Константин Скавитин → Использование международного идентификатора мобильного оборудования (IMEI) в качестве идентификационного признака похищенных мобильных телефонов
Дорогие друзья!
В рамках обсуждения закона «О полиции», предлагаю вашему вниманию авторскую статью, написанную в соавторстве с моей коллегой.
Статья формулирует предложения по борьбе с хищениями мобильных телефонов, которые в настоящее время оформлены нами в проект. Предложение связано с внедрением информационных технологий в деятельность полиции.
Нас очень интересует не предвзятое мнение относительно предложенной идеи. Просто предлагаем ее реализовать на практике, поэтому хотим узнать мнение профессионального сообщества — Ваше мнение :)
Оценить предлагаемую идею в действии Вы можете перейдя по ссылке: www.imei.3serdca.ru (в форму запроса www.imei.3serdca.ru/zapros.html необходимо ввести IMEI, который внесен в базу: 012164008460883, а также IMEI своего телефона)
Статья представлена на Международной конференции «Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества», прошедшей с 30.09.2010 г. по 01.10 2010 г. в Юридическом институте Сибирского Федерального Университета (г. Красноярск)
Стремительное развитие технических средств и информационных ресурсов открывает новые возможности для криминалистической техники, которая во все времена воспринимала и использовала передовые технологии. Совершенствование технических средств, расширение использования средств коммуникации создают не только необходимые предпосылки для научно-технического прогресса, но и основу для исследований и разработок в тесно связанных с техникой правовых науках, в ряду которых лидирующее место занимает криминалистика.
Вместе с тем, использование технических средств должно отвечать правовым принципам, в числе которых первостепенное значение, несомненно, имеет общеправовой принцип законности. Сказанное означает, что технические средства, должны использоваться правовыми науками не только с учетом существующих технических норм и правил. Их использование не должно выходить за установленные законом пределы, которыми, на наш взгляд, являются права, свободы и законные интересы граждан.
Таким образом, новые технологии не только предоставляют правовым наукам дополнительные возможности, но и требуют адекватного правового регулирования, способствуя тем самым правовой модернизации.
Использование технических средств способствует достижению тех целей, которые стоят перед криминалистикой как правовой наукой. Вместе с тем, до настоящего времени положительными разработками криминалистической техники имеют возможность пользоваться только сотрудники правоохранительных органов. Авторы настоящего доклада полагают, что использование технических средств, разработанных криминалистикой, может стать более эффективным в случае предоставления возможностей их использования гражданам. Разумеется, речь идет об ограниченном круге таких технических средств.
В частности, в рамках настоящего доклада рассматривается возможность предоставления доступа к информации о похищенных мобильных телефонах в целях повышения раскрываемости хищений мобильных телефонов и создания препятствий для отчуждения неправомерно полученных мобильных телефонов.
Об актуальности совершенствования технических приемов, применяемых при розыске похищенных мобильных телефонов свидетельствуют статистические данные, в соответствии с которыми количество хищений мобильных телефонов за последнее пятилетие в России не уменьшается, а раскрываемость указанных преступлений остается сравнительно невысокой. Кроме того, существующее гражданско-правовое регулирование возврата неправомерно отчужденного имущества защищает собственников такого имущества, не оставляя возможности добросовестным приобретателям похищенных мобильных телефонов стать собственниками.
В связи с несомненной актуальностью разработки вопросов о технических приемах и средствах, которые могут быть использованы для уменьшения числа хищений мобильных телефонов, в научных работах по криминалистике высказываются различные предложения, которые так или иначе связаны с использованием международного идентификатора мобильного оборудования (IMEI).
Международный идентификатор мобильного оборудования является уникальной характеристикой мобильного телефона, позволяющей определить конкретный мобильный телефон среди других мобильных телефонов аналогичной марки и модели. Он представляет собой обычно пятнадцатиразрядное число, которое присваивается каждому мобильному телефону изготовителем и не повторяется. Сложность технического изменения международного идентификатора мобильного оборудования в совокупности с иными его характеристиками делают его действительно уникальным признаком. Представляется, что именно международный идентификатор мобильного оборудования наиболее полно позволяет установить тождество идентифицирующего объекта идентифицируемому.
Однако не все способы использования международного идентификатора мобильного оборудования представляются допустимыми. Из предложенных в литературе способов использования международного идентификатора мобильного оборудования наиболее интересным представляется высказанные предложения по ведению специальных реестров похищенных мобильных телефонов.
Вместе с тем, предлагаемые до настоящего времени способы использования международного идентификатора мобильного оборудования, в той или иной степени противоречили положениям действующего законодательства.
