Антон Михайлов →  Объект и предмет теории государства и права

Любая теория предполагает наличие объекта познания и предмета исследования данной теории. Если объект теории обычно определяется как определенная часть реальной действительности, которая существует независимо от воли и сознания познающего субъекта, то предмет теории – это выявленные и выявляемые благодаря интеллектуальной деятельности субъекта познания и отражаемые в его сознании глубинные связи, или срезы (закономерности) реальной действительности.

Объектом познания науки общей теории права и государства выступает государственно-правовая действительность со всем многообразием государственно-правовых явлений и процессов, а также явлений и процессов иного характера, но находящихся в достаточно тесных связях с государственно-правовой действительностью, оказывающих на нее прямое, непосредственное воздействие.

Определить границы государственно-правовой действительности достаточно сложно, потому как она в силу своей сложности, многогранности, постоянной изменчивости связана с другими процессами и явлениями, которые так или иначе влияют на ее развитие и функционирование. Иными словами, государственно-правовая действительность существует как единая и многогранная данность, расчленение которой на отдельные компоненты, выявление ее границ, структуры, категорий, понятий – говорит уже о складывании предмета познания, т.е. определенного ракурса ее исследования.

Содержание объекта общей теории права и государства: различные точки зрения. В науке теории права и государства имеются различные точки зрения на ее объект изучения.

Так, В.М. Сырых включает в содержание объекта общей теории права следующие компоненты: 1) право (система норм); 2) правовая практика; 3) часть социальной (неюридической) практики, которая обусловливает формирование и развитие правовых явлений и процессов. По аналогии можно предположить, что под объектом общей теории государства в таком случае должно пониматься само государство, государственная практика и негосударственная, но тесно связанная с государственной, социальная практика.

В.А. Шабалин предлагает понимать под объектом теории права саму данность права, его бытие, своего рода социальный процесс, который следует видеть «в движении и взаимодействии с субъектом, определяющим свою точку зрения на него, цели познания и практического использования».

Е.А. Шапиро под объектом теории права и государства понимает специфический объект, который охватывает все политико-правовые феномены (государство, право, правоотношения), а также конкретно-исторические условия их существования, реальное поведение субъектов права, а также психологию граждан, должностных лиц, их оценки своего правомерного и противоправного поведения, действующего права, деятельности государственных органов. Познание объекта также предполагает, по мнению Е.А. Шапиро, обращение к научной деятельности ученых-юристов, которая включает в себя помимо объекта такие элементы, как субъект, цель (цели), средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта.

Обобщая представленные позиции известный теоретик права М.Н. Марченко заключает: «Помимо «чистой» государственно-правовой материи он (объект – А.М.) «вбирает» в себя, по мнению некоторых исследователей, также: а) «конкретно-исторические условия» существования государства и права; б) социальную (неюридическую) практику, оказывающую воздействие на процесс формирования и функционирования государственно-правовых институтов; в) психологию граждан и должностных лиц, связанную с оценкой как своего поведения, так и деятельности государственных органов и организаций; г) научную деятельность ученых-юристов».

М.Н. Марченко, в свою очередь, включает в содержание объекта теории права и государства наряду с государственно-правовыми явлениями, институтами и учреждениями только такую часть политической, экономической и иной материи, которая не просто, а непосредственно, напрямую связана с юридической материей и которая оказывает непосредственное, прямое воздействие на процесс формирования и функционирования этой материи. Ядро объекта теории права и государства составляют право как система норм, установленных или санкционированных государством, и государство как организация общества со всеми своими специфическими признаками и атрибутами. Среднее звено, служащее связующей частью между ядром объекта теории права и государства и неюридической периферией составляют все юридические по своей природе и характеру явления, институты и учреждения, которые непосредственно связаны с государством и правом, в определенном смысле производны и зависимы от них и в повседневном существовании и функционировании оказывают прямое или косвенное воздействие на них (правовая культура, правосознание, правовая идеология, правовые отношения, правомерное поведение, правонарушения). В качестве третьего звена объекта теории права и государства выступают «все те политические, экономические и иные феномены (факторы), которые имеют непосредственную связь с государственно-правовыми и другими опосредуемыми ими явлениями, институтами и учреждениями и которые оказывают на них прямое влияние».

