Публикации

Константин Скавитин
Простите, точнее «не является случаем, когда имеет место исключение из правила о презумпции невиновности», это норма, распределяющая «бремя доказывания» в производстве по делу об административном правонарушении
Константин Скавитин
Я так понимаю, что случаи, описанные в примечании к статье 1.5 КоАП РФ, когда «Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи» являются случаями, когда имеет место исключение из правила о презумпции невиновности, ведь в силу п. 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Полагаю, что принцип презумпции невиновности заложен в пункте 2 указанной статьи: «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело». Пункт 3 не вступает в противоречие с пунктом 2, на мой взгляд.
Константин Скавитин
Полагаю что не знают, потому что не видят в этом пользы.

IMEI можно прочитать на коробке от украденного телефона, в гарантийном талоне, в некоторых системах работы с данными телефона (типа iTunes)
Константин Скавитин
Проверять ее будут по консолидированному списку всех регионов, база при этом будет одна, информационные центры только формируют доступные сайту списки из АИПС, являющиеся основой для консолидированного списка всей России, а IMEI телефона будет вносится в АИПС там, где его украли, в случае примера: в Уссурийске, сотрудником, принявшим заявление о краже
Константин Скавитин
Здравствуйте Дмитрий!

Исключить украденные телефоны посредством блокировки IMEI идея хорошая, но слишком дорого за благую идею придется платить бывшим владельцам телефона: телефон они не увидят больше, а если и увидят, то воспользоваться смогут только поменяв IMEI либо обратившись к операторам связи.

Кроме того, некоторые законодательные барьеры для такого действия, о которых я написал ниже, ну и плюсом явное нежелание операторов так поступить, поскольку такие действия обязательно скажутся на числе их абонентов…
Константин Скавитин
Сергей, речь идет о демонстрационной версии такой системы: перейдите по ссылке: www.imei.3serdca.ru (в форму запроса www.imei.3serdca.ru/zapros.html необходимо ввести IMEI, который внесен в базу: 012164008460883, а также IMEI своего телефона)

Про КПД: все будет зависеть от того, кто будет уполномочен обслуживать и вести сайт предлагается возложить на информационные центры главных управлений внутренних дел в субъектах Российской Федерации: они должны будут сформировать списки IMEI из АИПС (автоматизированной информационно-поисковой системы, которая в настоящее время благополучно существуют и в которую вносятся данные по украденным телефонам) и разместить их на сервере, который будет связан с сайтом
Константин Скавитин
У внесения сведений в список должно иметься четкое основание: предлагаем в Положении о подобном информационном ресурсе «указать основания для внесения, изменения и удаления данных, к которым будет предоставляться общий доступ (к основаниям для внесения записи могут быть отнесены заявления граждан о похищении; к основаниям для изменения записи может быть отнесена ошибка при внесении записи, наличие которой установлено лицом, уполномоченным обеспечивать достоверность данных, к которым будет предоставляться общий доступ, и оформлено в порядке, определенном в положении; к основаниям для удаления записи могут быть отнесены: выписка из протокола, составленного сотрудником МВД при осуществлении своих полномочий, свидетельствующая об обнаружении похищенного мобильного телефона, и заявление гражданина о самостоятельном обнаружении мобильного телефона)».

Не представляю, чтобы кто-то принес заявление о краже партии телефонов и подтвердил свои права на эту партию документально… Хотя и такое конечно возможно, но инструментом борьбы с бизнесом такая идея не станет
Константин Скавитин
Суть предложения: создание системы в сети Интернет (сайта), которая позволит обычным гражданам сделать посредством обращения к этому сайту вывод, является ли приобретаемый ими мобильный телефон украденным, т.е. заявлено ли о таком телефоне как об украденном.

Помимо борьбы с похитителями, даем возможность приобретателю повести себя действительно добросовестно
Константин Скавитин
Сергей здравствуйте!

Процедура действий по ведение базы изложена в комментарии 3 (на настоящий момент) — исключить IMEI из базы не будет сложно

Коммерческая составляющая: обратите внимание на созданный сайт — вобщем то все, что необходимо для проекта (кроме сотрудников ОВД, которые обеспечат функционирование и ведение системы;)
Константин Скавитин
Дорогие друзья!

Хотел бы дать краткий анализ ранее предложенных способов борьбы с хищениями, поскольку мы предлагаем не прибегать к помощи операторов связи, и вот почему:

«В юридической литературе высказываются некоторые предложения, которые, по мнению их авторов, могут способствовать созданию эффективной системы противодействия хищениям мобильных телефонов.

Все эти предложения так или иначе связаны с использованием в це-лях борьбы с хищениями мобильных телефонов международного идентификатора мобильного оборудования (IMEI) — обычно пятнадцатиразрядного числа в десятичном представлении, уникального для каждого GSM и UMTS мобильного телефона, которое устанавливается на заводе при изготовлении и служит для идентификации устройства в сети (при каждом соединении передается мобильным телефоном в сеть оператора). Использование международного идентификатора мобильного оборудования в целях борьбы с хищениями мобильных телефонов, несомненно, способно положительно повлиять на увеличение уровня раскрываемости преступлений, предметом преступного посягательства в которых являются мобильные телефоны. Однако авторы настоящей статьи полагают, что использование международного идентификатора мобильного оборудования должно осуществляться исключительно в строгом соответствии с нормами действующего российского законодательства, что не всегда учитывается в некоторых предложениях.

