Антон Михайлов → Политическая антропология о происхождении государства: конспект трудов Н. Н. Крадина и Л. Е. Гринина (окончание)
Важным вопросом в современной политической антропологии является определение характера первоначального государства. Согласно “интегративной” версии политогенеза (Э. Сервис) архаическое государство возникает вследствие организационных нужд, с которыми трайбалистский (от англицизма триба – племя) и вождеский порядки власти не могут справиться. При этом раннегосударственная власть имеет не насильственный, а консенсуальный характер. Она основана на сакральной (т.е. священной) идеологии.
По мнению сторонников “конфликтной” версии политогенеза (Фрид), государственность — это средство стабилизации стратифицированного общества, предотвращения конфликтов в борьбе между различными группами за ключевые ресурсы жизнеобеспечения. Данная версия объясняет происхождение государства, исходя из отношений эксплуатации, классовой борьбы, войны и этнического доминирования.
Современные исследователи опираются на большое число критериев, с помощью которых выявляется эволюция общества к государственной форме. С точки зрения сторонников “интегративного” подхода, самые яркие признаки возникшего государства — строительство крупных монументальных сооружений (храмов, гробниц, дворцов и т.д.), появление городов и письменности.
К этим компонентам иногда добавляют демографический — численность и плотность населения. В ранних государствах в отличие от предшествовавших форм социополитической организации счет шел уже на сотни тысяч и миллионы человек из разных этнических сообществ и групп (вождество, как правило, объединяло десятки тысяч этнически однородных людей).
Сдвиги в социально-экономическом развитии сопровождались коренной трансформацией идеологической системы. Уже в поздней первобытности встречались зачатки сакрализации верховной власти. Стратификация была характерна не только для дольнего мира людей, она находила свое отражение в создании иерархии, пантеона богов. В раннегосударственном обществе эти процессы получили свое дальнейшее развитие. Правитель легитимировал свое положение ссылкой на божественное происхождение его рода. Появляются тенденции к введению верховного единобожия или, позднее, к заимствованию мировых религий от более цивилизованных соседей. Это, с одной стороны, подтверждало сакральность и легитимность правителя, а с другой — благоприятствовало политической, культурной и этнической интеграции социального организма.
Следующее крупное отличие вождества от государства cвязано с качественными преобразованиями структуры управления. Политическая иерархия являлась фундаментальным признаком вождества, но в вождествах элита не была функционально дифференцирована. На всех уровнях иерархии она имела, как правило, схожие функции, отличаясь только степенью компетенции в принятии решений. Это делало, по мнению ряда авторов, всю систему нестабильной, а каждый отдельный сегмент — «потенциально независимым». Государство в этом плане отличается от вождества тем, что зачаточные органы управления, помогающие элите в управлении чифдомом, трансформируются в специализированный бюрократический аппарат, основанный на внеклановых связях и состоящий из многочисленных профессиональных бюрократов. Сравнительно-исторический анализ 21-го раннегосударственного общества показал, что для этого аппарата (если не на местном и региональном уровнях, то уж на высшем уровне точно) характерна более дробная функциональная специализация: выделение в самостоятельные институты органов принуждения (дружина и войско, «полиция», суд), идеологии (храмово-жреческий комплекс) и управления (различные «канцелярии», административные и хозяйственные службы, котрольно-ревизионные органы и т.д.).
“Конфликтный” подход предполагает рассмотрение государства как политической организации, предназначенной для разрешения различных внутренних противоречий. Исследователи марксистской акцентируют внимание на том, что государство — это управляющая подсистема эксплуататорского, классового общества. Следовательно, помимо организационно-регулирующих обязанностей, государство главным образом выполняет функции по обеспечению эксплуатации правящими классами (стратами, группами) непосредственных производителей. Важнейшими признаками сформировавшейся государственности считаются классовая эксплуатация и появление специализированных органов принуждения.