В современной российской юриспруденции существует определенное единство мнений относительно предмета общей теории права и государства. Большинство российских теоретиков права и государства полагает, что предметом общей теории права и государства являются общие закономерности возникновения, становления, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

Закономерность в философии противополагается случайности и трактуется в качестве «внутренней существенной связи явлений, обусловливающей их необходимое развитие».

С.А. Комаров отмечает, что, во-первых, закономерности – это связи причинно-следственной зависимости одних явлений (процессов) от других, связи взаимодействия; во-вторых, закономерности – это связи объективные, т.е. не зависящие от воли и сознания людей; в-третьих, это связи необходимые, т.е. такие, которые складываются неизбежно, не могут не возникать; в-четвертых, закономерности – это связи общие, т.е. имеющие распространение в различные эпохи, в разных странах и у разных народов и характеризующие данные явления (процессы) в существенных (основных) чертах; и в-пятых, это связи устойчивые, существующие достаточно продолжительное количество времени. Суммируя сказанное, можно определить закономерность как объективную, необходимую, общую, устойчивую, причинно-следственную связь между явлениями (процессами) реальной действительности.

Таким образом, содержание предмета общей теории права и государства составляют внутренние, объективные, необходимые, общие, устойчивые причинно-следственные связи государственно-правовых явлений и процессов, которые обусловливают возникновение, становление, развитие и функционирование государственно-правовой действительности, а также политических, экономических, культурных и иных явлений и процессов, находящихся в прямых и достаточно тесных связях с ней.

В то же время если попытаться детализировать, конкретизировать содержание предмета общей теории права и государства, рассмотреть конкретные «блоки» или виды закономерностей, то выяснится, что единство мнений российских теоретиков права на этот счет отсутствует.

Так, например, Рабинович П.М. указывает на 5 видов закономерностей возникновения, становления и развития государства и права, выделяемых по таким основаниям (критериям), как: а) особенность расположения и проявления в социальном пространстве; б) исторические рамки действия (всеобщие, общие и особенные); в) степень охвата государственно-правовой материи (общие и частные); г) тип связей различных государственно-правовых явлений, институтов и учреждений (структурные, функциональные и генетические); д) особенность форм проявления (динамические и статические).

Л.С. Явич и А.И. Королев выделяют в предмете теории права и государства общие и особенные («специфические») закономерности. Специфические закономерности «являются общими, поскольку они свойственны государству и праву как целостным общественным явлениям, и в то же время они предстают как специфические к общим закономерностям общества в целом».

Другие авторы также делят закономерности на общие и особенные, только вкладывают в эти понятия иной смысл. Общие закономерности свойственны как праву, так и государству, а особенные – либо только праву, либо только государству.

Важно всегда помнить о том, что постоянное изменение объекта общей теории права и государства – государственно-правовой действительности – влечет за собой изменение и ее предмета. Поэтому представить предмет общей теории права и государства в качестве исчерпывающей и окончательной «формулы» не представляется возможным.

Позиция С.С. Алексеева. По мнению ученого, «предметом юридической науки являются правовая действительность как особая область социальной жизни классового общества и ее главное институционное воплощение – право». В качестве основных элементов правовой действительности выделяются «в зависимости от глубины последней и уровня обслуживаемой правоведением практики: 1) закономерности права (в различных своих проявлениях, в том числе – характеризующие право в действии); 2) догма права – непосредственно юридическое, технико-юридическое, конструктивное содержание образующих его отраслей; 3) техника юриспруденции – та сторона правового регулирования, которая выражает обусловленные закономерностями и догмой права средства и приемы практической работы юридических органов по правотворчеству и применению права».

Точка зрения М.И. Байтина. В содержание предмета теории права и государства М.И. Байтин вкладывает: 1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; 2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права; правовая система; 3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

Позиция И.В. Гойман-Калинского, Г.И. Иванец, В.И. Червонюк. Данные исследователи хотя и разделяют предмет и объект общей теории права и государства, но, тем не менее, определяют предмет общей теории права и государства как социально-правовую и государственно-правовую действительность, общие и специфические закономерности их возникновения и развития, познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для всех юридических и государствоведческих дисциплин и общественной практики в целом.

Позиция В.В. Лазарева и Е.И. Темнова. Данные авторы не различают понятий «объект» и «предмет» теории права и государства и понимают под предметом общей теории права и государства право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическую и общечеловеческую сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.