В частности, в одном из законопроектов было предложено внести изменения в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» с целью обязывания операторов сотовой связи отслеживать международный идентификатор мобильного оборудования у тех устройств, которые подключаются к сети определенного оператора, что, по мнению авторов рассматриваемого предложения, способно положительно повлиять на снижение уровня преступлений, предметом которых являются мобильные телефоны. Оценивая это предложение, необходимо учитывать не только возможный положительный эффект от его реализации, но и определенные ограничения, установленные действующим законодательством. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих определений, «право каждого на тайну телефонных переговоров по своему конституционно-правовому смыслу предполагает комплекс действий по защите информации, получаемой по каналам телефонной связи, независимо от времени поступления, степени полноты и содержания сведений, фиксируемых на отдельных этапах ее осуществления. В силу этого информацией, со-ставляющей охраняемую Конституцией Российской Федерации и дейст-вующими на территории Российской Федерации законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения. Иное означало бы несоблюдение требования статьи 23 (часть 2) Конституции Российской Федерации о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров только на основании судебного решения.» В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (из содержания статьи 71 указанного федерального конституционного закона следует, что одним из видов решений Конституционного Суда российской Федерации являются определения). Таким образом, предоставление сведений о международном идентификаторе мобильного оборудования определенного мобильного телефона, является предоставлением сведений, передаваемых, сохраняе-мых и устанавливаемых с помощью телефонной аппаратуры, следовательно, реализация рассматриваемого предложения не только невозможна с учетом действующего законодательства, но и может создать реальную угрозу нарушения конституционных прав граждан.

Также предлагается установить уголовную ответственность за изме-нение техническими средствами международного идентификатора мо-бильного оборудования. Внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, направленный на реализацию рассматриваемого предложения, не получил одобрения Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Так, в официальном отзыве Правительства Российской Федерации указано, что «изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации не представляются необходимыми, поскольку действующее уголовное законодательство позволяет квалифицировать преступные деяния, связанные с модификацией IMEI-номера, по статьям 175 («Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем»), 272 («Неправомерный доступ к компьютерной информации»), 273 («Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ») Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствует сложившаяся судебно-следственная практика». По мнению Верховного Суда Российской Федерации, «вводить специальную норму, устанавливающую уголовную ответственность за несанкционированное изменение международного идентификатора сотового телефона, необходимости не имеется, поскольку Общая часть Уголовного кодекса Российской Федерации (глава 7 «Соучастие в преступлении») позволяет решить вопрос об ответственности тех лиц, которые помогают сбывать краденые сотовые телефоны, в том числе путем изменения или подделки Международного идентификатора сотового телефона». Таким образом, законопроект не получил поддержки со стороны правоприменительных органов, ввиду чего возможность реализации рассматриваемого предложения в рамках действующего законодательства минимальна.

Полагаем, что одними из наиболее интересных и практически значи-мых предложениями являются идея создания и ведения реестра похищенных мобильных сотовых телефонов органами внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в целях предоставления информации операторам сотовой связи для проведения ими сверки содержащихся в таком реестре международных идентификаторов мобильного оборудования с международными идентификаторами мобильного оборудования, определенными в процессе оказания услуг связи, а также идея создания единого федерального реестра идентификационных номеров средств сотовой связи, который представлял бы собой единую базу данных, содержащую информацию о IMEI-номерах всех похищенных сотовых телефонов в стране в целом, благодаря которой операторы сотовой связи будет фиксировать IMEI-номера похищенных сотовых телефонов и передавать сведения в органы внутренних дел.

Однако, с учетом норм действующего законодательства, авторы настоящей статьи предлагают иной способ использования международного идентификатора мобильного оборудования в целях снижения общего уровня хищений мобильных телефонов.»

(Гвоздева А.В., Иванова И.Г., Скавитин К.А. К вопросу об использовании международного идентификатора мобильного оборудования (IMEI) в качестве идентифицирующего признака похищенного мобильного телефона)

Мы за активное содействие граждан в решении проблемы
Константин Скавитин
Алексей, серые телефоны, ввозимые в страну — проблема отдельная, ее решение в наши задачи не входило, однако есть варианты решения и этой проблемы — международная информационная система
Константин Скавитин
Александр, ряд наших предложений был ранее опубликован, и это не повторение старых идей, но и не абсолютное новаторство.

Попробую изложить суть идеи:

«Существующая система криминалистической регистрации похищенных мобильных телефонов используется для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, обслуживая деятельность органов внутренних дел. Применяемая система не предполагает возможности получения сведений гражданами, в связи с чем не в полной мере способствует увеличению раскрываемости преступлений, связанных с хищениями мобильных телефонов, и не препятствует заключению сделок по отчуждению похищенных мобильных телефонов. Представляется, что борьба с хищениями мобильных телефонов будет более эффективной в случае предоставления возможности доступа к сведениям существующей системы учета не только для сотрудников органов внутренних дел, но и для граждан.