Другая группа исследователей смотрит на государство как на организацию, способную контролировать различные процессы (в т.ч. и конфликты) с помощью монополии на узаконенное использование силы. Первым в таком ключе к государству подошел еще М.Вебер, понимая его как аппарат, обладающий монополией на применение силы.
Раннее государство характеризуется отсутствием частной собственности на средства производства, централизованной организацией производства и редистрибуцией. Зрелое государство характеризуется известным развитием частной собственности, формированием государственного аппарата. Раннее государство можно определить как «централизованную социополитическую организацию для регулирования социальных отношений в сложном стратифицированном обществе, разделенном по крайней мере на два основных возникающих класса – на управителей и управляемых, отношения между которыми характеризуются политическим господством первых и данническими обязанностями вторых; законность этих отношений освещена единой идеологией, основной принцип которой составляет взаимный обмен услугами. Поскольку ранним государствам не хватало монополии на применение законного насилия, чтобы противостоять сепаратизму, персона сакрализованного правителя была фигурой, консолидирующей и объединяющей общество.
Х. Классен и П. Скальник разработали типологию ранних государств по степени зрелости, выделив соответственно зачаточное, типичное и переходное.
Для зачаточного раннего государства характерно: 1) доминируют клановые связи; 2) должностные лица существуют за счет доли собираемой ими редистрибуции; 3) не существует узаконенной письменной фиксации права; 4) нет специальных судебных органов; 5) редистрибуция, дань и поборы строго не определены; 6) слабо развиты аппарат управления.
Для типичного раннего государства характерно: 1) сохраняются клановые связи, но при некотором развитии внеклановых отношений в управляющей подсистеме; 2) источником существования должностных лиц являются как кормления за счет вверенных подданных, так и жалованье из центра; 3) наряду с неписаными обычаями появляется письменно зафиксированный свод законов; 4) существует специальный аппарат судей, которые стали разбирать большинство юридических вопросов; 5) изъятие доли прибавочного продукта «управителями» имеет «точно установленный характер» и осуществляется как путем взимания дани, так и посредством принудительного труда; 6) появляются специальные чиновники и лица, помогающие им.
Для переходного раннего государства характерно: 1) преобладают назначения на должность в административном аппарате; родственные связи играют роль только на самых высших уровнях иерархии; 2) система выплаты жалованья чиновникам доминирует над системой «кормлений»; 3) письменная фиксация законов завершена; 4) все вопросы правотворчества решаются судейским аппаратом; 5) налогообложение превращено в хорошо отлаженную регулярную функционирующую систему; 6) вся деятельность контролируется многочисленными чиновниками.
По генезису ранние государства подразделяются на первичные и вторичные.
Первичные государства возникали в результате собственного спонтанного независимого развития в благоприятных для роста производства и численности населения природно-климатических зонах (Месопотамия, Египет, Китай, Индия, Перу и Мезоамерика).
Вторичные государства образовывались по соседству, под влиянием уже сформировавшихся первичных центров цивилизации. Влияние первичных государств могло быть как прямым, в виде непосредственного заимствования тех или иных институтов, так и опорседованным, путем давления на варварскую периферию.
По структуре Ю.В. Павленко выделил две модели ранних государств – точечные и территориальные.
Точечные государства представляли собой города-государства типа древнеегипетских или древнешумерских номов. Их отличали большая территория, сравнительно высокая плотность населения, сосредоточение всех сфер жизни в городе-столице. Прибавочный продукт либо создавался на особых государственных или храмовых участках, либо мог взиматься с общинников в форме ренты-налога. Ведущее место в управлении обществом занимала традиционная знать. Поскольку общества этого типа нередко возникали на основе ирригационного земледелия, в их управлении важную роль играл слой «жрецов», являвшихся хранителями общественно полезных знаний и опыта.
Территориальные ранние государства в виде крупных политических общностей характеризовались большой территорией, экономической самостоятельностью и обособленностью отдельных провинций, сравнительно невысокой плотностью населения. Структурно они представляли собой центральную политию с городом-столицей и зависимыми от него другими политиями. Прибавочный труд изымался на основе данническо-редистрибутивной эксплуатации, отчуждаемой от входящих в состав мультиполитии удельных политий. Со временем территориальные мультиполитии могли перерастать в более сложные структуры – «ранние империи» (держава Каролингов, Киевская Русь).
