в проекте Закона не установлен механизм урегулирования данного вопроса.
Меры обеспечения требований кредиторов в защитном периоде не претерпели изменений, за исключением того факта, что определение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов признается исполнительным документом и подлежит немедленному исполнению органом принудительного исполнения.
В целом установление защитного периода не является обязательным, и его срок не должен превышать одного месяца, согласно проекту Закона. Вопрос об установлении защитного периода суд разрешает при возбуждении производства по делу о несостоятельности или банкротстве должника.
Таким образом, в соответствии со ст. 9,11 Проекта Закона у временного управляющего отсутствуют обязанности по проведению анализа финансового состояния и платежеспособности должника, оспариванию сделок должника.
Руководство деятельностью Должника осуществляет руководитель (директор) должника – юридического лица, при этом отсутствует возможность отстранить руководителя от занимаемой должности в защитном периоде по ходатайству лица, участвующего в деле.
Очевидно, что данные изменения внесены для сокращения сроков процедуры несостоятельности или банкротства, однако без надлежащей проверки оснований для открытия конкурсного производства «под нож» могут попасть организации платежеспособность которых может быть восстановлена.
2. Конкурсное производство.
Статья 1 действующего Закона о банкротстве определяет конкурсное производство как процедуру экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемую в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения — в процедуре ликвидационного производства должника.
Согласно проекту нового Закона, основными целями конкурсного производства являются:
проверка оснований для принятия решения о санации или об открытии ликвидационного производства;
формирование реестра требований кредиторов;
определение признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования возмещению убытков кредитору (кредиторам);
обеспечение сохранности имущества должника.
В соответствии с новыми целями конкурсного производства были произведены следующие изменения.
2.1. Изменение оснований для открытия конкурсного производства
Статья 84 Закона о банкротстве содержит следующие основания для открытия конкурсного производства:
неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
должник не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;
имеются иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника, (для индивидуального предпринимателя – недостаточность имущества должника, находящегося в процедуре ликвидации, для удовлетворения требований кредиторов; отсутствие должника — индивидуального предпринимателя либо руководителя должника, фактически прекратившего свою деятельность).
Характер неплатежеспособности и ее наличие устанавливаются на основе значения коэффициентов: текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствам, обеспеченности обязательств активами.
Проектом Закона предлагается в качестве оснований для открытия конкурсного производства принять основания, установленные статьями 9 и 11, 195 проекта Закона, изложенных в заявлении должника о несостоятельности, заявлении должника о банкротстве, заявлении кредитора о банкротстве (то есть, в качестве ориентира вводится принцип неоплатности).
Таким образом, законодатель отходит от практики анализа бухгалтерской отчетности как основания для открытия конкурсного производства, и кладет в основу фактические обстоятельства, подтверждающие отсутствие у должника возможности рассчитаться по обязательствам. Указанные изменения носят положительный характер, поскольку нередки случаи, когда показатели бухгалтерского баланса не отражают реальное финансовое состояние должника.
2.2. Отграничение процедуры конкурсного производства от санации и процедуры ликвидации.
В соответствии с действующим законодательством процедура конкурсного производства включает в себя процедуру санации либо ликвидации. Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства шестнадцать месяцев, при проведении санации – двадцать два месяца.
Согласно целям конкурсного производства, установленных в проекте Закона о банкротстве, конкурсное производство устанавливается для проверки оснований открытия для принятия решения о санации или об открытии ликвидационного производства и формирование реестра требований кредиторов. Следовательно, конкурсное производство длится с момента вынесения определения об открытии конкурсного производства и оканчивается с вынесение определения о введении санации или открытии ликвидационного производства. Срок конкурсного производства не может превышать 4 месяца.
Важным является, что процедура санации может быть введена только при возбуждении производства по заявлению должника о несостоятельности. В остальных случаях при наличии оснований открывается ликвидационное производство.
Таким образом, отсутствует возможность введения санации, в случае если
производство возбуждено на основании заявления кредитора;
установлено, что должник является несостоятельным,
при этом стоимости имущества достаточно для расчета по обязательствам.
В указанном случае производство по делу о банкротстве подлежит прекращению. Так, единственным лицом, которое вправе обратиться за возбуждением производства по делу о несостоятельности является сам должник, однако в проекте Закона не предусмотрена ответственность должника за несвоевременное обращение с заявлением. Следовательно, шансы на восстановление платежеспособности сведены к минимуму.
Обратной стороной указанного явления является возможность должника пресечь возбуждение производства по делу о банкротстве при направлении заявления о несостоятельности с указанием на достаточную стоимость имущества, что не позволит кредитору в более краткие сроки получить удовлетворение требований.
Таким образом, отсутствие выбора в процедуре конкурсного производства какой вид производства подлежит установлению (санация либо ликвидационное производство) ограничивают движение процесса.
В целом следует сделать вывод, что полностью должно измениться значение как защитного периода, так и конкурсного производства. Защитный период с принятием нового Закона о банкротстве окончательно превратится в факультативную процедуру, необходимую для проверки оснований, изложенных в заявлении. Конкурсное производство станет этапом необходимым для выявления требований кредитора и выработки стратегии проведения санации или ликвидационного производства Порядок предъявления и рассмотрения требований кредитора не претерпел изменений.
Проект нового Закона содержит существенные изменения в порядке проведения процедуры банкротства. Так, полному пересмотру подверглась процедура установления защитного периода и процедура конкурсного производства. Более подробно о грядущих изменениях.
1. Защитный период.
Согласно ч. 1 ст. 39 действующего Закона о банкротстве, целями защитного периода (аналог российского наблюдения) являются:
завершение досудебного оздоровления;
проверка наличия оснований для открытия конкурсного производства;
обеспечения сохранности имущества должника.
