В данном блоге располагаются мнения известных юристов.
  • Дата создания
    8 июня 2012

Алексей Пономарёв →  COVID-19: Мораторий на банкротство в Германии и России

На фоне пандемии COVID-19 национальные правительства Германии и России приняли ряд мер для защиты бизнеса, наиболее пострадавшего в условиях разворачивающегося кризиса. В частности, в обоих странах были приняты законодательные ограничения в отношении возбуждения процедуры банкротства компаний, которые в силу распространения вируса COVID-19 не могут выполнять свои обязательства. Мы сравнили подходы обоих стран и представляем вашему вниманию их краткий обзор.

В отношении каких компаний действует мораторий на банкротство?

Россия

Мораторий вводится в отношении следующих организаций:

(а) организации, относящихся к отраслям, включённым Правительством РФ в перечень наиболее пострадавших от пандемии COVID-19.

(б) организации, включённые в следующие перечни:
перечень системообразующих организаций, утверждённый правительственной комиссией 20.03.2020;
перечень стратегических предприятий, утверждённый Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009;
перечень стратегических организаций, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р.

Поимённый список компаний, в отношении которых действует мораторий, размещён на сайте Федеральной налоговой службы, где предусмотрен поиск по ИНН или ОГРН. Таким образом, любой желающий может проверить, распространяются ли ограничительные меры на свой собственный бизнес или на бизнес контрагента.

Германия

В Германии был применён подход, согласно которому мораторий на банкротство распространяется на все компании, имеющие признаки несостоятельности, за исключением тех, банкротство которых не связано с пандемией COVID-19. При этом критерии, по которым устанавливается причинно-следственная связь между эпидемией и банкротством отличается в зависимости от лица, инициирующего процедуру банкротства.

(а) Банкротство по заявлению должника
Мораторий на банкротство по заявлению должника не распространяется на компании, несостоятельность которых не вызвана пандемией COVID-19, или в отношении которых восстановление платёжеспособности не является возможным. При этом презюмируется, что несостоятельность компании вызвана распространением вируса и восстановление платёжеспособности возможно, если по состоянию на 31 декабря 2019 у компании отсутствовала недостаточность средств как признак несостоятельности. Однако, указанная презумпция может быть опровергнута заинтересованной стороной, но при этом стандарт доказывания является очень высоким.

(б) Банкротство по заявлению кредитора
Мораторий на возбуждение процедуры банкротства по заявлению кредитора вводится в отношении всех компаний, за исключением компаний, признаки несостоятельности которых возникли до 1 марта 2020.

В течение какого срока действует мораторий?

Россия

Мораторий действует с 6 апреля по 6 октября 2020. При этом Правительство РФ вправе продлевать указанный срок без ограничений.

Германия

Срок действия ограничительных мер зависит от того, по чьей инициативе возбуждается процедура банкротства.

Банкротство по заявлению должника: с 1 марта по 30 сентября 2020 с возможностью продления, но не дольше чем 31 марта 2021.

Банкротство по заявлению кредитора: с 1 марта по 30 мая 2020.

Какие ограничения действуют с в период действия моратория?

Россия

(а) Ограничение прав кредиторов:
• Кредиторы не вправе подавать заявления о банкротстве должников;
• Приостанавливается обязанность (не право) должника по обращению с заявлением о банкротстве;
• Не начисляется неустойка и иные финансовые санкции за просрочку исполнения денежных обязательств;
• Приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям (при этом не снимаются аресты и иные ограничительные меры по распоряжению имуществом);
• Запрет на обращение взыскания на заложенное имущество;
• Запрет на зачёт, если он влечёт нарушение очерёдности кредиторов;
• Упрощённый порядок заключения мирового соглашения при возбуждении процедуры банкротства в течение 3 месяцев после окончания действия моратория.

(б) Меры, направленные на предотвращение вывода активов недобросовестными должниками:
• В случае возбуждения процедуры банкротства в течение 3 месяцев после окончания моратория все сделки должника, совершённые в период моратория, признаются ничтожными за исключением сделок, совершаемых в рамках обычной хозяйственной деятельности, размер которых не превышает 1 % от балансовой стоимости активов;
• В остальных случаях кредиторы вправе оспорить сделки, заключённые должником в течение 1 года до введения моратория, во время моратория и в течение 1 года после моратория, по специальным основаниям, предусмотренным законодательством о банкротстве.
• Запрещается выход участника из общества с ограниченной ответственностью с выплатой ему действительной стоимости доли;
• Запрет на выплату дивидендов и распределение прибыли.

