Дарья Шемет →  Изменение статуса кредитора в проекте нового Закона о банкротстве.

Действующий Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2012г. № 415-З разграничивает понятия «Кредитор» и «Конкурсный кредитор».
Из абзаца 29 статьи 1 Закона следует, что кредиторами являются лица, которые обладают правом требования к должнику.
Соответственно, конкурсные кредиторы – это лица, обладающие правом требования к должнику, и включенные в реестр кредиторов. Не могут являться конкурсными кредиторами:
 работники должника (в т.ч. и по гражданско-правовым договорам) – их интересы защищает представитель работников, который как раз и является конкурсным кредитором,
 физические лица, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью
 учредители (участники) должника.
В проекте закона исключено понятие «Конкурсный кредитор». Т.е. под «кредиторами» в проекте Закона необходимо понимать как кредиторов, автоматически попадающих в реестр требований кредиторов, так и тех, кому придется защищать свои требования.
Можно сказать, что указанное изменение базово гарантирует равные права всем лицам, обладающим правом требования к кредиторам.
Стоит отметить, что в целом порядок включения требований в реестр требований кредиторов не претерпел изменений. Однако имеются процессуальные изменения в порядке созыва собрания кредиторов.
Так, согласно проекту: «надлежащим уведомлением признается размещение сведений о проведении собрания кредиторов в Едином реестре с одновременным размещением бюллетеня для голосования не позднее, чем за десять дней до даты проведения собрания кредиторов».
Стоит отметить, что данное изменение в порядке извещение кредиторов безусловно упрощает указанный механизм для управляющего, но потенцаильно нарушает права кредиторов-нерезидентов. Сложно предположить, что иностранные кредиторы будут постоянно отслеживать изменения в Едином реестре, что представляет собой абсолютно неэффективный метод извещения.
Необходимым изменением стало введение заочного голосования, в случае невозможности присутствия на собрании, за исключением первого собрания кредиторов. Так, кредитор должен направить заполненный бюллетень не позднее 5 дней до даты проведения собрания.
Согласно, проекту кредиторов все требования в реестре группируются в 4 (не в 5, как было ранее) очереди и внеочередные требования.
Перечень внеочередных требований был уточнен, в него входят:
 судебные расходы, расходы управляющего, расходы на размещение сведений в Едином реестре, расходы на выплату вознаграждения управляющему;
 денежные средства, зачисленные в результате технической ошибки банка;
 расчеты по обязательствам должника;
 бесспорные взыскания на основании исполнительных и других документов, вступивших в законную силу после открытия конкурсного производства (за исключением обязательств по уплате процентов по требованиям физических лиц из причинением вреда жизни или здоровью; требованиям работников (в т.ч. по гражданско-правовым договорам), требованиям по уплате обязательных платежей).
В первую очередь включены требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также по компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни или здоровью.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда работников должника (в т.ч. по гражданско-правовым договорам).
В третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам (за исключением отнесенных ко второй и четвертой очереди), требования открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами».
В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами, а также с залоговыми кредиторами в части, обеспеченной залогом имущества должника.
Так были совмещены требования четвертой и пятой очереди, установленные в действующем Законе.
Стоит отметить, что требования залоговых кредиторов погашаются за счет реализации заложенного имущества. Однако только восемьдесят процентов от суммы полученной при реализации заложенного имущества направляется на погашение требования залогового кредитора. Денежные средства, оставшиеся от суммы, вырученной от реализации залогового имущества, вносятся на специальный банковский счет должника в порядке:
пятнадцать процентов от суммы направляется для погашения требований кредиторов первой и второй очереди в случае недостаточности иного имущества должника в целях погашения указанных требований;
оставшиеся денежные средства – для погашения судебных расходов, расходов управляющего расходов на размещение сведений в Едином реестре, расходов на выплату вознаграждения управляющему.
Объединение требований четвертой и пятой очередей в целом не изменили, очередность удовлетворения требований кредиторов, за исключением того факта, что требования залоговых кредиторов покрываются изначально за счет суммы, полученной от реализации имущества. В действующем Законе установлено, что требования залоговых кредиторов подлежат удовлетворению за счет должника, в том числе за счет средств, вырученных от реализации его имущества, не являющегося предметом залога.
Проанализировав проект грядущих изменений нельзя сказать, что кредиторов ожидают значительные перемены в их статусе и правах. Большее влияние нового проекта Закона кредиторы испытают в связи с изменениями в институте временного и антикризисного управляющего, а также в связи с сокращениями сроков в процедуре банкротства.

Нет комментариев