В проекте нового Закона о банкротстве установлено, что единственной целью установления защитного периода является проведение анализа достоверности фактов, изложенных в заявлении должника о несостоятельности, заявлении должника о банкротстве или заявлении кредитора о банкротстве.
Относительно завершения процедуры досудебного оздоровления при направлении заявления кредитора о банкротстве в проекте Закона не установлен механизм урегулирования данного вопроса.
Меры обеспечения требований кредиторов в защитном периоде не претерпели изменений, за исключением того факта, что определение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов признается исполнительным документом и подлежит немедленному исполнению органом принудительного исполнения.
В целом установление защитного периода не является обязательным, и его срок не должен превышать одного месяца, согласно проекту Закона. Вопрос об установлении защитного периода суд разрешает при возбуждении производства по делу о несостоятельности или банкротстве должника.
Таким образом, в соответствии со ст. 9,11 Проекта Закона у временного управляющего отсутствуют обязанности по проведению анализа финансового состояния и платежеспособности должника, оспариванию сделок должника.
Руководство деятельностью Должника осуществляет руководитель (директор) должника – юридического лица, при этом отсутствует возможность отстранить руководителя от занимаемой должности в защитном периоде по ходатайству лица, участвующего в деле.
Очевидно, что данные изменения внесены для сокращения сроков процедуры несостоятельности или банкротства, однако без надлежащей проверки оснований для открытия конкурсного производства «под нож» могут попасть организации платежеспособность которых может быть восстановлена.
2. Конкурсное производство.
Статья 1 действующего Закона о банкротстве определяет конкурсное производство как процедуру экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемую в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения — в процедуре ликвидационного производства должника.
Согласно проекту нового Закона, основными целями конкурсного производства являются:
проверка оснований для принятия решения о санации или об открытии ликвидационного производства;
формирование реестра требований кредиторов;
определение признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или препятствования возмещению убытков кредитору (кредиторам);
обеспечение сохранности имущества должника.
В соответствии с новыми целями конкурсного производства были произведены следующие изменения.
2.1. Изменение оснований для открытия конкурсного производства
Статья 84 Закона о банкротстве содержит следующие основания для открытия конкурсного производства:
неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
должник не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;
имеются иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника, (для индивидуального предпринимателя – недостаточность имущества должника, находящегося в процедуре ликвидации, для удовлетворения требований кредиторов; отсутствие должника — индивидуального предпринимателя либо руководителя должника, фактически прекратившего свою деятельность).
Характер неплатежеспособности и ее наличие устанавливаются на основе значения коэффициентов: текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствам, обеспеченности обязательств активами.
Проектом Закона предлагается в качестве оснований для открытия конкурсного производства принять основания, установленные статьями 9 и 11, 195 проекта Закона, изложенных в заявлении должника о несостоятельности, заявлении должника о банкротстве, заявлении кредитора о банкротстве (то есть, в качестве ориентира вводится принцип неоплатности).
Таким образом, законодатель отходит от практики анализа бухгалтерской отчетности как основания для открытия конкурсного производства, и кладет в основу фактические обстоятельства, подтверждающие отсутствие у должника возможности рассчитаться по обязательствам. Указанные изменения носят положительный характер, поскольку нередки случаи, когда показатели бухгалтерского баланса не отражают реальное финансовое состояние должника.
2.2. Отграничение процедуры конкурсного производства от санации и процедуры ликвидации.
В соответствии с действующим законодательством процедура конкурсного производства включает в себя процедуру санации либо ликвидации. Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства шестнадцать месяцев, при проведении санации – двадцать два месяца.
Согласно целям конкурсного производства, установленных в проекте Закона о банкротстве, конкурсное производство устанавливается для проверки оснований открытия для принятия решения о санации или об открытии ликвидационного производства и формирование реестра требований кредиторов. Следовательно, конкурсное производство длится с момента вынесения определения об открытии конкурсного производства и оканчивается с вынесение определения о введении санации или открытии ликвидационного производства. Срок конкурсного производства не может превышать 4 месяца.
Важным является, что процедура санации может быть введена только при возбуждении производства по заявлению должника о несостоятельности. В остальных случаях при наличии оснований открывается ликвидационное производство.
Таким образом, отсутствует возможность введения санации, в случае если
производство возбуждено на основании заявления кредитора;
установлено, что должник является несостоятельным,
при этом стоимости имущества достаточно для расчета по обязательствам.
В указанном случае производство по делу о банкротстве подлежит прекращению. Так, единственным лицом, которое вправе обратиться за возбуждением производства по делу о несостоятельности является сам должник, однако в проекте Закона не предусмотрена ответственность должника за несвоевременное обращение с заявлением. Следовательно, шансы на восстановление платежеспособности сведены к минимуму.
Обратной стороной указанного явления является возможность должника пресечь возбуждение производства по делу о банкротстве при направлении заявления о несостоятельности с указанием на достаточную стоимость имущества, что не позволит кредитору в более краткие сроки получить удовлетворение требований.
Таким образом, отсутствие выбора в процедуре конкурсного производства какой вид производства подлежит установлению (санация либо ликвидационное производство) ограничивают движение процесса.
В целом следует сделать вывод, что полностью должно измениться значение как защитного периода, так и конкурсного производства. Защитный период с принятием нового Закона о банкротстве окончательно превратится в факультативную процедуру, необходимую для проверки оснований, изложенных в заявлении. Конкурсное производство станет этапом необходимым для выявления требований кредитора и выработки стратегии проведения санации или ликвидационного производства Порядок предъявления и рассмотрения требований кредитора не претерпел изменений.
Нет комментариев