Авторами настоящего доклада предлагается использовать международный идентификатор мобильного оборудования в целях увеличения числа раскрытых хищений и противодействия неправомерному отчуждению похищенных мобильных телефонов посредством создания единого федерального информационного ресурса, благодаря которому граждане смогут иметь возможность проверить, не является ли приобретаемый ими мобильный телефон похищенным, а также сообщить об обнаружении похищенного мобильного телефона. Создание такого информационного ресурса и предоставление посредством него информации гражданам не противоречит Конституции и федеральным законам, иным нормативно-правовым актам, поскольку предлагается предоставлять информацию исключительно о том, учтен ли проверяемый мобильный телефон в качестве похищенного в специализированной автоматизированной информационно-поисковой системе, посредством которой в настоящее время правоохранительными органами осуществляется учет похищенных мобильных телефонов.
Единый федеральный информационный ресурс с технической точки зрения должен представлять собой интернет-сайт, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети общего доступа Интернет. Такой интернет-сайт должен иметь доступ к базе данных, сформированной на основе сведений, внесенных в существующую АИПС.
Сформированные на основе данных АИПС списки консолидируются, образуя единую базу данных идентификационных номеров похищенных мобильных телефонов, которая должна размещаться на специальном автономном сервере.
Запрос с целью проверки, не учтен ли проверяемый мобильный телефон в качестве похищенного, будет обрабатываться путем сопоставления IMEI проверяемого мобильного телефона с базой данных идентификационных номеров похищенных мобильных телефонов.
Полномочия по формированию списков идентификационных номеров похищенных мобильных телефонов, консолидируемых впоследствии в единой базе идентификационных номеров похищенных мобильных телефонов, предлагается возложить на информационные центры главных управлений внутренних дел в субъектах Российской Федерации. Они также должны обеспечить достоверность списков и своевременность внесения изменений в списки в нормативно-определенные сроки.
Реализация представленной идеи требует внесения определенных изменений в действующее законодательство. Поскольку авторы настоящего доклада полагают, что сведения, предоставляемые в рамках единого федерального информационного ресурса по порядку их предоставления должны быть отнесены к информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению, необходимо дополнить пункт 6 статьи 10 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» обязанностью предоставлять информацию гражданам о наличии либо об отсутствии конкретной вещи среди похищенного имущества. С целью определения правового статуса, порядка предоставления информации, решения иных значимых вопросов необходимо дополнить полномочия, закрепленные в п. 8 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 927 «Вопросы МВД РФ», полномочием по разработке положения о единых федеральных информационных ресурсах МВД РФ в сети Интернет и порядке предоставления содержащихся в них сведений, поскольку МВД России является федеральным органом исполнительной власти, на который, по мнению авторов доклада, может быть возложена реализация предлагаемой идеи. В таком положении должен быть определен правовой статус единых федеральных информационных ресурсов, определены цели и задачи их создания, а также федеральные органы исполнительной власти, ответственные за их реализацию (по мнению авторов доклада, таким органом должна быть МВД и милиция).
Поскольку среди разыскиваемого имущества имеются и иные, помимо мобильных телефонов, виды имущества, имеющие уникальные характеристики (например, автомобили), предлагается разработать положения об информационном ресурсе применительно к каждому виду разыскиваемого имущества, имеющему уникальные признаки. Такое положение может быть утверждено приказом МВД РФ и должно:
– определять структурное подразделение МВД, уполномоченное на техническое обслуживание и техническую поддержку сайта, структурное подразделение МВД, отвечающее за внесение, изменение, удаление и достоверность данных, к которым посредством единого федерального информационного ресурса будет предоставляться общий доступ, ресурса;
– устанавливать правовой режим сведений, которые предоставляются посредством единого федерального информационного ресурса;
– указывать основания для внесения, изменения и удаления данных, к которым посредством единого федерального информационного ресурса будет предоставляться общий доступ;
– установить форму запроса и данные, которые необходимо указать в запросе;
– определить состав и структуру сведений, подлежащих предоставлению на основе запроса;
– установить компетенцию всех должностных лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой по поводу предоставления сведений посредством единого информационного ресурса, а также орган либо должностное лицо, отвечающее за координацию указанной деятельности.
Предлагаемая идея также может быть проанализирована в свете широко обсуждаемого в настоящее время законопроекта «О полиции».
