Антон Михайлов → Законодательство (статутное право) как источник английского права: общая характеристика
1. Понятие закон можно понимать как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле понятие закон совпадает по содержанию с понятием нормативно-правовой акт, т.е. закон – это акт, содержащий норму права.
Понятием закон в широком смысле слова охватываются не только акты Парламента (статуты), акты делегированного законодательства (приказы в Совете, постановления и инструкции, подзаконные нормативные акты), но и первичные и некоторые вторичные источники права Европейского Союза. К первичным источникам относятся договоры, учреждающие Европейское Сообщество (1951, 1957), Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский Договор) (1992)), Амстердамский Договор (1997). Ко вторичным – решения органов Европейского Союза (регламенты, директивы, решения.
В узком смысле понятие закон совпадает по содержанию с понятием «статут», т.е. под законом понимается формальный, в письменном виде оформленный акт, исходящий от высшего законодательного органа страны (Парламента), который принят в особой процедуре и обязателен для соблюдения. В статуте документально отражается воля законодателя (Парламента) и раскрываются его намерения, касающиеся рассматриваемого в законе вопроса.
2. Классификации статутов.
А) По юридической силе. В строгом смысле слова иерархии статутов по юридической силе в Англии не существует, так как все законы принимаются на основании единого законодательного процесса и имеют равный статус.
Тем не менее, существуют основания для выделения в законодательстве Англии конституционных и обычных (текущих) законов. В основе данного деления лежит факт отсутствия в Англии единой систематизированной писаной Конституции (именно поэтому статуты и не могут быть признаны неконституционными).
Писаная часть Конституции Англии складывается из ряда конституционных законов, закрытого перечня которых не существует. Традиционно к актам конституционного значения относят: Великую Хартию Вольностей (Magna Carta) (1215), Петицию прав (1628), Habeas Corpus Act (1679), Билль о правах (1689), Акт о престолонаследии (1701), Унию с Шотландией (1707), Унию с Ирландией (1801), Акты судебной реформы (1873-75), Акт о Парламенте (1911), Закон 1949г. об изменении акта о парламенте (1911), Акт о судебном преследовании Короны (1947), Акты о народном представительстве (1969 и 1983гг.), Акт об Европейских Сообществах (1972), Акт об отношениях по признаку расы (1976), Акт о гражданстве (1981), Акт об общественном порядке (1986), Акт о правах человека (1998), Акт о местном самоуправлении (2000).
В-первую очередь, обычные и конституционные статуты отличаются по предмету регулирования. Конституционные акты имеют предметом регулирования основы государственного устройства Англии и фундаментальные права и свободы подданных английской Короны.
Во-вторых, общепризнанным является мнение, что конституционные статуты выдержали проверку временем и их положения не будут отменены Парламентом.
В-третьих, в процедуре принятия того или иного статута конституционного значения, детальным рассмотрением проекта такого статута может заниматься вся Палата Общин, а не отдельный ее комитет.
Б) По признаку публичности выделяют публичные и частные статуты.
Публичные статуты содержат в себе правила общего характера, которые рассчитаны на неопределенный круг лиц, на неоднократное применение и действуют, как правило, на территории всей страны. Частные статуты аккумулируют в себе нормы частного порядка, касающиеся определенного круга юридических или физических лиц и содержащие в отношении них строго определенные установления (Установление/отмена различных привилегий лицам, о предоставлении им особых полномочий, об изменении правового статуса отдельных лиц).
В) По способу систематизации статуты подразделяются на кодифицирующие, консолидированные и обычные.
Кодифицирующие акты парламента объединяют между собой в единое целое на базе общего предмета регулирования как действующие законы, так и существующие судебные решения – прецеденты. С момента принятия такого акта происходит дальнейшее развитие прецедентного права – суды интерпретируют такой акт, и на основании такой трактовки выносятся решения/вердикты по судебным делам.
К числу таких актов можно отнести Закон об уголовном праве (1967), Закон о судах магистрата (1980), Закон об уголовной ответственности за покушение на совершение преступления (1981), Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам (1984).