Германия

• Приостанавливается обязанность (не право) должника по обращению с заявлением о банкротстве;
• Кредиторы не вправе подавать заявления о банкротстве должников;
• Компании, имеющие признаки банкротства, в праве осуществлять только те платежи, которые направлены на поддержание или возобновление операционной деятельности или выполняются в рамках плана реструктуризации;
• Снимается значительная часть ограничений на предоставление финансирования компаниям, имеющим признаки несостоятельности, как со стороны третьих лиц, так и со стороны акционеров.

Заключение

Подходы России и Германии к поддержке бизнеса во время кризиса, вызванного пандемией вируса COVID-19 существенно отличаются. Главным отличием является то, что немецкий подход несомненно характеризуется большей универсальностью и гибкостью. Так, немецкий законодатель, в отличие от российского, исходит из того, что кризис является системным и может затронуть предприятия, работающие в любой отрасли. Более того, российское правительство распространило защитные меры на крупные стратегические и системообразующие предприятия, в то время как текущий кризис затрагивает в первую очередь малый и средний бизнес.

Что касается мер, вводимых на время действия моратория, то ограничения, принятые в Германии, адресованы в первую очередь компаниям, оказавшимся в сложной финансовой ситуации в результате кризиса, и затрагивают их права и обязанности в рамках процедуры банкротства. При этом данные меры практически не влияют на права кредиторов. В России же наблюдается зеркальная ситуация, при которой принимаемые меры в первую очередь ограничивают права кредиторов, что может спровоцировать эффект домино, когда неплатежи компаний, защищённых мораторием, повлекут банкротства организаций из других секторов, не подпадающих под его действие.

Основные рекомендации

Если Вы ведёте бизнес из Германии в России

1. Проверьте здесь, распространяется ли мораторий на Ваших российских партнёров или на Ваши российские дочерние организации.

2. Если Ваш российский партнёр или Ваша российская дочерняя компания внесены в соответствующий перечень, проявляйте особую осмотрительность, при заключении с ним/ей сделок в период моратория, с тем чтобы не допустить их оспаривания в будущем.

3. В случае, если в отношении Вашего российского должника введена процедура банкротства в течение 3 месяцев после моратория, проявляйте особую осмотрительность на предмет возможного заключения мирового соглашения по упрощённому порядку без Вашего участия.

Если вы ведёте бизнес из России в Германии

1. Если Вы намереваетесь оказать финансовую помощь своему немецкому партнёру или своей немецкой дочерней компании, оказавшихся в предбанкротном состоянии, проверьте будут ли распространяться на Вас соответствующие льготные условия.

2. Проявляйте особую осмотрительность при осуществлении платежей Вашей немецкой дочерней компанией или при заключении сделок с Вашими немецкими партнёрами на предмет их соответствия целям, установленным законом для организаций, находящихся фактически в предбанкротном состоянии, на период действия моратория.

ООО ЮК «Юридиция» →  «Руссо туристо облико легале»

В понедельник «Московский комсомолец» сообщал, что в Сочи число туристов сократилось более чем вдвое за несколько дней. Конечно, из-за эпидемии коронавируса.

Пожалуй, сегодня нет тех, чьи планы не были нарушены коронавирусом. Многие знакомые автора оказались в самых разнообразных казусах и заграничьях без возможности вернуться домой, вернее, с отложенной на неопределённый срок возможностью.

О том, какие дни переживает отечественный бизнес, мы недавно писали. Туристическая тема более многоплановая, ведь здесь, как нигде, страдают буквально все: операторы, перевозчики, гостиницы, простые люди — те, кто планировал поездки и вынужден их отменять, и те, кто уезжать не собирался, но очень ждал гостей из-за рубежа. Отчасти коснулось это и меня, и потому захотелось более глубоко разобраться в том, что сегодня происходит со сферой путешествий.

Какие меры государственной поддержки принимаются в отношении туроператоров и перевозчиков, насколько сегодня обеспечивается соблюдение прав туристов и когда, в конце концов, всё это закончится (имеется в виду пандемия коронавируса), откроются границы и мир снова станет космополитичным, — об этом в нашем материале.

«Апокалипсис сегодня»

Уже сейчас можно констатировать, что туризм стал одной из наиболее пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции отраслей экономики. И так не только в России. В силу специфики этот бизнес предполагает международную коммуникацию и транспортное сообщение всех стран мира, чего сегодня нет нигде, а потому убытки терпит буквально весь земной шар.

В конце февраля Ассоциация туроператоров России оценила потери отрасли минимум в 27 млрд. руб. Для российского туризма это сильнейший удар за последние 20 лет.

