Павел Дуксин → Вправе ли адвокат передвигаться по г.Москве на машине и пешком? Казусы правового регулирования «режима повышенной готовности».
В соответствии с п.1 Указа Мэра г.Москвы от 05.03.2020 №12-УМ в столице в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) введен «режим повышенной готовности». Из пп. «б» п.6 ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указанный режим вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Из п.10 ст.4.1 указанного Федерального закона следует, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или специально назначенное должностное лицо может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
- определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
- определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
- приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
- осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Согласно п.12.3 Указа Мэра г.Москвы от 05.03.2020 №12-УМ все граждане (включая адвокатов) обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
При этом указанные ограничения не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Как видно, адвокатская деятельность в исключениях из требований п.12.3 Указа не поименована. В данном случае можно было, конечно, ссылаться на довольно размытую формулировку о «деятельности, непосредственно направленной на защиту прав и свобод граждан». Как говорится, правило, требующее уточнения.
Далее, Указом Мэра г. Москвы от 10.04.2020 №42-УМ введена новая редакция порядка и условий режима повышенной готовности: был утвержден перечень видов деятельности, приостановленных на период с 12 по 19 апреля (Приложение №3). Из строки 15 данного Приложения следует, что к таковой относится и «деятельность в области права».
Таким образом, из системного толкования п.п. 4, 12.3 и Приложения №3 к Указу Мэра г.Москвы от 05.03.2020 №12-УМ следует, что деятельность в области права на территории г.Москвы приостановлена до 19.04.2020. Вся и без исключений.
Как же обеспечить реализацию адвокатских прав в условиях режима повышенной готовности? Могут ли адвокаты покидать место жительства для оказания квалифицированной юридической помощи? Вправе ли адвокаты перемещаться по городу на транспорте, мотоцикле или пешком?
Ответ на эти резонные вопросы все же появился, но в своеобразной форме. Указом Мэра г.Москвы от 11.04.2020 №43-УМ был утвержден «Порядок оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории г.Москвы в период действия режима повышенной готовности в г.Москве». В п.3 «Порядка…» установлена сфера его действия, а именно то, что он регулирует не всякое (например, пешее) передвижение по городу, а лишь «возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств (в том числе транспорта общего пользования, включая железнодорожный транспорт и метрополитен, легковых и грузовых транспортных средств)».
И только применительно к передвижению на транспорте указывается, что адвокаты не обязаны оформлять электронные пропуска, а достаточно предъявить удостоверение.
Логика законодателя понятна и адекватна. Очевидно, что адвокатское сообщество смогло донести важность сохранения стабильности в сфере оказания квалифицированной юридической помощи. В частности, гарантировано свободное, т.е. без оформления электронных пропусков, перемещение по городу адвокатов при осуществлении профессиональной деятельности.
Но такое перемещение адвокату гарантировано лишь на транспорте! Получается, что вне транспортного средства адвокат, как и прежде, вынужден подчиниться общим правилам нахождения в месте жительства, установленным п.п. 4, 12.3 и Приложения №3 к Указу Мэра г.Москвы от 05.03.2020 №12-УМ. Данное обстоятельство, несомненно, создает излишние и непонятные ограничения для осуществления адвокатской деятельности: на транспорте адвокат вправе работать, а пешком – не вправе. Чем вызвано подобное изъятие из перечня профессиональных прав?
Полагаю, что Мэру г.Москвы следует обратить внимание на данный казус и поэтому предлагаю рассмотреть возможность изменения ч.2 п.12.3 Указа Мэра г.Москвы от 05.03.2020 №12-УМ, изложив его в следующей редакции:
«Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, адвокатскую деятельность, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности, а также права на получение физическими и юридическими лицами квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами и адвокатскими образованиями».