Тем не менее, кодифицирующие акты нельзя признать кодексами в том смысле, который в них вкладывают юристы континентальной системы права – т.е. как центрального нормативно-правового акта в той или иной отрасли права. Кодифицирующие акты чаще всего регулируют тот или иной правовой институт (институт покушения, рассмотрения дел в судах магистрата), но не отрасль в целом.
Консолидированными актами являются акты парламента, объединяющие на основе единого предмета регулирования без изменения текста содержания нескольких сходных законодательных актов. В период с 1870 по 1934г. в Англии было принято около 100 консолидированных актов – в их числе Закон о правонарушених против личности (1861).
Г) По времени действия выделяют акты неограниченного во времени действия и временные акты, особенностью которых является то, что в них указывается точный срок действия, по истечении которого данный статут теряет юридическую силу.
Специальные виды статутов. К специальным статутам относят статуты о толковании статутов, в которых даются определения понятий, используемых в других статутах. К статутам о толковании статутов относят Акты о толковании 1889 и 1978гг.
К специальным статутам в английском законодательстве относят также акты реформы права – статуты, отменяющие те или иные положения общего права (disabling acts), и статуты, дополняющие общее право, устанавливающие новые положения (enabling acts).
К числу статутов, отменяющих те или иные положения общего права может быть отнесен Закон о доказательствах по уголовным делам (1898), который отменил презумпцию общего права о том, что супруг не может являться свидетелем в судебном процессе, в котором обвиняемым является его муж или жена. Примером статута, устанавливающего новые положения в общем праве может служить Закон об Уголовном праве (1967), который дал новую классификацию преступных деяний.
Тем не менее, при оценке значимости данной категории актов необходимо принимать во внимание первую презумпцию судебного толкования статутов – против фундаментального изменения общего права.
Следующую категорию специальных статутов составляют акты о взимании доходов – это ежегодно принимаемые Парламентом финансовые акты, на основании которых вносятся предложения в бюджет. Формально они представляют собой собрание законодательных актов, которыми утверждается ежегодные налоговые поступления в казну государства.
3. Верховенство статутов.
На основании доктрины верховенства Парламента законность того или иного статута не может быть подвергнута сомнению никаким английским судом (в Англии нет конституционного суда). Если статут противоречит вынесенному ранее судебному решению, решение в схожем деле должно приниматься на основании положений статута, истолкованных судом, а не прошлого судебного решения.
4. Действие статутов во времени и пространстве.
В английском праве существует презумпция, согласно которой статуты Парламента действует на всей территории Великобритании. Однако статуты реформирующие общее право действуют только на территории Англии и Уэльса. Законопроект становится статутом после его утверждения обеими палатами Парламента и получения согласия королевы. Если в тексте статута не указана дата, когда он вступает в силу, то он вступает в силу в тот же день, когда его подписывает королева. В случае если в тексте статута указывается, что он вступит в силу «в назначенный день», то назначение этой даты входит в обязанности министра правительства или же данная дата оформляется Приказом в тайном совете. Разные разделы статута могут вступать в силу в разное время.
По общему правилу статут обратной силы не имеет, хотя принцип верховенства Парламента не исключает ретроспективного действия того или иного статута.
Статут прекращает свое действие в случае: 1) его прямой или косвенной замены другим статутом; 2) если в тексте статута был определен период, на который он сохраняет свою силу, 3) если статут был принят для достижения конкретной цели и такая цель была достигнута.
5. Цели принятия статутов.
Статуты большей частью принимаются для внесения в действующее право необходимых дополнений и изменений положений общего права или права справедливости.
Также статуты могут быть использованы для прямой или косвенной отмены действующего законодательства (Repeal Acts).
Статуты принимаются для пересмотра решений судов, в которых применение норм права привело к несправедливым результатам.
Статуты используются для введения новых положений права по тем вопросам, которые ранее не подлежали правовому регулированию (Акт об эмбриологии (1997)).
6. Делегированное законодательство.
