Публикации

Иван Батыков →  Суд по интеллектуальным правам подчеркивает значение социологических экспертиз

На заседании Суда по интеллектуальным правам по делу о защите исключительного права на товарный знак «умники и умницы» было уделено значительное внимание роли социологических исследований в качестве доказательств.

Суд по интеллектуальным правам 26 января 2015 года рассмотрел кассационную жалобу ООО «Издательство АСТ» на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2014 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по иску к ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус» о защите исключительного права на товарный знак и взыскании компенсации.
В ходе процесса истец отметил, что суды без указания мотивов отклонили результаты социологических исследований, представленных как истцом, так и ответчиком. Результаты социологических исследований были отклонены со ссылкой на пункт 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности», согласно которому вопрос о сходстве обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы.
Этот пункт нередко ложно трактуется как отказ от оценки доказательств, представленных сторонами в подтверждение своей позиции в споре. Тогда как на самом деле он подчеркивает отсутствие необходимости назначать специальную экспертизу для разрешения вопроса о сходстве до степени смешения обозначений. Кроме того, пункт 13 указанного информационного письма содержит сведения о том, что суд делает выводы об опасности смешения обозначений в глазах потребителей не только на основе проведенного сравнения обозначений, но и на результатах приобщенного к материалам дела социологического опроса.
Таким образом, отклонение результатов социологических экспертиз судами без исследования и оценки не может быть признано надлежащим выполнением требований, предъявляемых арбитражным процессуальным законодательством к оценке доказательств и мотивированности судебных актов.

Заключение
Возможности социологической экспертизы в доказательстве наличия или отсутствия сходства до степени смешения
Лаборатория социологической экспертизы
Читать дальше

Иван Батыков →  Укрепление правовых позиций товарного знака «ELLE»

Экспертная комиссия Роспатента признала общеизвестным на территории Российской Федерации с 01.09.2007 года товарный знак «ELLE» (правообладатель Ашет Филиппачи Пресс С.А.).

Компания Ашет Филиппачи Пресс, правообладатель товарного знака «ELLE», несколько раз возражала против регистрации идентичных или сходных товарных знаков.
Например, в 2013 году правообладатель не смог добиться отмены регистрации обозначения «ELLE» по 32 классу (безалкогольные напитки и пиво) и 33 классу (алкогольные напитки) МКТУ на имя AUK Holdings Limited.
Зато в марте 2014 года компания Ашет Филиппачи Пресс добилась аннулирования комбинированного обозначения «ЕLLE STUDIO», принадлежавшего компании «Ричмонд Тобакко Компани ЛТД». Тогда суд принял во внимание заключение, подготовленное Институтом Социологии РАН, и сделал однозначный вывод, что регистрация сходного обозначения может ввести потребителей в заблуждение и представляет собой акт недобросовестной конкуренции.
Читать дальше

Иван Батыков →  «Пеноплэкс»: ретроспективная регистрация общеизвестности

Экспертная комиссия Роспатента признала общеизвестным с 01.05.2006 года на территории Российской Федерации товарный знак ПЕНОПЛЭКС, принадлежащий компании «ПЕНОПЛЕКС СПб», Санкт-Петербург. Общеизвестность действует в отношении товаров 17 класса МКТУ – теплоизоляционные плиты.

Для подтверждения общеизвестности компания «ПЕНОПЛЕКС СПб» предоставила ряд документов, подтверждающих объем и географию распространения продукции, а также результаты социологического опроса. По результатам исследования, проведенного Лабораторией социологической экспертизы в соответствии с рекомендациями Роспатента, 91% покупателей теплоизоляционных материалов известно обозначение «ПЕНОПЛЭКС». При этом 65% респондентов заявили, что познакомились с ним ранее 2006 года. Более половины опрошенных приобретали продукцию, маркированную обозначением «ПЕНОПЛЭКС», и ассоциируют ее с производителем.
Преимущество ретроспективных исследований состоит в том, что оно позволяет зарегистрировать общеизвестность на момент, предшествующий подаче соответствующего заявления. Компания «ПЕНОПЛЕКС СПб» подала заявление о признании общеизвестности в 2013 году и запросила регистрацию обозначения «ПЕНОПЛЭКС» общеизвестным на дату 01.05.2006 г. Роспатент удовлетворил требование.

Решение Роспатента socexpertiza.ru/examples/penoplex1.pdf
Сайт Лаборатории социологической экспертизы socexpertiza.ru
Читать дальше

Иван Батыков →  Социологические услуги для защиты интеллектуальной собственности в суде

Мы – Лаборатория социологической экспертизы Института социологии РАН:
— научное подразделение крупнейшей социологической организации России;
— государственное федеральное бюджетное учреждение науки;
— команда кандидатов наук, чей опыт составляют 330 успешных экспертиз, десятки научных статей и уникальные методики социологической экспертизы.

Мы будем вам полезны, если вы:
— владелец товарного знака или иного объекта интеллектуальной собственности;
— лицензиат;
— корпоративный юрист;
— патентный поверенный;
— студент юридического факультета.