По мнению сторонников “конфликтной” версии политогенеза (Фрид), государственность — это средство стабилизации стратифицированного общества, предотвращения конфликтов в борьбе между различными группами за ключевые ресурсы жизнеобеспечения. Данная версия объясняет происхождение государства, исходя из отношений эксплуатации, классовой борьбы, войны и этнического доминирования.
Современные исследователи опираются на большое число критериев, с помощью которых выявляется эволюция общества к государственной форме. С точки зрения сторонников “интегративного” подхода, самые яркие признаки возникшего государства — строительство крупных монументальных сооружений (храмов, гробниц, дворцов и т.д.), появление городов и письменности.
К этим компонентам иногда добавляют демографический — численность и плотность населения. В ранних государствах в отличие от предшествовавших форм социополитической организации счет шел уже на сотни тысяч и миллионы человек из разных этнических сообществ и групп (вождество, как правило, объединяло десятки тысяч этнически однородных людей).
Сдвиги в социально-экономическом развитии сопровождались коренной трансформацией идеологической системы. Уже в поздней первобытности встречались зачатки сакрализации верховной власти. Стратификация была характерна не только для дольнего мира людей, она находила свое отражение в создании иерархии, пантеона богов. В раннегосударственном обществе эти процессы получили свое дальнейшее развитие. Правитель легитимировал свое положение ссылкой на божественное происхождение его рода. Появляются тенденции к введению верховного единобожия или, позднее, к заимствованию мировых религий от более цивилизованных соседей. Это, с одной стороны, подтверждало сакральность и легитимность правителя, а с другой — благоприятствовало политической, культурной и этнической интеграции социального организма.
Следующее крупное отличие вождества от государства cвязано с качественными преобразованиями структуры управления. Политическая иерархия являлась фундаментальным признаком вождества, но в вождествах элита не была функционально дифференцирована. На всех уровнях иерархии она имела, как правило, схожие функции, отличаясь только степенью компетенции в принятии решений. Это делало, по мнению ряда авторов, всю систему нестабильной, а каждый отдельный сегмент — «потенциально независимым». Государство в этом плане отличается от вождества тем, что зачаточные органы управления, помогающие элите в управлении чифдомом, трансформируются в специализированный бюрократический аппарат, основанный на внеклановых связях и состоящий из многочисленных профессиональных бюрократов. Сравнительно-исторический анализ 21-го раннегосударственного общества показал, что для этого аппарата (если не на местном и региональном уровнях, то уж на высшем уровне точно) характерна более дробная функциональная специализация: выделение в самостоятельные институты органов принуждения (дружина и войско, «полиция», суд), идеологии (храмово-жреческий комплекс) и управления (различные «канцелярии», административные и хозяйственные службы, котрольно-ревизионные органы и т.д.).
“Конфликтный” подход предполагает рассмотрение государства как политической организации, предназначенной для разрешения различных внутренних противоречий. Исследователи марксистской акцентируют внимание на том, что государство — это управляющая подсистема эксплуататорского, классового общества. Следовательно, помимо организационно-регулирующих обязанностей, государство главным образом выполняет функции по обеспечению эксплуатации правящими классами (стратами, группами) непосредственных производителей. Важнейшими признаками сформировавшейся государственности считаются классовая эксплуатация и появление специализированных органов принуждения.
Другая группа исследователей смотрит на государство как на организацию, способную контролировать различные процессы (в т.ч. и конфликты) с помощью монополии на узаконенное использование силы. Первым в таком ключе к государству подошел еще М.Вебер, понимая его как аппарат, обладающий монополией на применение силы.