В законодательство Англии входят также акты делегированного законодательства – подзаконные ведомственные нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти в соответствии с установленным порядком и в пределах делегированных им законодателем полномочий.
Акты, принимаемые в порядке делегированного законодательства, подразделяются на приказы в Совете, постановления и инструкции, подзаконные нормативные акты. Приказы в Совете обладают высшей юридической силой среди актов делегированного законодательства. Теоретически приказ в Совете – это распоряжение, которое принимается Тайным советом. В действительности же это делает правительство от имени королевы, а Тайный совет его только утверждает. Такая практика позволяет наделить некоторыми законодательными полномочиями соответствующие департаменты правительства.
Постановления и инструкции принимают министры или соответствующие департаменты правительства, если этими полномочиями их наделил парламент. Подзаконные нормативные акты принимаются на местном уровне управления и их действие распространяется лишь на определенную территорию.
Акты делегированного законодательства в ряде сфер общественной жизни (образование, здравоохранение и т. д.) по своему числу и значению превосходят статутное право.
7. Роль первичных и вторичных источников Европейского права в законодательстве Англии.
Различают первичные источники права Европейского Союза, к которым относятся Парижский договор (1951), Договор о создании европейского экономического сообщества (1957), Единый Европейский Акт (1986), Маастрихтский Договор (договор об учреждении Европейского Союза) (1992), Амстердамский Договор (1997)). Все договоры, заключенные странами ЕС до 1973г. являются частью английского законодательства в силу Акта о Европейских Сообществах (1972); более поздние договоры являются частью английского законодательства на основании других актов Парламента, которые инкорпорировали их содержание в национальное право Англии с теми оговорками, которые были обсуждены с другими участниками договора в процессе его подписания.
Ко вторичным источникам права ЕС относят регламенты, директивы и решения. Они принимаются не странами-участницами ЕС, а органами ЕС (Советом министров и Европейским Парламентом).
Регламенты обращены ко всем странам-участницам ЕС, имеют «прямое действие» на территории стран-участниц (т.е. не нуждаются в дополнительных национальных актах, инкорпорирующих их в национальное законодательство стран-участниц ЕС), обладают обязательной юридической силой для всех стран ЕС во всех своих положениях. Таким образом, все регламенты с момента их вступления в юридическую силу формируют часть английского законодательства.
Директивы могут быть обращены как ко всем странам-участницам ЕС, так и к их группе. Директивы обязательны в той своей части, которая говорит о цели, которая поставлена перед странами-участницами в той или иной директиве. Тем не менее, страны ЕС имеют полную свободу выбора национальных средств достижения поставленных в директиве целей. Таким образом, директивы в отличие от регламентов, нуждаются в национальных инструментах инкорпорациии и формируют часть английского законодательства лишь после вступления в юридическую силу акта Парламента, инкорпорирующего такую директиву.
Решения носят индивидуальный характер и формируют часть законодательства Англии лишь в том случае, если они к ней непосредственно обращены.
8. Оценка роли закона как источника права Англии. Его соотношение с прецедентом.
Несмотря на тот факт, что роль статутного регулирования различных отраслей английского права заметно возросла в течение последних 50-60 лет, закон, согласно классической, традиционной для Англии теории права не считается нормальной формой выражения права, а всегда является «инородным телом в системе английского права» (Рене Давид). Судьи применяют закон, но норма, которую он содержит, принимается окончательно, инкорпорируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судьями, и в той форме, а также в той степени, какую установят судьи. В Англии всегда предпочтут цитировать вместо текста закона судебные решения, применяющие закон.
Логически из доктрины верховенства парламента (в которое входят полномочия на отмену судебных решений) и невозможности английских судов подвергнуть сомнению законность того или иного акта парламента следует, что по юридической силе прецедент подчинен статуту. Однако данное положение остается всего лишь теорией. Во-первых, законы в Англии принимаются на основе прецедентов, а не наоборот. Во-вторых, практически в каждой отрасли английского права есть отмененный парламентскими актами (статутами) прецеденты, которые тем не менее продолжают применяться судами еще в течение многих лет.