Вас интересует:
— сбор доказательств для Роспатента, Суда по интеллектуальной собственности и других инстанций;
— аргументация своей позиции в доменных спорах, при регистрации товарного знака или ее оспаривании в случае сходства до степени смешения;
— признание товарного знака общеизвестным;
— способ защиты интеллектуальной собственности от недобросовестной конкуренции.

Наша деятельность:
— сбор доказательств для административных и судебных органов, а именно проведение социологической экспертизы объектов интеллектуальной собственности с помощью опросов потребителей;
— разработка и экспертиза нормативных правовых актов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности.

Мы используем:
— уличные опросы;
— телефонные опросы;
— экспертные опросы;
— омнибусные опросы;
— мониторинговые исследования;
— лабораторные эксперименты.

Ваши выгоды от сотрудничества с нами:
— репутация и достоверность исследований;
— гибкость и адаптивность в работе;
— человеческий контакт и постоянная поддержка;
— государственный статус;
— оперативность и «обратная связь»;
— бесплатный сервис.

Чтобы получить более подробную информацию, задать любые вопросы или заказать исследование,
позвоните по телефону 8-800-500-97-95,
напишите по адресу info@socexpertiza.ru или
посетите наш сайт socexpertiza.ru.
Читать дальше

Иван Батыков →  Повторно отражена атака на статус общеизвестного товарного знака «VITRUM»

Суд по интеллектуальным правам (СИП) подтвердил решение Палаты по патентным спорам и оставил в силе правовую охрану общеизвестного товарного знака «VITRUM», а также дал пояснения об использовании социологических опросов в качестве аргументационной базы.

Корпорация «Юнифарм» 8 июля 2014 года повторно защитила особый правовой режим общеизвестного товарного знака «VITRUM». Основанием для вынесения решения в пользу правообладателя стало то, что он представил необходимые и достаточные доказательства широкой известности используемого обозначения, среди которых было социологическое исследование Института социологии РАН.
Читать дальше

Иван Батыков →  Программа бесплатных услуг Лаборатории социологической экспертизы ИС РАН

Институт социологии РАН в 2014 в рамках Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ № 2227-р) разработал программу бесплатных услуг, которая предусматривает обеспечение надежной защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности. Правообладатели могут воспользоваться следующими возможностями:
1. Предварительная экспертная оценка наличия или отсутствия нарушений прав в области интеллектуальной собственности.
2. Пилотажное исследование (опрос 50 жителей одного города в течение трех дней), позволяющее прогнозировать исход судебного процесса.
3. Экспресс-аудит результатов социологических исследований, проведенных другими организациями, если у владельца есть сомнения в методике, логике или данных опроса.
4. Проверка уровня известности товарного знака, определяющая возможность его регистрации как общеизвестного.
5. Проведение семинаров, в том числе в корпоративном формате, на тему: «Практическое применение социологических исследований в качестве доказательств».
6. Консультации по вопросам:
• наличие/отсутствие сходства до степени смешения;
• недобросовестная конкуренция;
• различительная способность;
• общеизвестность товарных знаков;
• соответствие общественным интересам и моральным нормам.
Зачем вам эти услуги:
Согласно проведенному нами исследованию, многих владельцев интеллектуальной собственности беспокоит вопрос, нарушены ли их права в области смешения средств индивидуализации, что приводит к спорам внутри компании. Наше предложение дает преимущества:
· знание наиболее вероятного результата судебного разбирательства;
· освобождение Вас и Ваших сотрудников от необходимости тратить время на принятие решения о наличии или отсутствии смешения средств индивидуализации.
При аудите товарного знака на общеизвестность Вы получаете прогноз результата и конкретные рекомендации по дальнейшим действиям.

Социологическая экспертиза – надежный инструмент для доказательства позиции в спорах, в которых правота одной из сторон не очевидна. Мы берем на себя ответственность за тот результат, который получаете Вы.

Как вы считаете, полезна ли эта инициатива юристам и правообладателям?
Дополнительные консультации по телефону: 8 (495) 662-97-95
или по электронной почте: info@socexpertiza.ru.
Читать дальше

Иван Батыков →  Защита интеллектуальной собственности



Институт социологии Российской академии наук является федеральным государственным бюджетным учреждением науки. Существует с 1968 года, и сегодня это крупнейшая социологическая организация России (в числе сотрудников более 150 докторов и кандидатов наук). Директор Института – академик РАН (по социологии) М. К. Горшков.

Решением Ученого совета в Институте социологии создана Лаборатория социологической экспертизы, специализирующаяся на исследованиях, предоставляемых в суд, Роспатент, Федеральную антимонопольную службу и другие инстанции. Результаты исследований Института социологии признаются как надежные и достоверные всеми государственными органами.

Лаборатория социологической экспертизы Института социологии РАН проводит социологические исследования — системные изучения процессов и явлений в области интеллектуальной собственности, маркетинга и бизнеса, достоверные данные о которых можно получить с помощью специальных методик, статистической обработки и логического описания результатов.

Основные направления нашей деятельности

Сходство до степени смешения — социологическое исследование степени сходства двух средств индивидуализации товаров или услуг, при которой потребители путают эти товары или услуги между собой, либо считают их элементами одной линейки торговых марок.
Читать дальше