Раннее государство характеризуется отсутствием частной собственности на средства производства, централизованной организацией производства и редистрибуцией. Зрелое государство характеризуется известным развитием частной собственности, формированием государственного аппарата. Раннее государство можно определить как «централизованную социополитическую организацию для регулирования социальных отношений в сложном стратифицированном обществе, разделенном по крайней мере на два основных возникающих класса – на управителей и управляемых, отношения между которыми характеризуются политическим господством первых и данническими обязанностями вторых; законность этих отношений освещена единой идеологией, основной принцип которой составляет взаимный обмен услугами. Поскольку ранним государствам не хватало монополии на применение законного насилия, чтобы противостоять сепаратизму, персона сакрализованного правителя была фигурой, консолидирующей и объединяющей общество.
Х. Классен и П. Скальник разработали типологию ранних государств по степени зрелости, выделив соответственно зачаточное, типичное и переходное.
Для зачаточного раннего государства характерно: 1) доминируют клановые связи; 2) должностные лица существуют за счет доли собираемой ими редистрибуции; 3) не существует узаконенной письменной фиксации права; 4) нет специальных судебных органов; 5) редистрибуция, дань и поборы строго не определены; 6) слабо развиты аппарат управления.
Для типичного раннего государства характерно: 1) сохраняются клановые связи, но при некотором развитии внеклановых отношений в управляющей подсистеме; 2) источником существования должностных лиц являются как кормления за счет вверенных подданных, так и жалованье из центра; 3) наряду с неписаными обычаями появляется письменно зафиксированный свод законов; 4) существует специальный аппарат судей, которые стали разбирать большинство юридических вопросов; 5) изъятие доли прибавочного продукта «управителями» имеет «точно установленный характер» и осуществляется как путем взимания дани, так и посредством принудительного труда; 6) появляются специальные чиновники и лица, помогающие им.
Для переходного раннего государства характерно: 1) преобладают назначения на должность в административном аппарате; родственные связи играют роль только на самых высших уровнях иерархии; 2) система выплаты жалованья чиновникам доминирует над системой «кормлений»; 3) письменная фиксация законов завершена; 4) все вопросы правотворчества решаются судейским аппаратом; 5) налогообложение превращено в хорошо отлаженную регулярную функционирующую систему; 6) вся деятельность контролируется многочисленными чиновниками.
По генезису ранние государства подразделяются на первичные и вторичные.
Первичные государства возникали в результате собственного спонтанного независимого развития в благоприятных для роста производства и численности населения природно-климатических зонах (Месопотамия, Египет, Китай, Индия, Перу и Мезоамерика).
Вторичные государства образовывались по соседству, под влиянием уже сформировавшихся первичных центров цивилизации. Влияние первичных государств могло быть как прямым, в виде непосредственного заимствования тех или иных институтов, так и опорседованным, путем давления на варварскую периферию.
По структуре Ю.В. Павленко выделил две модели ранних государств – точечные и территориальные.
Точечные государства представляли собой города-государства типа древнеегипетских или древнешумерских номов. Их отличали большая территория, сравнительно высокая плотность населения, сосредоточение всех сфер жизни в городе-столице. Прибавочный продукт либо создавался на особых государственных или храмовых участках, либо мог взиматься с общинников в форме ренты-налога. Ведущее место в управлении обществом занимала традиционная знать. Поскольку общества этого типа нередко возникали на основе ирригационного земледелия, в их управлении важную роль играл слой «жрецов», являвшихся хранителями общественно полезных знаний и опыта.
Территориальные ранние государства в виде крупных политических общностей характеризовались большой территорией, экономической самостоятельностью и обособленностью отдельных провинций, сравнительно невысокой плотностью населения. Структурно они представляли собой центральную политию с городом-столицей и зависимыми от него другими политиями. Прибавочный труд изымался на основе данническо-редистрибутивной эксплуатации, отчуждаемой от входящих в состав мультиполитии удельных политий. Со временем территориальные мультиполитии могли перерастать в более сложные структуры – «ранние империи» (держава Каролингов, Киевская Русь).
Нет комментариев