В широком смысле понятие закон совпадает по содержанию с понятием нормативно-правовой акт, т.е. закон – это акт, содержащий норму права.
Понятием закон в широком смысле слова охватываются не только акты Парламента (статуты), акты делегированного законодательства (приказы в Совете, постановления и инструкции, подзаконные нормативные акты), но и первичные и некоторые вторичные источники права Европейского Союза. К первичным источникам относятся договоры, учреждающие Европейское Сообщество (1951, 1957), Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский Договор) (1992)), Амстердамский Договор (1997). Ко вторичным – решения органов Европейского Союза (регламенты, директивы, решения.
В узком смысле понятие закон совпадает по содержанию с понятием «статут», т.е. под законом понимается формальный, в письменном виде оформленный акт, исходящий от высшего законодательного органа страны (Парламента), который принят в особой процедуре и обязателен для соблюдения. В статуте документально отражается воля законодателя (Парламента) и раскрываются его намерения, касающиеся рассматриваемого в законе вопроса.
2. Классификации статутов.
А) По юридической силе. В строгом смысле слова иерархии статутов по юридической силе в Англии не существует, так как все законы принимаются на основании единого законодательного процесса и имеют равный статус.
Тем не менее, существуют основания для выделения в законодательстве Англии конституционных и обычных (текущих) законов. В основе данного деления лежит факт отсутствия в Англии единой систематизированной писаной Конституции (именно поэтому статуты и не могут быть признаны неконституционными).
Писаная часть Конституции Англии складывается из ряда конституционных законов, закрытого перечня которых не существует. Традиционно к актам конституционного значения относят: Великую Хартию Вольностей (Magna Carta) (1215), Петицию прав (1628), Habeas Corpus Act (1679), Билль о правах (1689), Акт о престолонаследии (1701), Унию с Шотландией (1707), Унию с Ирландией (1801), Акты судебной реформы (1873-75), Акт о Парламенте (1911), Закон 1949г. об изменении акта о парламенте (1911), Акт о судебном преследовании Короны (1947), Акты о народном представительстве (1969 и 1983гг.), Акт об Европейских Сообществах (1972), Акт об отношениях по признаку расы (1976), Акт о гражданстве (1981), Акт об общественном порядке (1986), Акт о правах человека (1998), Акт о местном самоуправлении (2000).
В-первую очередь, обычные и конституционные статуты отличаются по предмету регулирования. Конституционные акты имеют предметом регулирования основы государственного устройства Англии и фундаментальные права и свободы подданных английской Короны.
Во-вторых, общепризнанным является мнение, что конституционные статуты выдержали проверку временем и их положения не будут отменены Парламентом.
В-третьих, в процедуре принятия того или иного статута конституционного значения, детальным рассмотрением проекта такого статута может заниматься вся Палата Общин, а не отдельный ее комитет.
Б) По признаку публичности выделяют публичные и частные статуты.
Публичные статуты содержат в себе правила общего характера, которые рассчитаны на неопределенный круг лиц, на неоднократное применение и действуют, как правило, на территории всей страны. Частные статуты аккумулируют в себе нормы частного порядка, касающиеся определенного круга юридических или физических лиц и содержащие в отношении них строго определенные установления (Установление/отмена различных привилегий лицам, о предоставлении им особых полномочий, об изменении правового статуса отдельных лиц).
В) По способу систематизации статуты подразделяются на кодифицирующие, консолидированные и обычные.
Кодифицирующие акты парламента объединяют между собой в единое целое на базе общего предмета регулирования как действующие законы, так и существующие судебные решения – прецеденты. С момента принятия такого акта происходит дальнейшее развитие прецедентного права – суды интерпретируют такой акт, и на основании такой трактовки выносятся решения/вердикты по судебным делам.
К числу таких актов можно отнести Закон об уголовном праве (1967), Закон о судах магистрата (1980), Закон об уголовной ответственности за покушение на совершение преступления (1981), Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам (1984).