Реализация предлагаемой идеи будет способствовать повышению эффективности деятельности полиции по направлению розыска похищенного имущества (подпункт 3 пункта 1 статьи 2 законопроекта). Предлагаемая идея соответствует основным принципам деятельности полиции (глава 2 законопроекта), в частности принципу открытости (пункт 1 статьи 8 законопроекта), способствует его реализации, поскольку граждане посредством единого федерального информационного ресурса получат возможность, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права (пункт 2 статьи 8 законопроекта), способствует реализации принципа взаимодействия и сотрудничества полиции с гражданами, поскольку единый федеральный информационный ресурс может быть рассмотрен в качестве средства, с помощью которого полиция взаимодействует с гражданами (пункт 1 статьи 10 законопроекта), а граждане могут оказать содействие полиции при осуществлении возложенной на нее обязанности по розыску имущества (пункт 4 статьи 10 законопроекта). Предлагаемая идея обеспечит в числе прочего реализацию принципа использования полицией науки и техники, современных технологий и информационных систем (статья 11 законопроекта), использование полицией сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных (пункт 4 статьи 11 законопроекта).
Поддержка предлагаемой идеи со стороны полиции может явиться одним из случаев поддержки гражданской инициативы в сфере предупреждения правонарушений (пункт 6 статьи 10 законопроекта).
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что использование информационных технологий в криминалистике не только предоставляет эффективные средства для достижения целей криминалистики как науки, но и способствует развитию криминалистической мысли, создавая тем самым основу и вместе с тем необходимость для правовой модернизации с целью создания наиболее оптимальных средств криминалистической техники, в полной мере отвечающих современному уровню развития техники и, вместе с тем, не посягающих на права и свободы граждан.
Авторы статьи: Гвоздева Александра Вячеславна, студентка 4-го курса Юридического института СФУ; Скавитин Константин Александрович, студент 4-го курса Юридического института СФУ
Научный руководитель: Иванова Инна Геннадьевна, к.ю.н., старший преподаватель кафедры криминалистики Юридического института СФУ
В рамках обсуждения закона «О полиции», предлагаю вашему вниманию авторскую статью, написанную в соавторстве с моей коллегой.
Статья формулирует предложения по борьбе с хищениями мобильных телефонов, которые в настоящее время оформлены нами в проект. Предложение связано с внедрением информационных технологий в деятельность полиции.
Нас очень интересует не предвзятое мнение относительно предложенной идеи. Просто предлагаем ее реализовать на практике, поэтому хотим узнать мнение профессионального сообщества — Ваше мнение :)
Оценить предлагаемую идею в действии Вы можете перейдя по ссылке: www.imei.3serdca.ru (в форму запроса www.imei.3serdca.ru/zapros.html необходимо ввести IMEI, который внесен в базу: 012164008460883, а также IMEI своего телефона)
Статья представлена на Международной конференции «Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества», прошедшей с 30.09.2010 г. по 01.10 2010 г. в Юридическом институте Сибирского Федерального Университета (г. Красноярск)
Использование международного идентификатора мобильного оборудования (IMEI) в качестве идентификационного признака похищенных мобильных телефонов для целей криминалистических учетов. Гвоздева А.В., Скавитин К.А., 2010 ©
Стремительное развитие технических средств и информационных ресурсов открывает новые возможности для криминалистической техники, которая во все времена воспринимала и использовала передовые технологии. Совершенствование технических средств, расширение использования средств коммуникации создают не только необходимые предпосылки для научно-технического прогресса, но и основу для исследований и разработок в тесно связанных с техникой правовых науках, в ряду которых лидирующее место занимает криминалистика.
Вместе с тем, использование технических средств должно отвечать правовым принципам, в числе которых первостепенное значение, несомненно, имеет общеправовой принцип законности. Сказанное означает, что технические средства, должны использоваться правовыми науками не только с учетом существующих технических норм и правил. Их использование не должно выходить за установленные законом пределы, которыми, на наш взгляд, являются права, свободы и законные интересы граждан.
Таким образом, новые технологии не только предоставляют правовым наукам дополнительные возможности, но и требуют адекватного правового регулирования, способствуя тем самым правовой модернизации.
Использование технических средств способствует достижению тех целей, которые стоят перед криминалистикой как правовой наукой. Вместе с тем, до настоящего времени положительными разработками криминалистической техники имеют возможность пользоваться только сотрудники правоохранительных органов. Авторы настоящего доклада полагают, что использование технических средств, разработанных криминалистикой, может стать более эффективным в случае предоставления возможностей их использования гражданам. Разумеется, речь идет об ограниченном круге таких технических средств.
В частности, в рамках настоящего доклада рассматривается возможность предоставления доступа к информации о похищенных мобильных телефонах в целях повышения раскрываемости хищений мобильных телефонов и создания препятствий для отчуждения неправомерно полученных мобильных телефонов.
Об актуальности совершенствования технических приемов, применяемых при розыске похищенных мобильных телефонов свидетельствуют статистические данные, в соответствии с которыми количество хищений мобильных телефонов за последнее пятилетие в России не уменьшается, а раскрываемость указанных преступлений остается сравнительно невысокой. Кроме того, существующее гражданско-правовое регулирование возврата неправомерно отчужденного имущества защищает собственников такого имущества, не оставляя возможности добросовестным приобретателям похищенных мобильных телефонов стать собственниками.
