Публикации

Антон Михайлов →  Что должны исследовать ученые-юристы? (взгляды "естественников" и "истористов")

С позиций классического юснатурализма сообщество ученых-юристов призвано прежде всего заниматься вопросами философии и политики права, всемерно помогать решать задачу правового просвещения населения «светом естественного разума» и идеологически способствовать реформированию неразумного действующего права с перспективой создания единого «кодекса природы», в котором была бы представлена идеальная, годная для всех времен и народов и исчерпывающая система естественно-правовых норм, выведенных разумом человека из устройства природы.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Феномен идеологии: К. Маркс и Р. Барт

Адекватное исследование правовой идеологии не может быть осуществлено без отношения к имеющимся философским традициям в осмыслении феномена идеологии. Вместе с тем в некоторых современных публикациях юристов, посвященных проблематике правовой идеологии, философские осмысления феномена идеологии практически не затрагиваются, что нельзя признать правильным. Настоящая заметка дает первое представление о понимании феномена идеологии в учениях марксизма и Р. Барта, поскольку они принадлежат к одной традиции, которая до сих пор имплицитно является господствующей. Приглашаю к обсуждению философов и юристов, интересующихся вопросами философии права.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Историческая школа юристов: "народный дух" и другие критические замечания

«Потеря контакта» с правовой действительностью воззрений о подлинном праве исторической школы проявляется, прежде всего, в том, что ее представители совершенно не объясняют, что предметно представляет собой народный дух, каким образом он формируется и какова его связь с действующими правовыми нормами.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Источник подлинного права: взгляды "естественников" и "истористов"

Источником «настоящего» права юснатуралистами определялась – в полном соответствии с постулатами классического рационализма – безличная разумная природа «общечеловека». «Естественное право исходит из представления о том, что человеческая природа в основе своей единообразна и неизменна. Оно предполагает наличие в человеке неких непреходящих и одновременно, элементарных ценностей и принципов, определяющих все остальные его социально значимые действия и убеждения».
Читать дальше

Антон Михайлов →  Реформирование права: взгляды "естественников" и "истористов"

Классический юснатурализм был за трансформативные, революционные по своему масштабу реформы обычного и сословного позитивного права с целью создания нового и единственно «правильного» позитивного права, согласного с разумной природой человека (реформаторская направленность). «Естественное право, как известно, требовало немедленных законодательных реформ с целью преодоления разрыва между моральным идеалом и позитивным правом».
Читать дальше

Антон Михайлов →  Роль правовой идеологии в сравнительном правоведении

1. В социальных и гуманитарных исследованиях именно предмет науки определяет круг тех социальных феноменов, которые маркируются соответствующим термином и определенным образом понимаются и оцениваются. В этих областях ученые имеют дело с миром интеллигибельных сущностей, в котором не «объективно существующим» вещам присваивают имена, а имена способны порождать, конструировать вещи. Предмет здесь предшествует объекту, который является не более чем «пустой формой», наполняемой смыслом благодаря понятиям, теориям, гипотезам, идеям и другим «элементам» предмета.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Пандектисты: дискуссионные моменты

1. Целый ряд достаточно авторитетных источников не определяют пандектистов как последователей исторической школы права. Так, известный культурным цивилистам А.В. Венедиктов в «Государственной социалистической собственности» на С. 169 называет Будея «рядовым пандектистом середины XVIII столетия», что дает основания полагать, что помимо Будея уже за 60 лет до формирования исторической школы права в правоведении существовал целый ряд пандектистов.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Традиционное и рациональное естественное право

На протяжении многовековой истории своего существования естественное право в полной мере отразило на себе дуализм «импульсивно-традиционного – рационально спроектированного».
Читать дальше

Антон Михайлов →  Субъективное право: размышления теоретика

1. Не совсем ясно, почему современные учебники по теории права практически не касаются вопроса о существовавших в правоведении учениях о субъективном праве. Скорее всего, имеется, некоторое communis opinio, однако, скажем, в учении о происхождении государства, в котором подавляющее большинство юридического сообщества идет по стопам Ф. Энгельса и советских историков, антропологов, тем не менее другие теории происхождения государства, пусть и на допотопном уровне, но излагаются.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Объект и предмет правоведения (полемические размышления)

В правоведении практически не исследован вопрос, откуда у нас берется наш объект, комплекс социальных феноменов, маркируемых как правовая действительность. Обычно утверждается, что она носит естественный характер, т.е. живет по своим законам, независимо от сознания ученого. Ученый-юрист «находит» объект уже ставшим, существующим во всем многообразии его свойств.
Читать дальше