Дарья Шемет → Изменение института управляющего в соответствии с проектом Закона о несостоятельности и банкротстве.
В статье 1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13 июля 2012г. № 415-З (далее – Закон) установлено, что временный (антикризисный) управляющий — индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо, назначаемые хозяйственным судом для осуществления своих полномочий в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) (временный управляющий — в защитном периоде, антикризисный управляющий — в конкурсном производстве).
Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь проводит аттестацию управляющих и контролирует соблюдение временными (антикризисными) управляющими требований законодательства.
В Беларуси завершена работа над проектом нового Закона о банкротстве.
Изменения в регулировании института управляющих в Беларуси.
Проект Закона о несостоятельности и банкротстве предполагает исключить осуществление юридическими лицами функций управляющего, а также создать единый орган самоуправления по антикризисному управлению и банкротству в Республике Беларусь.
В настоящий момент нельзя спрогнозировать какое влияние окажет учреждение Белорусской Палаты антикризисных управляющих, поскольку нет проекта положения о деятельности Палаты. Проект предполагает возложить на Палату осуществление всех руководящих и организационных функций в сфере антикризисного управления. Так, обязательным условием для приобретения статуса управляющего является наличие аттестата управляющего и членства в Палате.
Выбор кандидатуры и назначение управляющего.
Изменения также затронули и порядок назначения управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве).
Согласно действующему Закону, управляющий назначается судом из числа кандидатур, предложенных лицами, участвующими в деле. Так, лицо, подавшее в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в хозяйственный суд не менее трех кандидатур управляющего.
В соответствии с проектом Закона, экономический суд будет назначать управляющего, который был выбран Белорусской Палатой антикризисных управляющих в случайном порядке с использованием автоматизированной системы. Идея о выборе кандидатуры управляющим в случайном порядке позаимствована из проекта поправок к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ Российской Федерации. Однако, ключевыми отличиями в процедуре выбора кандидатуры управляющего в деле о банкротстве является определение кандидатуры управляющего в Российской Федерации – арбитражным судом, а в Республике Беларусь – Палатой. Алгоритм, в соответствии с которым автоматизированная система будет выбирать управляющего, не изложен в проектах нормативных актов. Следовательно, пока преждевременно делать выводы о положительном либо негативном характере изменений. Однако указанная система требует максимальной открытости для минимизации коррупционных рисков.
Вознаграждение управляющего.
В статье 53 Закона предусмотрено, что расходы на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему покрываются за счет средств должника вне очереди без предварительного внесения на депозитный счет хозяйственного суда.
В случае отсутствия или недостаточности средств должника управляющему производятся выплаты:
вознаграждения — за счет средств республиканского бюджета;
заработной платы — за счет средств соответствующего бюджета.
Проект Закона о несостоятельности и банкротстве фиксирует, что управляющему выплачивается основное, дополнительное вознаграждение и вознаграждение по итогам дела о несостоятельности или банкротстве за счет средств должника, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Основное вознаграждение выплачивается управляющему за исполнение им обязанностей ежемесячно. Управляющему может быть выплачено вознаграждение, предусмотренное договором с кредиторами либо с собственником имущества должника (участниками (акционерами) должника).
Выплата вознаграждения производится путем перечисления денежных средств управляющим с текущего (расчетного) банковского счета должника на текущий (расчетный) банковский счет управляющего.
Важно, что лицо, подавшее заявление о несостоятельности или заявление о банкротстве обязано перечислить денежные средства для оплаты вознаграждения управляющего в срок, указанный в определении экономического суда о возбуждении производства по делу. Размер вознаграждения соответствует одной номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь в целом по республике за предыдущий месяц относительно месяца, предшествовавшего месяцу, в котором подано такое заявление.
Стоит отметить, что данные изменения упраздняют четко установленный порядок определения размера вознаграждения управляющего, и не носят стимулирующий характер для управляющего с целью скорейшего завершения производства по делу о несостоятельности или банкротстве.
Изменение роли временного управляющего.
В проекте нового Закона о банкротстве установлено, что единственной целью установления защитного периода является проведение анализа достоверности фактов, изложенных в заявлении должника о несостоятельности, заявлении должника о банкротстве или заявлении кредитора о банкротстве. В связи с чем, у временного управляющего отсутствуют обязанности по проведению анализа финансового состояния и платежеспособности должника, оспариванию сделок должника.