В связи с несомненной актуальностью разработки вопросов о технических приемах и средствах, которые могут быть использованы для уменьшения числа хищений мобильных телефонов, в научных работах по криминалистике высказываются различные предложения, которые так или иначе связаны с использованием международного идентификатора мобильного оборудования (IMEI).
Международный идентификатор мобильного оборудования является уникальной характеристикой мобильного телефона, позволяющей определить конкретный мобильный телефон среди других мобильных телефонов аналогичной марки и модели. Он представляет собой обычно пятнадцатиразрядное число, которое присваивается каждому мобильному телефону изготовителем и не повторяется. Сложность технического изменения международного идентификатора мобильного оборудования в совокупности с иными его характеристиками делают его действительно уникальным признаком. Представляется, что именно международный идентификатор мобильного оборудования наиболее полно позволяет установить тождество идентифицирующего объекта идентифицируемому.
Однако не все способы использования международного идентификатора мобильного оборудования представляются допустимыми. Из предложенных в литературе способов использования международного идентификатора мобильного оборудования наиболее интересным представляется высказанные предложения по ведению специальных реестров похищенных мобильных телефонов.
Вместе с тем, предлагаемые до настоящего времени способы использования международного идентификатора мобильного оборудования, в той или иной степени противоречили положениям действующего законодательства.
Авторами настоящего доклада предлагается использовать международный идентификатор мобильного оборудования в целях увеличения числа раскрытых хищений и противодействия неправомерному отчуждению похищенных мобильных телефонов посредством создания единого федерального информационного ресурса, благодаря которому граждане смогут иметь возможность проверить, не является ли приобретаемый ими мобильный телефон похищенным, а также сообщить об обнаружении похищенного мобильного телефона. Создание такого информационного ресурса и предоставление посредством него информации гражданам не противоречит Конституции и федеральным законам, иным нормативно-правовым актам, поскольку предлагается предоставлять информацию исключительно о том, учтен ли проверяемый мобильный телефон в качестве похищенного в специализированной автоматизированной информационно-поисковой системе, посредством которой в настоящее время правоохранительными органами осуществляется учет похищенных мобильных телефонов.
Единый федеральный информационный ресурс с технической точки зрения должен представлять собой интернет-сайт, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети общего доступа Интернет. Такой интернет-сайт должен иметь доступ к базе данных, сформированной на основе сведений, внесенных в существующую АИПС.
Сформированные на основе данных АИПС списки консолидируются, образуя единую базу данных идентификационных номеров похищенных мобильных телефонов, которая должна размещаться на специальном автономном сервере.
Запрос с целью проверки, не учтен ли проверяемый мобильный телефон в качестве похищенного, будет обрабатываться путем сопоставления IMEI проверяемого мобильного телефона с базой данных идентификационных номеров похищенных мобильных телефонов.
Полномочия по формированию списков идентификационных номеров похищенных мобильных телефонов, консолидируемых впоследствии в единой базе идентификационных номеров похищенных мобильных телефонов, предлагается возложить на информационные центры главных управлений внутренних дел в субъектах Российской Федерации. Они также должны обеспечить достоверность списков и своевременность внесения изменений в списки в нормативно-определенные сроки.
Реализация представленной идеи требует внесения определенных изменений в действующее законодательство. Поскольку авторы настоящего доклада полагают, что сведения, предоставляемые в рамках единого федерального информационного ресурса по порядку их предоставления должны быть отнесены к информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению, необходимо дополнить пункт 6 статьи 10 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» обязанностью предоставлять информацию гражданам о наличии либо об отсутствии конкретной вещи среди похищенного имущества. С целью определения правового статуса, порядка предоставления информации, решения иных значимых вопросов необходимо дополнить полномочия, закрепленные в п. 8 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 927 «Вопросы МВД РФ», полномочием по разработке положения о единых федеральных информационных ресурсах МВД РФ в сети Интернет и порядке предоставления содержащихся в них сведений, поскольку МВД России является федеральным органом исполнительной власти, на который, по мнению авторов доклада, может быть возложена реализация предлагаемой идеи. В таком положении должен быть определен правовой статус единых федеральных информационных ресурсов, определены цели и задачи их создания, а также федеральные органы исполнительной власти, ответственные за их реализацию (по мнению авторов доклада, таким органом должна быть МВД и милиция).
