Стало интересно, а в каких странах самый злобный копирайт? Наверное, первенство занимает США. А есть ли страны, где, наоборот, довольно-таки либеральный режим исключительных прав. Ведь многие торрент-трекеры «поселяются» в других странах, как, например, переехал самый известный российский трекер, находящийся сейчас по адресу rutracker.org. Есть еще трекер pirat.ca (тот совсем уж пиратский, в отличие от первого). Т.е. в Канаде с авторским правом все проще?
Интересно было бы узнать мнение специалистов.
Многие из нас уже давно привыкли пользоваться благами сети Интернет – смотреть фильмы в режиме on- line, читать книги, слушать музыку. И как-то так сложилось, что обычно все эти интеллектуальные и творческие блага мы получаем на безвозмездной основе (в социальных сетях, на видео-хостингах и т.д.).
Можно сказать, что сложившаяся ситуация уже давно переросла законодательство об авторском праве, а именно исключительных правах. Вопреки прямому запрету на опубликование результатов авторского труда без согласия автора или иного правообладателя, музыка, кино, книги и другие творческие произведения «расползаются» по Интернету со скоростью прямо пропорциональной популярности произведения. Причем, обычно без всякого согласия авторов, правообладателей. Хорошо это или плохо, уже однозначно не скажешь. Если раньше на рынке можно было купить пиратский диск любого исполнителя, и все общество единогласно заявляло, что это преступление, т.к. кто-то незаконно наживается на труде тех же музыкантов, актеров, режиссеров, то теперь, если говорить об Интернете, такого негативного отношения уже нет (естественно, мы не говорим о тех случаях, когда кто-то за скачивание не принадлежащего ему контента просит заплатить деньги, это точно явное пиратство).
В связи с этим самым важным для законодателя в части регулирования данного вопроса может быть взгляд на него самих правообладателей. Так, в сентябре этого года мы уже беседовали на эту тему с выдающимся музыкантом Юрием Башметом. А в начале декабря нам удалось узнать мнение сразу нескольких музыкантов: рок-музыканта, лидера группы ДДТ Юрия Шевчука, скрипача Вадима Репина и дирижера Дмитрия Лисса.
Если посмотреть на роль пиратства в международной политике, то ясно прослеживается, что порт приписки у пиратов в европе, а у противников — в США. Как-то все время получается, что судят по всему миру пиратов американские корпорации, в ответ анонимусы атакуют американские сервера. Что происходит?
В 2001 году английский певец и композитор Майк Батт выпустил альбом кавер-версий классических произведений, в числе которых был трек «A One Minute Silence» — он представлял собой одну минуту тишины. Вскоре владельцы авторских прав на произведения Джона Кейджа, известного своей пьесой «4?33?», которая также состоит из одной тишины, заявили о намерении подать в суд на Батта за нарушение копирайта. Батт заявил, что его тишина — совсем другая и не имеет никакого отношения к тишине Кейджа, однако был вынужден договориться о внесудебном урегулировании вопроса, заплатив в качестве отступных шестизначную сумму.
Пруф: раз и два.
Изначально опубликовано в блоге Sceptic lawyer. Можете оставлять комментарии здесь или там.
Юристы-цивилисты, которые занимаются авторским правом, все чаще и чаще обсуждают вопрос о пределах осуществления исключительных прав. Защищаются диссертации, проходят конференции, вовсю идет процесс совершенствования гражданского законодательства. И мы, как правило, выступаем за то, что обмен такой информацией – объектами авторского права (музыка, научные и литературные произведения, кино и т.д.) нужно сделать более свободным. Но мы можем отвечать лишь за один объект авторского права – за свои научные труды, которыми обычно рады поделиться со всеми желающими. Но интересно узнать и мнение деятелей искусства, что же мы будем решать это за них. И начали мы узнавать это мнение не с кого-нибудь, а с Юрия Абрамовича Башмета – величайшего альтиста, дирижера и, кстати, вице-президента одной из организации, осуществляющих коллективное управление исключительными правами.
Каждый, кто хоть как-то причастен к созданию музыки, рассказов, фотографий и прочих произведений искусства (ну, или того, что он считает таковыми), опасается того, что его гениальное произведение «украдут». То есть, просто возьмут и перепубликуют, со ссылкой на автора или без. А то и начнут зарабатывать на этом деньги. Опасения эти небезосновательны: «пиратство», несмотря на все меры по борьбе с ним, процветает. Однако, мы сейчас не будем касаться вопроса о том, как правильно подать иск в суд. Поговорим об одной услуге, которую оказывают таким боязливым авторам самые разные организации и частные лица – о так называемой «регистрации» или «депонировании» произведений.
Заключается она в следующем: автору предлагают «зафиксировать авторство», то есть, выдать документ о том, что именно он является автором конкретного произведения. А само произведение ? бережно сохранить в своем депозитарии, на случай, если его кто-нибудь «украдет» и авторство понадобится подтвердить.
Время от времени блогосферу сотрясают однотипные мини-скандалы с участием Российского авторского общества. Вызываются они тем, что в очередной раз это «общество» требует на организаторов какого-нибудь концерта «авторские отчисления». Нарицательной стала история с группой «Deep Purple», которая одной из первых фигурировала в такого рода делах. Были еще самарские ветераны, исполнявшие военные песни, а также многие другие. Последним случаем стало сообщение о претензиях к группам «Любэ» и «Scorpions».
РАО, которое в последнее время пристально следит за тем, что о нем пишут в Интернете, оперативно публикует на своем сайте пресс-релизы для «представителей различных СМИ и блогосферы», посвященные таким инцидентам. Например, про «Любэ» и «Scorpions» там есть аж три сообщения: общий пресс-релиз, позиции немецкого общества GEMA и продюсерского центра Игоря Матвиенко. Сайт этот непопулярен и сообщения эти мало кто читал. Но этого можно и не делать: позиция РАО по таким конфиликтам всегда одна и та же. Сводится она к тому, что запрещать артисту петь свои (или чьи-либо еще) песни никто и не думал: платить авторские отчисления, якобы, должен организатор концерта, к которому и направлены претензии РАО…
После предупреждения прокуратуры в Казани организаторы концертов группы «Scorpions» и «Любэ» заключили соглашение с Российским авторским обществом об отчислении вознаграждения за исполнение песен.
Был приятно удивлен, узнав, что теперь для регистрации и депонирования произведения достаточно потратить 10 минут времени у компьютера и 30-40$ из собственного кармана.
В сети появляется все большее количество компаний, готовых за небольшую плату в режиме «онлайн» помочь в защите авторских прав.