Так, защитный период является факультативной процедурой, и его срок не должен превышать одного месяца. Вопрос об установлении защитного периода суд разрешает при возбуждении производства по делу о несостоятельности или банкротстве должника.
Руководство деятельностью Должника осуществляет руководитель (директор) должника – юридического лица, при этом отсутствует возможность отстранить руководителя от занимаемой должности в защитном периоде по ходатайству лица, участвующего в деле.
Следовательно, временный управляющий в защитном периоде не обладает значительными властными полномочиями, и его функция сводится к проверки оснований, изложенных в заявлении.
Изменение полномочий антикризисного управляющего.
Роль антикризисного управляющего в конкурсном производстве не претерпела сильных изменений, однако были включены дополнительные полномочия антикризисного управляющего.
1) В статье 112 проекта Закона предусмотрено право антикризисного управляющего заявлять ходатайства о признании недействительными решений органов управления должника, нарушающих права и (или) законные интересы должника.
Остается неизвестным как будет формироваться практика по оспариванию сделок должника, при наличии у управляющего права оспорить решение органа управления о заключении указанной сделки. Стоит учесть, что отсутствуют сроки, в течение которых решение органа управления должника может быть оспорено, в то время как сроки для оспаривания сделок, заключенных должником, ограничены Законом.
2) В части 7, 8 статьи 83 проекта Закона установлено, что в случае непринятия собранием (комитетом) кредиторов должника решения о согласовании продажи предприятия должника такое согласование по ходатайству управляющего может быть дано судом, рассматривающим экономические дела, если такая продажа обеспечит более благоприятные условия удовлетворения требований кредиторов. Обязанность доказывания этих условий возлагается на управляющего.
Полагаем, что наделение управляющим правом продажи имущества должника лишь по согласованию с экономическим судом позволит уравнять в правах кредиторов должника и позволит исключить лобби крупных кредиторов в сфере собственных интересов.
В вопросах ответственности управляющих проект Закона не претерпел изменений по сравнению с действующим Законом о банкротстве.
В целом олностью меняется институт управляющих, механизм их самоорганизации, порядок назначения временных и антикризисных управляющих. Таким образом, статус управляющих действительно претерпит изменения, однако права управляющего не изменены радикальным образом, как об этом заявлялось разработчиками проекта Закона.
Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь проводит аттестацию управляющих и контролирует соблюдение временными (антикризисными) управляющими требований законодательства.
В Беларуси завершена работа над проектом нового Закона о банкротстве.
Изменения в регулировании института управляющих в Беларуси.
Проект Закона о несостоятельности и банкротстве предполагает исключить осуществление юридическими лицами функций управляющего, а также создать единый орган самоуправления по антикризисному управлению и банкротству в Республике Беларусь.
В настоящий момент нельзя спрогнозировать какое влияние окажет учреждение Белорусской Палаты антикризисных управляющих, поскольку нет проекта положения о деятельности Палаты. Проект предполагает возложить на Палату осуществление всех руководящих и организационных функций в сфере антикризисного управления. Так, обязательным условием для приобретения статуса управляющего является наличие аттестата управляющего и членства в Палате.
Выбор кандидатуры и назначение управляющего.
Изменения также затронули и порядок назначения управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве).
Согласно действующему Закону, управляющий назначается судом из числа кандидатур, предложенных лицами, участвующими в деле. Так, лицо, подавшее в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в хозяйственный суд не менее трех кандидатур управляющего.
В соответствии с проектом Закона, экономический суд будет назначать управляющего, который был выбран Белорусской Палатой антикризисных управляющих в случайном порядке с использованием автоматизированной системы. Идея о выборе кандидатуры управляющим в случайном порядке позаимствована из проекта поправок к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ Российской Федерации. Однако, ключевыми отличиями в процедуре выбора кандидатуры управляющего в деле о банкротстве является определение кандидатуры управляющего в Российской Федерации – арбитражным судом, а в Республике Беларусь – Палатой. Алгоритм, в соответствии с которым автоматизированная система будет выбирать управляющего, не изложен в проектах нормативных актов. Следовательно, пока преждевременно делать выводы о положительном либо негативном характере изменений. Однако указанная система требует максимальной открытости для минимизации коррупционных рисков.