Поскольку среди разыскиваемого имущества имеются и иные, помимо мобильных телефонов, виды имущества, имеющие уникальные характеристики (например, автомобили), предлагается разработать положения об информационном ресурсе применительно к каждому виду разыскиваемого имущества, имеющему уникальные признаки. Такое положение может быть утверждено приказом МВД РФ и должно:
– определять структурное подразделение МВД, уполномоченное на техническое обслуживание и техническую поддержку сайта, структурное подразделение МВД, отвечающее за внесение, изменение, удаление и достоверность данных, к которым посредством единого федерального информационного ресурса будет предоставляться общий доступ, ресурса;
– устанавливать правовой режим сведений, которые предоставляются посредством единого федерального информационного ресурса;
– указывать основания для внесения, изменения и удаления данных, к которым посредством единого федерального информационного ресурса будет предоставляться общий доступ;
– установить форму запроса и данные, которые необходимо указать в запросе;
– определить состав и структуру сведений, подлежащих предоставлению на основе запроса;
– установить компетенцию всех должностных лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой по поводу предоставления сведений посредством единого информационного ресурса, а также орган либо должностное лицо, отвечающее за координацию указанной деятельности.
Предлагаемая идея также может быть проанализирована в свете широко обсуждаемого в настоящее время законопроекта «О полиции».
Реализация предлагаемой идеи будет способствовать повышению эффективности деятельности полиции по направлению розыска похищенного имущества (подпункт 3 пункта 1 статьи 2 законопроекта). Предлагаемая идея соответствует основным принципам деятельности полиции (глава 2 законопроекта), в частности принципу открытости (пункт 1 статьи 8 законопроекта), способствует его реализации, поскольку граждане посредством единого федерального информационного ресурса получат возможность, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права (пункт 2 статьи 8 законопроекта), способствует реализации принципа взаимодействия и сотрудничества полиции с гражданами, поскольку единый федеральный информационный ресурс может быть рассмотрен в качестве средства, с помощью которого полиция взаимодействует с гражданами (пункт 1 статьи 10 законопроекта), а граждане могут оказать содействие полиции при осуществлении возложенной на нее обязанности по розыску имущества (пункт 4 статьи 10 законопроекта). Предлагаемая идея обеспечит в числе прочего реализацию принципа использования полицией науки и техники, современных технологий и информационных систем (статья 11 законопроекта), использование полицией сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных (пункт 4 статьи 11 законопроекта).
Поддержка предлагаемой идеи со стороны полиции может явиться одним из случаев поддержки гражданской инициативы в сфере предупреждения правонарушений (пункт 6 статьи 10 законопроекта).
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что использование информационных технологий в криминалистике не только предоставляет эффективные средства для достижения целей криминалистики как науки, но и способствует развитию криминалистической мысли, создавая тем самым основу и вместе с тем необходимость для правовой модернизации с целью создания наиболее оптимальных средств криминалистической техники, в полной мере отвечающих современному уровню развития техники и, вместе с тем, не посягающих на права и свободы граждан.
Авторы статьи: Гвоздева Александра Вячеславна, студентка 4-го курса Юридического института СФУ; Скавитин Константин Александрович, студент 4-го курса Юридического института СФУ
Научный руководитель: Иванова Инна Геннадьевна, к.ю.н., старший преподаватель кафедры криминалистики Юридического института СФУ
Попробую изложить суть идеи:
«Существующая система криминалистической регистрации похищенных мобильных телефонов используется для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, обслуживая деятельность органов внутренних дел. Применяемая система не предполагает возможности получения сведений гражданами, в связи с чем не в полной мере способствует увеличению раскрываемости преступлений, связанных с хищениями мобильных телефонов, и не препятствует заключению сделок по отчуждению похищенных мобильных телефонов. Представляется, что борьба с хищениями мобильных телефонов будет более эффективной в случае предоставления возможности доступа к сведениям существующей системы учета не только для сотрудников органов внутренних дел, но и для граждан.
Для достижения указанной цели предлагается усовершенствовать существующую систему учета похищенных мобильных телефонов путем создания единого федерального информационного ресурса в сети Интернет, сведения которого открыты для всеобщего доступа.
Необходимо отметить, что в целях придания открытости существующей системе учета, для доступа граждан предлагается предоставлять не всю информацию, которая содержится в АИПС, а только сведения о наличии либо отсутствии проверяемого мобильного телефона в системе, благодаря чему граждане смогут сделать вывод о том, является ли приобретаемый ими телефон похищенным, т.е. общедоступными сведениями АИПС будут являться сведения о наличии либо об отсутствии проверяемого мобильного телефона в АИПС.