Тем не менее, кодифицирующие акты нельзя признать кодексами в том смысле, который в них вкладывают юристы континентальной системы права – т.е. как центрального нормативно-правового акта в той или иной отрасли права. Кодифицирующие акты чаще всего регулируют тот или иной правовой институт (институт покушения, рассмотрения дел в судах магистрата), но не отрасль в целом.
Консолидированными актами являются акты парламента, объединяющие на основе единого предмета регулирования без изменения текста содержания нескольких сходных законодательных актов. В период с 1870 по 1934г. в Англии было принято около 100 консолидированных актов – в их числе Закон о правонарушених против личности (1861).
Г) По времени действия выделяют акты неограниченного во времени действия и временные акты, особенностью которых является то, что в них указывается точный срок действия, по истечении которого данный статут теряет юридическую силу.
Специальные виды статутов. К специальным статутам относят статуты о толковании статутов, в которых даются определения понятий, используемых в других статутах. К статутам о толковании статутов относят Акты о толковании 1889 и 1978гг.
К специальным статутам в английском законодательстве относят также акты реформы права – статуты, отменяющие те или иные положения общего права (disabling acts), и статуты, дополняющие общее право, устанавливающие новые положения (enabling acts).
К числу статутов, отменяющих те или иные положения общего права может быть отнесен Закон о доказательствах по уголовным делам (1898), который отменил презумпцию общего права о том, что супруг не может являться свидетелем в судебном процессе, в котором обвиняемым является его муж или жена. Примером статута, устанавливающего новые положения в общем праве может служить Закон об Уголовном праве (1967), который дал новую классификацию преступных деяний.
Тем не менее, при оценке значимости данной категории актов необходимо принимать во внимание первую презумпцию судебного толкования статутов – против фундаментального изменения общего права.
Следующую категорию специальных статутов составляют акты о взимании доходов – это ежегодно принимаемые Парламентом финансовые акты, на основании которых вносятся предложения в бюджет. Формально они представляют собой собрание законодательных актов, которыми утверждается ежегодные налоговые поступления в казну государства.
3. Верховенство статутов.
На основании доктрины верховенства Парламента законность того или иного статута не может быть подвергнута сомнению никаким английским судом (в Англии нет конституционного суда). Если статут противоречит вынесенному ранее судебному решению, решение в схожем деле должно приниматься на основании положений статута, истолкованных судом, а не прошлого судебного решения.
4. Действие статутов во времени и пространстве.
В английском праве существует презумпция, согласно которой статуты Парламента действует на всей территории Великобритании. Однако статуты реформирующие общее право действуют только на территории Англии и Уэльса. Законопроект становится статутом после его утверждения обеими палатами Парламента и получения согласия королевы. Если в тексте статута не указана дата, когда он вступает в силу, то он вступает в силу в тот же день, когда его подписывает королева. В случае если в тексте статута указывается, что он вступит в силу «в назначенный день», то назначение этой даты входит в обязанности министра правительства или же данная дата оформляется Приказом в тайном совете. Разные разделы статута могут вступать в силу в разное время.
По общему правилу статут обратной силы не имеет, хотя принцип верховенства Парламента не исключает ретроспективного действия того или иного статута.
Статут прекращает свое действие в случае: 1) его прямой или косвенной замены другим статутом; 2) если в тексте статута был определен период, на который он сохраняет свою силу, 3) если статут был принят для достижения конкретной цели и такая цель была достигнута.
5. Цели принятия статутов.
Статуты большей частью принимаются для внесения в действующее право необходимых дополнений и изменений положений общего права или права справедливости.
Также статуты могут быть использованы для прямой или косвенной отмены действующего законодательства (Repeal Acts).
Статуты принимаются для пересмотра решений судов, в которых применение норм права привело к несправедливым результатам.
Статуты используются для введения новых положений права по тем вопросам, которые ранее не подлежали правовому регулированию (Акт об эмбриологии (1997)).
6. Делегированное законодательство.
В законодательство Англии входят также акты делегированного законодательства – подзаконные ведомственные нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти в соответствии с установленным порядком и в пределах делегированных им законодателем полномочий.
