Публикации

Ян Ли →  Карточный домик

Мы живем в мире юридических фикций, в плену иллюзий. Государство, нация, народ, корпорация, общество, — все это просто юридические фикции, которых в реальности не существует. Попробуйте найти государство — все время будете натыкаться на тех или иных конкретных теплокровных людей. Та же история с нацией, народом, корпорацией и обществом. Обобщения, абстракции, фикции. Карточный домик, сотканный из слов. Когда же подует тот добрый и ласковый ветер перемен, что разрушит его? Когда же он рухнет?

В своей книге «Критика цинического разума» Петер Слотердайк пишет, что атомная бомба — это Будда Запада, этакий Великий Немой, чье молчание обеспечивает нашу жизнь. Пока он молчит, мы живем. Но как только он заговорит, карточный домик разрушится. Кажется, ни у кого уже нет сомнений, что в скором времени молчание Великого Немого будет нарушено — и он таки заговорит. Вопрос лишь в том, когда это произойдет. Правда есть еще один вопрос: жалко ли нам будет потерять все наши иллюзии? Весь этот наш чудный мир юридических фикций. Думаю, что не жалко. Иллюзии не могут длиться вечно — рано или поздно приходится с ними расставаться.

Ян Ли →  Гносеологически нейтральное судопроизводство, часть 2

Продолжая нашу предыдущую статью, необходимо сказать, что гносеологически нейтральное судопроизводство делает ненужным участие человека в судебном процессе, то есть судья, адвокат, эксперты и специалисты становятся не нужны, никто из них не нужен, они все лишние. Судебная система как человеческий институт упраздняется. Причем упраздняется не каким-то сверхумным искусственным интеллектом, а всего лишь машиной, которая совершенно случайным образом принимает решения, то есть машиной, которая воплощает собой Его Величество Случай, судьбу.

Человек не может принимать справедливых и объективных решений, его решения всегда субъективны и предположительны, поэтому и не стоит от человека, от судей ждать какой-либо справедливости и объективности. Чтобы эту объективность и справедливость получить, человек должен быть исключен из процесса принятия решений.

Судебная система как система, в которой человек принимает решения, должна быть упразднена. И да: это касается и всей правовой системы в целом. Правовую систему в целом следует максимальным образом освободить от влияния человека, от его субъективных и предположительных решений. Решения должны приниматься объективным, справедливым, то есть случайным, гносеологически нейтральным образом, без участия человека.
Читать дальше

Ян Ли →  Гносеологически нейтральное судопроизводство

Согласно философии гипотетизма и принципу гносеологической нейтральности, освополагающему принципу этой философии, любое судебное решение — это потенциально ошибочное решение, то есть предположение, гипотеза. Это объясняется тем, что: 1) судьи всех уровней и рангов могут ошибаться; 2) судьи могут ошибаться и не видеть этого (unkown unkowns); 3) законодательство постоянно меняется, появляются новые судебные разъяснения, то есть любое судебное решение исторически обусловлено, контекстуально зависимо; 4) ошибаться могут не только судьи, но и эксперты, специалисты, на предположения которых ориентируются судьи.

Таким образом, получается, что любое судебное решение — это решение предположительное, гипотетическое, то есть 50 на 50. Причем эта гипотетичность, неопределенность сохраняется на всех стадиях судебного производства. А если так, то можно предположить, что наиболее экономичным и справедливым способом решить проблему судебной неопределенности является применение генератора случайныйх (псевдослучайных) чисел.

Таким образом, гносеологически нейтральное судопроизводство — это судопроизводство, основой которого является применение генератора случайных (псевдослучайных) чисел. Все, что нужно, это запустить этот генератор, предварительно задав n число возможных вариантов и соответствующих ему k число итераций, и ждать, когда состояние неопределенности будет определено в соответствии с тем или иным вариантом выбора.
Читать дальше