Сведения о наличии или об отсутствии проверяемого мобильного телефона в АИПС предлагается отнести по порядку их предоставления к информации, которая в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению, для чего предлагается дополнить п. 6 ст. 10 Закона РФ «О милиции» обязанностью предоставлять информацию о наличии либо об отсутствии конкретной вещи среди похищенного имущества, изложив п. 6 ст. 10 Закона РФ «О милиции» в следующей редакции: «разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество, в том числе посредством аккумуляции информации об отдельных видах похищенных вещей, обладающих уникальными характеристиками, в специально создаваемых для этих целей базах данных и предоставления указанной информации по запросам граждан в рамках единых федеральных информационных ресурсов в установленном законодательством порядке». Порядок предоставления информации в рамках единых федеральных информационных ресурсов должен устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Соответственно, необходимо внести изменения в перечень полномочий МВД России, закрепленный в п. 8 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ «Вопросы МВД РФ», дополнив его полномочием по разработке положений о единых федеральных информационных ресурсах и порядке предоставления содержащихся в них сведений.
Посредством указанного положения необходимо урегулировать следующие вопросы:
1. Определить орган МВД, уполномоченный на создание и техническое обслуживание сайта, а также структурные подразделения МВД, отвечающие за внесение, изменение, удаление и достоверность данных, к которым посредством единого федерального информационного ресурса будет предоставляться общий доступ.
2. Установить правовой режим сведений, которые предоставляются посредством единого федерального информационного ресурса (такие сведения должны быть определены как общедоступная информация, которая подлежит предоставлению в соответствии с федеральным законом).
3. Указать основания для внесения, изменения и удаления данных, к которым будет предоставляться общий доступ (к основаниям для внесения записи могут быть отнесены заявления граждан о похищении; к основаниям для изменения записи может быть отнесена ошибка при вне-сении записи, наличие которой установлено лицом, уполномоченным обеспечивать достоверность данных, к которым будет предоставляться общий доступ, и оформлено в порядке, определенном в положении; к основаниям для удаления записи могут быть отнесены: выписка из протокола, составленного сотрудником МВД при осуществлении своих полномочий, свидетельствующая об обнаружении похищенного мобильного телефона, и заявление гражданина о самостоятельном обнаружении мобильного телефона).
4. Установить форму запроса и данные, которые необходимо указать в запросе (запрос будет осуществляться посредством электронной формы для заполнения, в которой необходимо будет указать IMEI проверяемого мобильного телефона).
5. Определить состав и структуру сведений, подлежащих предоставлению на основе запроса (представление сведений будет осуществляться в форме информационного сообщения о наличии или об отсутствии проверяемого мобильного телефона в АИПС; в случае наличия проверяемого мобильного телефона в АИПС информационное сообщение должно содержать сведения о том, что органами МВД принято заявление о похищении телефона, а также просьбу в целях содействия деятельности органов МВД и возвращения похищенного мобильного телефона собственнику сообщить о месте нахождения продавца проверяемого телефона посредством телефонной связи либо специального раздела информационного ресурса. Для увеличения процента раскрываемости преступлений подобного рода предлагается в случае наличия проверяемого мобильного телефона в АИПС дополнительно в информационном сообщений указывать следующее: «Уважаемый посетитель сайта! Поскольку Вам известны обстоятельства, имеющие значение для расследования уголовного дела, просим Вас сообщить известные вам сведения о похищенном мобильном телефоне посредством настоящего сайта. В случае вызова для дачи показаний, Вы будете привлечены к участию в уголовном деле в качестве свидетеля, статус которого определен ст. 56 УПК РФ».)
6. Установить компетенцию всех должностных лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой по поводу предоставления сведений посредством единого федерального информационного ресурса.»
(Гвоздева А.В., Скавитин К.А. К вопросу о совершенствовании системы криминалистического учета похищенных мобильных телефонов // По материалам выступления на конференции «Правовая модернизация как фактор развития общества и государства» (8-9 апреля, ЮИ СФУ)
С уважением!
Исключить украденные телефоны посредством блокировки IMEI идея хорошая, но слишком дорого за благую идею придется платить бывшим владельцам телефона: телефон они не увидят больше, а если и увидят, то воспользоваться смогут только поменяв IMEI либо обратившись к операторам связи.
Кроме того, некоторые законодательные барьеры для такого действия, о которых я написал ниже, ну и плюсом явное нежелание операторов так поступить, поскольку такие действия обязательно скажутся на числе их абонентов…
У 3G Айпада есть IMEI, у только Wi-FI версии его нет.
Не представляю, чтобы кто-то принес заявление о краже партии телефонов и подтвердил свои права на эту партию документально… Хотя и такое конечно возможно, но инструментом борьбы с бизнесом такая идея не станет
Помимо борьбы с похитителями, даем возможность приобретателю повести себя действительно добросовестно
Теперь немного о технической составляющей. Фиксация IMEI-номера похищенного телефонного аппарата может быть осуществлена только оператором сотовой связи (ОПСОС), базовая станция которого поймала сигнал абонента. При этом, базовая станция (БС) конкретного ОПСОСа «поймает» сигнал только с аппарата, в которую вставлена SIM-карта этого оператора.