Вознаграждение управляющего.
В статье 53 Закона предусмотрено, что расходы на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему покрываются за счет средств должника вне очереди без предварительного внесения на депозитный счет хозяйственного суда.
В случае отсутствия или недостаточности средств должника управляющему производятся выплаты:
вознаграждения — за счет средств республиканского бюджета;
заработной платы — за счет средств соответствующего бюджета.
Проект Закона о несостоятельности и банкротстве фиксирует, что управляющему выплачивается основное, дополнительное вознаграждение и вознаграждение по итогам дела о несостоятельности или банкротстве за счет средств должника, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Основное вознаграждение выплачивается управляющему за исполнение им обязанностей ежемесячно. Управляющему может быть выплачено вознаграждение, предусмотренное договором с кредиторами либо с собственником имущества должника (участниками (акционерами) должника).
Выплата вознаграждения производится путем перечисления денежных средств управляющим с текущего (расчетного) банковского счета должника на текущий (расчетный) банковский счет управляющего.
Важно, что лицо, подавшее заявление о несостоятельности или заявление о банкротстве обязано перечислить денежные средства для оплаты вознаграждения управляющего в срок, указанный в определении экономического суда о возбуждении производства по делу. Размер вознаграждения соответствует одной номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь в целом по республике за предыдущий месяц относительно месяца, предшествовавшего месяцу, в котором подано такое заявление.
Стоит отметить, что данные изменения упраздняют четко установленный порядок определения размера вознаграждения управляющего, и не носят стимулирующий характер для управляющего с целью скорейшего завершения производства по делу о несостоятельности или банкротстве.
Изменение роли временного управляющего.
В проекте нового Закона о банкротстве установлено, что единственной целью установления защитного периода является проведение анализа достоверности фактов, изложенных в заявлении должника о несостоятельности, заявлении должника о банкротстве или заявлении кредитора о банкротстве. В связи с чем, у временного управляющего отсутствуют обязанности по проведению анализа финансового состояния и платежеспособности должника, оспариванию сделок должника.
Так, защитный период является факультативной процедурой, и его срок не должен превышать одного месяца. Вопрос об установлении защитного периода суд разрешает при возбуждении производства по делу о несостоятельности или банкротстве должника.
Руководство деятельностью Должника осуществляет руководитель (директор) должника – юридического лица, при этом отсутствует возможность отстранить руководителя от занимаемой должности в защитном периоде по ходатайству лица, участвующего в деле.
Следовательно, временный управляющий в защитном периоде не обладает значительными властными полномочиями, и его функция сводится к проверки оснований, изложенных в заявлении.
Изменение полномочий антикризисного управляющего.
Роль антикризисного управляющего в конкурсном производстве не претерпела сильных изменений, однако были включены дополнительные полномочия антикризисного управляющего.
1) В статье 112 проекта Закона предусмотрено право антикризисного управляющего заявлять ходатайства о признании недействительными решений органов управления должника, нарушающих права и (или) законные интересы должника.
Остается неизвестным как будет формироваться практика по оспариванию сделок должника, при наличии у управляющего права оспорить решение органа управления о заключении указанной сделки. Стоит учесть, что отсутствуют сроки, в течение которых решение органа управления должника может быть оспорено, в то время как сроки для оспаривания сделок, заключенных должником, ограничены Законом.
2) В части 7, 8 статьи 83 проекта Закона установлено, что в случае непринятия собранием (комитетом) кредиторов должника решения о согласовании продажи предприятия должника такое согласование по ходатайству управляющего может быть дано судом, рассматривающим экономические дела, если такая продажа обеспечит более благоприятные условия удовлетворения требований кредиторов. Обязанность доказывания этих условий возлагается на управляющего.
Полагаем, что наделение управляющим правом продажи имущества должника лишь по согласованию с экономическим судом позволит уравнять в правах кредиторов должника и позволит исключить лобби крупных кредиторов в сфере собственных интересов.
В вопросах ответственности управляющих проект Закона не претерпел изменений по сравнению с действующим Законом о банкротстве.
В целом олностью меняется институт управляющих, механизм их самоорганизации, порядок назначения временных и антикризисных управляющих. Таким образом, статус управляющих действительно претерпит изменения, однако права управляющего не изменены радикальным образом, как об этом заявлялось разработчиками проекта Закона.