Для достижения указанной цели предлагается усовершенствовать существующую систему учета похищенных мобильных телефонов путем создания единого федерального информационного ресурса в сети Интернет, сведения которого открыты для всеобщего доступа.

Необходимо отметить, что в целях придания открытости существующей системе учета, для доступа граждан предлагается предоставлять не всю информацию, которая содержится в АИПС, а только сведения о наличии либо отсутствии проверяемого мобильного телефона в системе, благодаря чему граждане смогут сделать вывод о том, является ли приобретаемый ими телефон похищенным, т.е. общедоступными сведениями АИПС будут являться сведения о наличии либо об отсутствии проверяемого мобильного телефона в АИПС.

Сведения о наличии или об отсутствии проверяемого мобильного телефона в АИПС предлагается отнести по порядку их предоставления к информации, которая в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению, для чего предлагается дополнить п. 6 ст. 10 Закона РФ «О милиции» обязанностью предоставлять информацию о наличии либо об отсутствии конкретной вещи среди похищенного имущества, изложив п. 6 ст. 10 Закона РФ «О милиции» в следующей редакции: «разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество, в том числе посредством аккумуляции информации об отдельных видах похищенных вещей, обладающих уникальными характеристиками, в специально создаваемых для этих целей базах данных и предоставления указанной информации по запросам граждан в рамках единых федеральных информационных ресурсов в установленном законодательством порядке». Порядок предоставления информации в рамках единых федеральных информационных ресурсов должен устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Соответственно, необходимо внести изменения в перечень полномочий МВД России, закрепленный в п. 8 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ «Вопросы МВД РФ», дополнив его полномочием по разработке положений о единых федеральных информационных ресурсах и порядке предоставления содержащихся в них сведений.

Посредством указанного положения необходимо урегулировать следующие вопросы:

1. Определить орган МВД, уполномоченный на создание и техническое обслуживание сайта, а также структурные подразделения МВД, отвечающие за внесение, изменение, удаление и достоверность данных, к которым посредством единого федерального информационного ресурса будет предоставляться общий доступ.

2. Установить правовой режим сведений, которые предоставляются посредством единого федерального информационного ресурса (такие сведения должны быть определены как общедоступная информация, которая подлежит предоставлению в соответствии с федеральным законом).

3. Указать основания для внесения, изменения и удаления данных, к которым будет предоставляться общий доступ (к основаниям для внесения записи могут быть отнесены заявления граждан о похищении; к основаниям для изменения записи может быть отнесена ошибка при вне-сении записи, наличие которой установлено лицом, уполномоченным обеспечивать достоверность данных, к которым будет предоставляться общий доступ, и оформлено в порядке, определенном в положении; к основаниям для удаления записи могут быть отнесены: выписка из протокола, составленного сотрудником МВД при осуществлении своих полномочий, свидетельствующая об обнаружении похищенного мобильного телефона, и заявление гражданина о самостоятельном обнаружении мобильного телефона).

4. Установить форму запроса и данные, которые необходимо указать в запросе (запрос будет осуществляться посредством электронной формы для заполнения, в которой необходимо будет указать IMEI проверяемого мобильного телефона).

5. Определить состав и структуру сведений, подлежащих предоставлению на основе запроса (представление сведений будет осуществляться в форме информационного сообщения о наличии или об отсутствии проверяемого мобильного телефона в АИПС; в случае наличия проверяемого мобильного телефона в АИПС информационное сообщение должно содержать сведения о том, что органами МВД принято заявление о похищении телефона, а также просьбу в целях содействия деятельности органов МВД и возвращения похищенного мобильного телефона собственнику сообщить о месте нахождения продавца проверяемого телефона посредством телефонной связи либо специального раздела информационного ресурса. Для увеличения процента раскрываемости преступлений подобного рода предлагается в случае наличия проверяемого мобильного телефона в АИПС дополнительно в информационном сообщений указывать следующее: «Уважаемый посетитель сайта! Поскольку Вам известны обстоятельства, имеющие значение для расследования уголовного дела, просим Вас сообщить известные вам сведения о похищенном мобильном телефоне посредством настоящего сайта. В случае вызова для дачи показаний, Вы будете привлечены к участию в уголовном деле в качестве свидетеля, статус которого определен ст. 56 УПК РФ».)

6. Установить компетенцию всех должностных лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой по поводу предоставления сведений посредством единого федерального информационного ресурса.»

(Гвоздева А.В., Скавитин К.А. К вопросу о совершенствовании системы криминалистического учета похищенных мобильных телефонов // По материалам выступления на конференции «Правовая модернизация как фактор развития общества и государства» (8-9 апреля, ЮИ СФУ)
Константин Скавитин
Дорогие коллеги, нам правда важно Ваше мнение, ведь подобная система может использоваться не только для мобильных телефонов, но и для иных объектов преступного посягательства, например, для автомобилей. Сейчас как раз разрабатываем соответствующие предложения :)