Юлия Вербицкая → 10 мнений об авторском праве в сети Интернет
Мы уже много раз задавали вопросы относительно авторского права представителям творчества. В этот раз о наболевших и актуальных вопросах нам расскажут юристы. Причем не только как специалисты в юриспруденции, но и как творческие люди, ведь юристы тоже часто выступают автором объектов авторских прав, когда пишут монографии, научные и научно-практические статьи.
Вот какие вопросы мы задали нашим собеседникам:
1. Ваше отношение к ситуации с защитой исключительных прав в сети Интернет (считаете ли Вы режим защиты слишком жестким, или же, наоборот, чрезмерно либеральным)
2. На Ваш взгляд, соблюдается ли в нынешним законодательстве об авторских и смежных правах баланс интересов правообладателей и конечных получателей результатов творческой деятельности, а также российской культуры в целом
3. Как относитесь лично Вы к размещению Ваших статей, книг в свободном доступе в некоммерческих целях (например, в электронных библиотеках в Интернете). Задевает ли это Ваши интересы или же, наоборот, Вы готовы поделиться своими трудами со всеми желающими?
Читать дальше
Вот какие вопросы мы задали нашим собеседникам:
1. Ваше отношение к ситуации с защитой исключительных прав в сети Интернет (считаете ли Вы режим защиты слишком жестким, или же, наоборот, чрезмерно либеральным)
2. На Ваш взгляд, соблюдается ли в нынешним законодательстве об авторских и смежных правах баланс интересов правообладателей и конечных получателей результатов творческой деятельности, а также российской культуры в целом
3. Как относитесь лично Вы к размещению Ваших статей, книг в свободном доступе в некоммерческих целях (например, в электронных библиотеках в Интернете). Задевает ли это Ваши интересы или же, наоборот, Вы готовы поделиться своими трудами со всеми желающими?
Один из самых социально острых и политизированных вопросов сегодня: где заканчивается свобода культурного обмена и начинается авторское право? Можно ли спеть песню на публике, не заплатив за это РАО, скопировать музыку с диска в ipod – не будет ли это преступлением? Как быть с торрентами и видео Вконтакте? Электронные библиотеки: пиратство или культурное просвещение?
Расскажу небольшую историю о том как наша прокуратура защищает граждан ни смотря ни на что, даже вопреки интересов этих самых граждан. Летом этого года прокуратура вышла с рейдом по организациям Екатеринбурга: проверялись организации с точки зрения доступности их для инвалидов. Дело, конечно, хорошее, но вот только оказалось, что не для инвалидов все это делалось.
Наверное, все мы, юристы, сталкивались со сложностями исполнительного производства. Самая основная сложность – заставить судебных приставов-исполнителей работать. В крупных юридических компаниях зачастую даже выделяются специальные люди, которые должны «подпинывать» приставов.
Стало интересно, а в каких странах самый злобный копирайт? Наверное, первенство занимает США. А есть ли страны, где, наоборот, довольно-таки либеральный режим исключительных прав. Ведь многие торрент-трекеры «поселяются» в других странах, как, например, переехал самый известный российский трекер, находящийся сейчас по адресу rutracker.org. Есть еще трекер pirat.ca (тот совсем уж пиратский, в отличие от первого). Т.е. в Канаде с авторским правом все проще?
Многие из нас уже давно привыкли пользоваться благами сети Интернет – смотреть фильмы в режиме on- line, читать книги, слушать музыку. И как-то так сложилось, что обычно все эти интеллектуальные и творческие блага мы получаем на безвозмездной основе (в социальных сетях, на видео-хостингах и т.д.).
В связи с этим самым важным для законодателя в части регулирования данного вопроса может быть взгляд на него самих правообладателей. Так, в сентябре этого года мы уже беседовали на эту тему с выдающимся музыкантом Юрием Башметом. А в начале декабря нам удалось узнать мнение сразу нескольких музыкантов: рок-музыканта, лидера группы ДДТ Юрия Шевчука, скрипача Вадима Репина и дирижера Дмитрия Лисса.
Международной столицей цивилистики сентября этого года по праву можно назвать Алмату. Нам посчастливилось побывать на традиционных цивилистических чтениях, ежегодно проводимых в Казахстане, и своим долгом считаем поделиться этими цивилистическими деликатесами, в таком разнообразии представленными на конференции.
Юристы-цивилисты, которые занимаются авторским правом, все чаще и чаще обсуждают вопрос о пределах осуществления исключительных прав. Защищаются диссертации, проходят конференции, вовсю идет процесс совершенствования гражданского законодательства. И мы, как правило, выступаем за то, что обмен такой информацией – объектами авторского права (музыка, научные и литературные произведения, кино и т.д.) нужно сделать более свободным. Но мы можем отвечать лишь за один объект авторского права – за свои научные труды, которыми обычно рады поделиться со всеми желающими. Но интересно узнать и мнение деятелей искусства, что же мы будем решать это за них. И начали мы узнавать это мнение не с кого-нибудь, а с Юрия Абрамовича Башмета – величайшего альтиста, дирижера и, кстати, вице-президента одной из организации, осуществляющих коллективное управление исключительными правами.