Точка зрения В.С. Нерсесянца. В.С. Нерсесянц под предметом общей теории права и государства понимает общую теорию всей юриспруденции как единой, самостоятельной, системно целостной науки.

Позиция М.Н. Марченко. Исследователь выделяет следующие компоненты предмета теории права и государства: 1) общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права; 2) взаимосвязь государства и права; 3) их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты; 4) место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе; 5) право, правосознание, законность и конституционность; 6) законодательный процесс и его стадии; 7) правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Позиция В.М. Сырых. Под предметом общей теории права В.М. Сырых понимает «систему общих закономерностей права как тотального целого, а также социологических, экономических, политических и иных закономерностей, которые влияют на действие и развитие права, его закономерностей, и систему закономерностей познания предмета данной науки». В.М. Сырых выделяет три вида закономерностей, изучаемых теорией права и государства. 1) закономерности становления, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных компонентов общества; 2) социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые способствуют развитию и функционированию государства и права; 3) специфические закономерности познания государства и права.

Позиция С.А. Денисова. В содержание предмета общей теории права и государства С.А. Денисов включает следующие компоненты: 1) наиболее общие черты таких объектов, как право и государство в целом (как мировые явления, а не в отдельных странах): сущность и форма государства и права, типы государства и права, их основные функции и принципы действия, их внутренняя система; и правовые явления в целом (а не в отдельных странах): правосознание, система права, нормы права, правоотношения, реализация права, правонарушения, юридическая ответственность и весь механизм правового регулирования. 2) наиболее общие связи права с государством и другими общественными явлениями (экономикой, политической системой, духовным миром): влияние их на право и обратное воздействие права на них (его роль). При рассмотрении этих связей наука вынуждена изучать стороны экономических, политических, духовных отношений, которые влияют на право и другие правовые явления и подвергаются правовому воздействию. 3) наиболее общие закономерности возникновения, развития (движения от одних форм к другим) и функционирования государства и права; 4) особенности общих черт отечественного государства и права (их возникновение, этапы развития, сущность и форма на различных этапах), характер правовой культуры, законности; 5) основные понятия (категории), используемые в юридических науках (право, государство, правосознание, правоотношения, юридическая ответственность, правонарушение); 6) методы, применяемые при изучении государственно-правовых явлений. На этом основании можно сделать вывод, что данная наука является методологической.

Точка зрения В.М. Корельского. В.М. Корельский не разделяет объект и предмет общей теории права и государства. Под предметом теории государства и права понимаются «такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования».

Точка зрения А.Б. Венгерова. А.Б. Венгеров не проводит различий между объектом и предметом общей теории права и государства. «К предмету теории государства и права могут быть отнесены не только собственно государственно-правовые явления и процессы, но и те, органически связанные с ними, сопутствующие им стороны общественной жизни, которые позволяют лучше понять эти явления и процессы, оценить воздействие государства и права на другие социальные институты общества. Это относится к таким сторонам общественной жизни, как политическая система общества, правовое и политическое общественное сознание, нравственное состояние общества и т.д.

Таким образом, предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. А также органически связанные с ними и сопутствующие им иные социальные явления и процессы». Изучение синергетики привело А.Б. Венгерова к мысли о том, что в содержание предмета необходимо вкладывать не только закономерное, но и случайное.

Позиция А.В. Полякова. Под теорией права А.В. Поляков понимает раздел философии права, претендующий на всеобщность установленного в его рамках правового знания и достоверность, подтверждаемую как феноменологической очевидностью, так и различными вариантами верификации и фальсификации. В соответствии с таким определением общей теории права в ее предмет включается правовая онтология (обоснование того, что есть право как явление, отличное от других явлений), правовая гносеология (теория правового знания), правовая аксиология (обоснования ценностной природы права), а также органично связанные с ними вопросы правовой техники, правовой догматики, правовой социологии и практической философии права (каким право должно быть и как этого можно достигнуть). Таким образом, общая теория права призвана ответить на следующие вопросы: «Что есть право?», «Некая не зависящая от общества объективная реальность или создание самого общества?», «Является ли оно установлением государства, природным свойством человека, индивидуальным психическим явлением или интерсубъективным актом социального взаимодействия?», «Где искать право?», «В какой мере на право можно уповать?».

Нет комментариев