Ну а теперь давайте рассуждать в теории. Для реализации Вашего предложения необходимо, как минимум, единая система базы данных по всем операторам сотовой связи. Это воля. По максимуму: объединение их технических мощностей в части единой базы данных учета трафика по данным базовых станций. А это уже коммерческие интересы.
Учитывая, что каждый оператор сотовой связи имеет свою сеть БС и каждый покупает отдельно программу учета трафика абонентов, возникает вопрос — кто-либо из авторов проссчитывал экономическую составляющую проекта? Фактически Вы предлагаете создать единую сеть и единую базу учета пользовательского трафика. Грубо говоря — монополиста в области мобильной связи. Представляете себе одного оператора сотовой связи в России? А расценки на его услуги? А возможные убытки хотя бы «Большой тройки» операторов (МТС, Би-Лайн, Мегафон), которые потребуется возмещать за счет налогоплательщиков? Сомневаюсь я…
Процедура действий по ведение базы изложена в комментарии 3 (на настоящий момент) — исключить IMEI из базы не будет сложно
Коммерческая составляющая: обратите внимание на созданный сайт — вобщем то все, что необходимо для проекта (кроме сотрудников ОВД, которые обеспечат функционирование и ведение системы;)
По второму вопросу: о каком сайте речь, простите заранее за невнимательность?
Про КПД: все будет зависеть от того, кто будет уполномочен обслуживать и вести сайт предлагается возложить на информационные центры главных управлений внутренних дел в субъектах Российской Федерации: они должны будут сформировать списки IMEI из АИПС (автоматизированной информационно-поисковой системы, которая в настоящее время благополучно существуют и в которую вносятся данные по украденным телефонам) и разместить их на сервере, который будет связан с сайтом
IMEI можно прочитать на коробке от украденного телефона, в гарантийном талоне, в некоторых системах работы с данными телефона (типа iTunes)
Сергей, вопрос убытков — серьезный вопрос: учитывая рынок похищенных сотовых телефонов, такие убытки могут быть значительны, но ведь такое нововведение не будет зависеть от воли операторов: они в процессе не участвуют.
По второй части. От воли операторов нововведение будет ой как зависеть. Вы просто недооцениваете уровень влияния коммерческих структур и их лобби при принятии законов. Увы.
Оперативность — вопрос хороший, мы над этим дополнительно подумаем, но, полагаю и оперативность обеспечить возможно при должном техническом подходе.
Лицо, которое купило краденый телефон, не проверив его — поступило недобросовестно…
Для проверки, является ли телефон похищенным, особой грамотности не надо, и люди может начнут больше верить в то, что украденный телефон в принципе можно найти, кроме того, сейчас преступники не страшатся наказания, считая, что никто не будет насчет мобильно телефона заявлять, боясь связываться с органами…
С оперативностью подумайте. Только вот где Вы возьмете «должный технический подход» — ума не приложу. Это же бюджетные деньги. А их всегда не хватает.
Про лицо. А почему недобросовестно? Купля-продажа — обычный гражданско-правовой договор. Гражданское законодательство априори исходит из презумпции добросовестности действий хозяйствующих субъектов. Неосмотрительно — согласен. Но почему недобросовестно?
Про «веру» понравилось. Хороший Вы, видать, человек. Добрый. Удачи Вам!
В принципе вопрос с добросовестным приобретателем не так важен, т.к. коллизия интересов собственника и добросовестного приобретателя в таком случае решается в пользу собственника, поскольку вещь выбыла из его владения помимо его воли.
Да, вы полностью правы, бюджетных денег обычно на такие проекты не хватает… Но если вдруг этот проект получит положительную оценку, то и деньги, скорее всего, найдутся, создают ведь программные средства для налогоплательщика, лица, обращающегося за регистрацией прав. С обсуждаемой системой выгода, конечно, не настолько очевидна, правда борьба с такого рода преступлениями ведь объективно необходима, и это в интересах не только общества, но и государства
Хотел бы дать краткий анализ ранее предложенных способов борьбы с хищениями, поскольку мы предлагаем не прибегать к помощи операторов связи, и вот почему:
«В юридической литературе высказываются некоторые предложения, которые, по мнению их авторов, могут способствовать созданию эффективной системы противодействия хищениям мобильных телефонов.