Правительство готово разработать решения, направленные на предоставление небольшим турфирмам отсрочек по уплате налогов, а микропредприятиям — страховых взносов. Минэкономразвития подготовило механизм компенсации для туроператоров, которые понесли потери в связи с распространением COVID-2019. Проект предполагает урегулирование убытков между турбизнесом и авиакомпаниям: возмещать будут убытки, обусловленные невозможностью возврата стоимости авиаперевозки как чартерными, так и регулярными рейсами. Кроме того, предлагается компенсировать оплату рейсов туроператорам, которые вывозили российских туристов в течение двух недель после закрытия государственных границ.

Буквально сегодня появилось известие о том, что почти все организованные туристы смогли вернуться в Россию, в общей сложности 160 тысяч человек.

Сегодня же «Интерфакс-Туризм» заявил, что паники нет, поддержка государства даёт эффект, а с рынка ушёл только один туроператор. На наш взгляд, это довольно серьёзный сигнал, извещающий о начале очень нехорошей тенденции. Так, на фоне коллапса из-за коронавируса туроператор «Индиго-Тур» сообщил о прекращении с 13 марта 2020 года деятельности в качестве туроператора, поскольку возможность обеспечивать исполнение обязательств по реализации всех турпродуктов совершенно отсутствует. И это только 13 марта. А что будет 13 мая, 13 августа, 13 октября?..

После карантина жизнь продолжится, вопрос, какой будет эта жизнь.

Но вернёмся к законодательным решениям по туризму.

По статье 14 действующего Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», если договор о реализации туристского продукта расторгается до начала путешествия в связи с наступлением определённых обстоятельств, туристу возвращается полная стоимость туристского продукта, а если после начала путешествия — часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Поэтому после того, как Ростуризм рекомендовал гражданам отказаться от путешествий из-за угрозы безопасности, туроператоры стали вынужденно возвращать клиентам полную стоимость туров. Удерживать из этой суммы фактически понесённые расходы, например перечисленные авиакомпании деньги за билеты, туроператор не может. При этом сами перевозчики ему эти средства не возвращают.

Можно представить масштабы потерь. Уже когда в конце февраля Ассоциация туроператоров России обратилась к Михаилу Мишустину с просьбой о возмещении российскому турбизнесу прямых убытков, понесённых в связи с эпидемией коронавирусной инфекции COVID-19 в Китае, речь шла о сумме 600 млн. рублей.

В прошлом году в Государственную Думу был внесён законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которым предполагалось установить правовые основы регулирования единой информационной системы электронных путёвок. Причём «Электронная путёвка» — система, через которую туроператоры будут оформлять продажу туров — должна была стать общеобязательной. Сегодня звучат предложения отложить рассмотрение этой инициативы, а заодно и другого вопроса, связанного с введением гостиничного сбора. «К обсуждению запуска электронной путёвки и гостиничного сбора можно будет вернуться только после нормализации эпидемиологической ситуации и возобновления темпов роста туризма», — заявила глава Ростуризма Зарина Догузова.

Действительно, сегодня такие инициативы создадут для отрасли дополнительную финансовую и административную нагрузку, которая будет переложена на туристов, а необходимо наоборот всемерно поддержать туризм, не загонять его окончательно. Ведь нынешний туризм как боксёр в нокауте…

Права путешественника. Как туристу не потерять деньги?

По другую сторону ринга — турист, он тоже хочет защититься от коронавирусных атак на финансы. Путешественник — это суть потребитель туристских услуг, а потребитель вправе расторгать договоры и требовать деньги за билеты на отменённые рейсы (о правах потребителей, к слову, мы тоже недавно писали. Любопытно правовое основание таких требований, а именно статья 451 Гражданского кодекса о существенном изменении обстоятельств. Как сказано, «изменение обстоятельств признаётся существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях». Ну как про коронавирус писали — кто ж знал?..

Ещё одна правовая норма — статья 32 Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» («Потребитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов») и коррелирующая с ней статья 782 ГК РФ.

То есть при отказе потребителя от туристической путевки он должен возместить расходы? Да, но только фактически понесённые исполнителем по договору (турфирмой), если они: а) понесены в связи с исполнением обязательств именно по договору с потребителем, а не по другим обязательствам; б) возникли до момента заявления потребителем отказа от исполнения договора; в) подтверждены документально (например, платёжными документами, квитанциями, туристическими ваучерами, маршрутными квитанциями билетов, страховыми полисами и прочее).

