Наука, теория, государство, право
  • Дата создания
    11 января 2011

Айбек Ахмедов →  Лекции о мусульманском праве

Лекция 1: Возникновение мусульманского права

Мусульманское право является одной из уникальных систем права, которая в отличии от своих «собратьев» — иудейского, христианского, буддисткого и индуисткого права, является системой права, которая возведена в ранг закона в более чем 20 странах мира. Преобладает оно преимущественно в странах Ближнего Востока, но распространяет свое влияние далеко за пределы этого региона.

У многих эта система права ассоциируется с отрубанием головы, рук и публичными казнями, а у многих с жесткой дискриминацией религиозных меньшинств и женщин. У других же мусульманское право ассоциируется с альтернативными финансовыми инструментами, в которых вводится этическое ограничение на ростовщичество.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Объект и предмет теории государства и права

Любая теория предполагает наличие объекта познания и предмета исследования данной теории. Если объект теории обычно определяется как определенная часть реальной действительности, которая существует независимо от воли и сознания познающего субъекта, то предмет теории – это выявленные и выявляемые благодаря интеллектуальной деятельности субъекта познания и отражаемые в его сознании глубинные связи, или срезы (закономерности) реальной действительности.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Политическая антропология о происхождении государства: конспект трудов Н. Н. Крадина и Л. Е. Гринина (окончание)

Важным вопросом в современной политической антропологии является определение характера первоначального государства. Согласно “интегративной” версии политогенеза (Э. Сервис) архаическое государство возникает вследствие организационных нужд, с которыми трайбалистский (от англицизма триба – племя) и вождеский порядки власти не могут справиться. При этом раннегосударственная власть имеет не насильственный, а консенсуальный характер. Она основана на сакральной (т.е. священной) идеологии.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Политическая антропология о происхождении государства: конспект трудов Н. Н. Крадина и Л. Е. Гринина (продолжение)

Вождество. Вождество (hauptlingschaft; chiefdom; chefferie) — форма социально-экономической организации и организации власти в эпоху далеко зашедшего разложения первобытного общества. Э. Сервис определил вождество как промежуточную форму социополитической организации с централизованным управлением и наследственной клановой иерархией вождей теократического характера и знати, где существует социальное и имущественное неравенство, однако нет формального легального репрессивного и принудительного аппарата.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Политическая антропология о происхождении государства: конспект трудов Н. Н. Крадина и Л. Е. Гринина (начало)

Исследования этнографов-антропологов показали, что господствовавшие в эпоху Нового времени представления о первобытности (миф о “золотом веке” свободного дикаря или гоббсовская идея “войны всех против всех”) являются умозрительными абстрактными схемами, не имеющими под собой реальной почвы.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Либертарно-юридическая аксиология. Различия концепции В.С. Нерсесянца и институциональной теории В.А. Четвернина

Сравнение правовой аксиологии естественно-правовой концепции и либертарной обусловлено тем, что в обеих теориях в основание правовой действительности кладутся те или иные ценности, что отличает их от методологических установок научного позитивизма, социолого-позитивистских концепций правопонимания.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Право между естественной нормативностью и долженствованием

В российском правоведении значительное число ученых на основе марксистской традиции материалистического понимания общества вписывает социальную нормативность в естественную среду.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Еще раз о догме права

Одним из устоявшихся терминов всю культурную эпоху юриспруденции (до советских времен) является «юридическая догма». В обыденном (а нередко и профессиональном юридическом) сознании термин «догма», «догматический» понимается исключительно отрицательно.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Законодательство (статутное право) как источник английского права: общая характеристика

1. Понятие закон можно понимать как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле понятие закон совпадает по содержанию с понятием нормативно-правовой акт, т.е. закон – это акт, содержащий норму права.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Историческая школа юристов: национальная самобытность права и универсальность римского права

С одной стороны, историческая школа верит в национальную самобытность правовой истории каждого народа, с другой стороны, она постулирует универсальный «закон» правогенеза, на основе опыта обобщения истории исключительно римского права: от народного правосознания через обычное право, затем к «праву юристов» и в окончании генезиса права – к кодифицированному законодательству.
Читать дальше