Публикации

Антон Михайлов →  Пандектисты: господствующее понимание и дискуссионные вопросы

1. Господствующее понимание.

Пандектистику как явление правовой культуры традиционно относят к германскому «правовому кругу» (семейству). Пандектистика – явление, неразрывно связанное с процессом рецепции римского права в Германии в конце XV – XIX вв. Соответственно, пандектистами называют немецких юристов гражданско-правовой специализации, а также юристов других стран, входящих в германский правовой круг, на правовую доктрину и юридическую технику которых оказало влияние Гражданское Уложение Германии (далее – ГГУ) и которые предметом своих исследований имели пандектное право.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Почему 80–90% современных юристов ничего не знает о пандектистах?

Информация о пандектистах – даже если попытаться серьезно перешерстить просторы Интернета – весьма и весьма скудная. Любопытно, что о тех же глоссаторах, средневековых юристах XII – XIII вв., трудов которых мы в подавляющем большинстве своем уже и не в состоянии прочесть в оригинале и от которых нас отделяет серьезный исторический период и культурный барьер, написано в разы больше, нежели о пандектистах, которые и жили гораздо позже и писали уже не на латыни, некоторые труды которых переведены на русский язык.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Метод науки, методология: первоначальные размышления (окончание)

1. В строгом смысле слова рефлексия – это обращение мысли на саму себя; символ рефлексии – змея, кусающая свой хвост. Если следовать этому пониманию рефлексивности, то не все действия, которые я бы отнес к пространству методологии, носят рефлексивный характер.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Метод науки, методология: первоначальные размышления (продолжение)

1. Метод некорректно определять как «пустую форму», содержание в которую вносит лишь методология, идейные установки исследователя. Даже если рассматривать метод как инструмент, то любой инструмент неизбежно применяется по определенным правилам, нормам исследовательской деятельности, без следования которым эффект такого инструмента будет равен нулю. Это значит, что освоение того или иного метода не может быть сведено к освоению некоторой совокупности способов, приемов, и т.п. Правила уже есть нечто содержательное, их нельзя отнести к форме.

Более того, у каждого метода есть свой круг задач, своя предметная область, в которой он способен по-новому организовать имеющееся или принести новое знание. В силу этого ограничения правила метода содержательны, так как не обладают всеобщей применимостью.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Метод науки, методология: первоначальные размышления

Слово метод происходит от двух греческих слов odos и meta, объединение которых можно перевести как «путь к чему-либо».

Поскольку наука является целесообразным процессом производства, систематизации и представления нового знания, то метод науки в самом общем виде можно определить как путь следования к новым знаниям, который способен расширить и/или углубить имеющееся предметное знание. Метод указывает на то, как исследуется объект и формируется предмет науки.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Естественно-правовая и историческая школы права: преемственность идей

Противоположные мнения относительно многих аспектов правовой реальности — есть неоспоримое свидетельство тесной генетической связи между двумя школами правопонимания, доказательство того, что основные постулаты исторической школы права построены путем противопоставления основоположениям естественно-правовой школы, без которой, следовательно, никогда бы не сформировались и основные общетеоретические представления о праве Ш.Л. Монтескье, Г. Гуго, Ф.К. фон Савиньи, Г.Ф. Пухты и их последователей (Нибур, Гримм, Эйхгорн, Гирке и др.).
Читать дальше

Антон Михайлов →  Теория государства. Авторитарный и тоталитарный политические режимы: различия

1. Центральная идея. Для тоталитарного политического режима характерно полное, пронизывающее господство в общественном сознании и деятельности государственного аппарата квази-религиозной сверх-идеи, ради реализации которой оправданы любые средства и жертвы, т.е. тоталитаризм всегда идеократичен (власть не людей, а идей).

Авторитаризм имеет под собой определенную идеологическую платформу, но лишен сверх-идеи фикс, авторитарная идеология не стоит на первом месте и по своей силе и влиянию на социальное сознание и практики значительно уступает тоталитарной сверх-идее.
Читать дальше

Антон Михайлов →  О демократии: полемические размышления

Первоначально можно даже и согласиться с одним из родоначальников политико-правовой идеологии либерализма Дж. Локком в том, что индивидуалистически понимаемая «свобода человека в обществе» допускает легитимное подчинение лишь той законодательной власти, которая «установлена по согласию в государстве» (Локк Дж. Сочинения: в 3 т. М., 1988. С. 335). Отсюда закономерно следует, что в основании политической организации общества должен лежать общественный договор, который юридически реализуется через институты выборов и референдумов.
Читать дальше