Все эти предложения так или иначе связаны с использованием в це-лях борьбы с хищениями мобильных телефонов международного идентификатора мобильного оборудования (IMEI) — обычно пятнадцатиразрядного числа в десятичном представлении, уникального для каждого GSM и UMTS мобильного телефона, которое устанавливается на заводе при изготовлении и служит для идентификации устройства в сети (при каждом соединении передается мобильным телефоном в сеть оператора). Использование международного идентификатора мобильного оборудования в целях борьбы с хищениями мобильных телефонов, несомненно, способно положительно повлиять на увеличение уровня раскрываемости преступлений, предметом преступного посягательства в которых являются мобильные телефоны. Однако авторы настоящей статьи полагают, что использование международного идентификатора мобильного оборудования должно осуществляться исключительно в строгом соответствии с нормами действующего российского законодательства, что не всегда учитывается в некоторых предложениях.
В частности, в одном из законопроектов было предложено внести изменения в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» с целью обязывания операторов сотовой связи отслеживать международный идентификатор мобильного оборудования у тех устройств, которые подключаются к сети определенного оператора, что, по мнению авторов рассматриваемого предложения, способно положительно повлиять на снижение уровня преступлений, предметом которых являются мобильные телефоны. Оценивая это предложение, необходимо учитывать не только возможный положительный эффект от его реализации, но и определенные ограничения, установленные действующим законодательством. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих определений, «право каждого на тайну телефонных переговоров по своему конституционно-правовому смыслу предполагает комплекс действий по защите информации, получаемой по каналам телефонной связи, независимо от времени поступления, степени полноты и содержания сведений, фиксируемых на отдельных этапах ее осуществления. В силу этого информацией, со-ставляющей охраняемую Конституцией Российской Федерации и дейст-вующими на территории Российской Федерации законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения. Иное означало бы несоблюдение требования статьи 23 (часть 2) Конституции Российской Федерации о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров только на основании судебного решения.» В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (из содержания статьи 71 указанного федерального конституционного закона следует, что одним из видов решений Конституционного Суда российской Федерации являются определения). Таким образом, предоставление сведений о международном идентификаторе мобильного оборудования определенного мобильного телефона, является предоставлением сведений, передаваемых, сохраняе-мых и устанавливаемых с помощью телефонной аппаратуры, следовательно, реализация рассматриваемого предложения не только невозможна с учетом действующего законодательства, но и может создать реальную угрозу нарушения конституционных прав граждан.
Также предлагается установить уголовную ответственность за изме-нение техническими средствами международного идентификатора мо-бильного оборудования. Внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, направленный на реализацию рассматриваемого предложения, не получил одобрения Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Так, в официальном отзыве Правительства Российской Федерации указано, что «изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации не представляются необходимыми, поскольку действующее уголовное законодательство позволяет квалифицировать преступные деяния, связанные с модификацией IMEI-номера, по статьям 175 («Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем»), 272 («Неправомерный доступ к компьютерной информации»), 273 («Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ») Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствует сложившаяся судебно-следственная практика». По мнению Верховного Суда Российской Федерации, «вводить специальную норму, устанавливающую уголовную ответственность за несанкционированное изменение международного идентификатора сотового телефона, необходимости не имеется, поскольку Общая часть Уголовного кодекса Российской Федерации (глава 7 «Соучастие в преступлении») позволяет решить вопрос об ответственности тех лиц, которые помогают сбывать краденые сотовые телефоны, в том числе путем изменения или подделки Международного идентификатора сотового телефона». Таким образом, законопроект не получил поддержки со стороны правоприменительных органов, ввиду чего возможность реализации рассматриваемого предложения в рамках действующего законодательства минимальна.
Полагаем, что одними из наиболее интересных и практически значи-мых предложениями являются идея создания и ведения реестра похищенных мобильных сотовых телефонов органами внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в целях предоставления информации операторам сотовой связи для проведения ими сверки содержащихся в таком реестре международных идентификаторов мобильного оборудования с международными идентификаторами мобильного оборудования, определенными в процессе оказания услуг связи, а также идея создания единого федерального реестра идентификационных номеров средств сотовой связи, который представлял бы собой единую базу данных, содержащую информацию о IMEI-номерах всех похищенных сотовых телефонов в стране в целом, благодаря которой операторы сотовой связи будет фиксировать IMEI-номера похищенных сотовых телефонов и передавать сведения в органы внутренних дел.
Однако, с учетом норм действующего законодательства, авторы настоящей статьи предлагают иной способ использования международного идентификатора мобильного оборудования в целях снижения общего уровня хищений мобильных телефонов.»
(Гвоздева А.В., Иванова И.Г., Скавитин К.А. К вопросу об использовании международного идентификатора мобильного оборудования (IMEI) в качестве идентифицирующего признака похищенного мобильного телефона)
Мы за активное содействие граждан в решении проблемы