В свою очередь, сумма, подлежащая возврату туристу, зависит от размера денежных средств, перечисленных туроператором поставщикам услуг на дату поступления отказа от путёвки. Например, туроператор имеет право не возвращать деньги, которые он потратил на организацию путешествия: стоимость авиабилета, штраф за отмену брони отеля и так далее.

Вообще важно заметить, что чем раньше турист обратится с заявлением об отказе от путешествия, тем больше вероятность возврата полной стоимости тура.

План такой: обращение в турфирму с письменным заявлением о расторжении договора о реализации туристского продукта, а если фирма отказывает в удовлетворении требований, подготовка иска в суд о расторжении договора и возврате стоимости тура. О содержании иска — в части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, а о документах, которые необходимо к иску приложить, — в статье 132 ГПК.

Решение о выплате денежного возмещения объединение туроператоров принимает в течение 10 рабочих дней по истечении срока сбора требований. В течение последующих 10 рабочих дней денежное возмещение перечисляется на банковский счёт туриста — это пункты 12 и 14 Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2016 года № 779. Вернуть билеты на самолёты и поезда ещё проще: сервис «Туту.ру» сделал неплохую тематическую подборку, да и мы недавно об этом писали

Вот, пожалуй, и всё, что сегодня хотелось рассказать о туризме и туристах.

Увы, коронавирус заразен не только для живых организмов, но и для целых отраслей экономики. Надеется и верится, что ситуация выправится, период стагнации завершится как можно скорее, а государство в ближайшее время примет более существенные меры по спасению отрасли.

Жизнь — это движение: ходить, ехать, лететь, смотреть, пробовать на вкус, фотографировать на смартфон и дышать-дышать-дышать. Такую палитру счастья дарят только путешествия. Уильям Берроуз, писатель, эссеист и тот ещё битник и свободолюбец, как-то сказал «Жить необязательно. Путешествовать — необходимо»: довольно резко, но разве он неправ?..


Виктория Бурла

для компании «Юридиция»

1 апреля 2020 года

Алексей Пономарёв →  Последствия пандемии вируса COVID-19 для русско-германских коммерческих договоров поставки

Распространение вируса COVID-19 оказывает существенное негативное воздействие на международные коммерческие связи, разрушая торговые отношения и производственные цепочки. На текущей момент Германия является одной из стран, наиболее затронутых разворачивающейся пандемией. Введённые немецким правительством меры уже привели к приостановке ряда производств, что может вылиться в срыв сроков поставок продукции по международным контрактам, заключённым, в частности, с российскими партнёрами. Ниже будут рассмотрены основные варианты, доступные российскому покупателю в случае, если немецкий поставщик не выполняет свои контрактные обязательства в связи с пандемией вируса COVID-19.

Достаточно очевидно, что пандемия ранее неизвестного вируса достойна рассмотрения в качестве форс-мажорного обстоятельства для контрактных обязательств. При этом концепция форс-мажора и его последствия отличаются в зависимости от применимого права. Здесь мы остановимся на контрактах, регулируемых немецким правом, так как право страны поставщика применяется к международным договорам поставки по умолчанию, согласно абсолютному большинству правил международного частного права.
Читать дальше

Айбек Ахмедов →  Интервью с Дэвидом Логаном о последствиях взрыва нефтяной платформы "Deepwater Horizon"

Уважаемые коллеги!

Представляю Вашему вниманию первое интервью портала Shippinglaw.Ru, взятое у Дэвида Логана на тему правовых и практических последствий взрыва нефтянной платформы «Deepwater Horizon», принадлежащей British Petroleum, в 2010 году в районе Мексиканского пролива.

Данная авария нанесла серьзный ущерб не только экологии США, но и региональной экологии. Коллосальный экономический ущерб понесло не только правительство США, но и многие компании и физические лица.

Ниже следует полный текст:
Читать дальше

Айбек Ахмедов →  Правовое регулирование спасания судов в США

Представляю вашему вниманию перевод главы 8: Спасание судов из монографии Роберта Форса, Адмиралтейское и морское право, Федеральный Судейский Центр, Вашингтон, 2013, стр. 163-172

Введение

США являются стороной Брюссельской Конвенции о спасании судов от 1910 года[1] и Конвенции о спасании судов от 1989 года[2]. Однако американские суды разрешают противоречия, касающиеся спасания судов, в соответствии с принципами морского права, а не со ссылкой на международные конвенции.[3] Важные изменения были внесены в Конвенцию 1989 года, особенно в части, касающейся усилий по спасанию судов, которые направлены на защиту окружающей среды. Федеральные суды имеют исключительную юрисдикцию над делами по спасанию судов, которые были поданы в отношении имущества (in rem).[4]
Читать дальше