Акты, принимаемые в порядке делегированного законодательства, подразделяются на приказы в Совете, постановления и инструкции, подзаконные нормативные акты. Приказы в Совете обладают высшей юридической силой среди актов делегированного законодательства. Теоретически приказ в Совете – это распоряжение, которое принимается Тайным советом. В действительности же это делает правительство от имени королевы, а Тайный совет его только утверждает. Такая практика позволяет наделить некоторыми законодательными полномочиями соответствующие департаменты правительства.
Постановления и инструкции принимают министры или соответствующие департаменты правительства, если этими полномочиями их наделил парламент. Подзаконные нормативные акты принимаются на местном уровне управления и их действие распространяется лишь на определенную территорию.
Акты делегированного законодательства в ряде сфер общественной жизни (образование, здравоохранение и т. д.) по своему числу и значению превосходят статутное право.
7. Роль первичных и вторичных источников Европейского права в законодательстве Англии.
Различают первичные источники права Европейского Союза, к которым относятся Парижский договор (1951), Договор о создании европейского экономического сообщества (1957), Единый Европейский Акт (1986), Маастрихтский Договор (договор об учреждении Европейского Союза) (1992), Амстердамский Договор (1997)). Все договоры, заключенные странами ЕС до 1973г. являются частью английского законодательства в силу Акта о Европейских Сообществах (1972); более поздние договоры являются частью английского законодательства на основании других актов Парламента, которые инкорпорировали их содержание в национальное право Англии с теми оговорками, которые были обсуждены с другими участниками договора в процессе его подписания.
Ко вторичным источникам права ЕС относят регламенты, директивы и решения. Они принимаются не странами-участницами ЕС, а органами ЕС (Советом министров и Европейским Парламентом).
Регламенты обращены ко всем странам-участницам ЕС, имеют «прямое действие» на территории стран-участниц (т.е. не нуждаются в дополнительных национальных актах, инкорпорирующих их в национальное законодательство стран-участниц ЕС), обладают обязательной юридической силой для всех стран ЕС во всех своих положениях. Таким образом, все регламенты с момента их вступления в юридическую силу формируют часть английского законодательства.
Директивы могут быть обращены как ко всем странам-участницам ЕС, так и к их группе. Директивы обязательны в той своей части, которая говорит о цели, которая поставлена перед странами-участницами в той или иной директиве. Тем не менее, страны ЕС имеют полную свободу выбора национальных средств достижения поставленных в директиве целей. Таким образом, директивы в отличие от регламентов, нуждаются в национальных инструментах инкорпорациии и формируют часть английского законодательства лишь после вступления в юридическую силу акта Парламента, инкорпорирующего такую директиву.
Решения носят индивидуальный характер и формируют часть законодательства Англии лишь в том случае, если они к ней непосредственно обращены.
8. Оценка роли закона как источника права Англии. Его соотношение с прецедентом.
Несмотря на тот факт, что роль статутного регулирования различных отраслей английского права заметно возросла в течение последних 50-60 лет, закон, согласно классической, традиционной для Англии теории права не считается нормальной формой выражения права, а всегда является «инородным телом в системе английского права» (Рене Давид). Судьи применяют закон, но норма, которую он содержит, принимается окончательно, инкорпорируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судьями, и в той форме, а также в той степени, какую установят судьи. В Англии всегда предпочтут цитировать вместо текста закона судебные решения, применяющие закон.
Логически из доктрины верховенства парламента (в которое входят полномочия на отмену судебных решений) и невозможности английских судов подвергнуть сомнению законность того или иного акта парламента следует, что по юридической силе прецедент подчинен статуту. Однако данное положение остается всего лишь теорией. Во-первых, законы в Англии принимаются на основе прецедентов, а не наоборот. Во-вторых, практически в каждой отрасли английского права есть отмененный парламентскими актами (статутами) прецеденты, которые тем не менее продолжают применяться судами еще в течение многих лет.
Нет комментариев