ООО ЮК «Юридиция» → «Руссо туристо облико легале»
В понедельник «Московский комсомолец» сообщал, что в Сочи число туристов сократилось более чем вдвое за несколько дней. Конечно, из-за эпидемии коронавируса.
Пожалуй, сегодня нет тех, чьи планы не были нарушены коронавирусом. Многие знакомые автора оказались в самых разнообразных казусах и заграничьях без возможности вернуться домой, вернее, с отложенной на неопределённый срок возможностью.
О том, какие дни переживает отечественный бизнес, мы недавно писали. Туристическая тема более многоплановая, ведь здесь, как нигде, страдают буквально все: операторы, перевозчики, гостиницы, простые люди — те, кто планировал поездки и вынужден их отменять, и те, кто уезжать не собирался, но очень ждал гостей из-за рубежа. Отчасти коснулось это и меня, и потому захотелось более глубоко разобраться в том, что сегодня происходит со сферой путешествий.
Какие меры государственной поддержки принимаются в отношении туроператоров и перевозчиков, насколько сегодня обеспечивается соблюдение прав туристов и когда, в конце концов, всё это закончится (имеется в виду пандемия коронавируса), откроются границы и мир снова станет космополитичным, — об этом в нашем материале.
«Апокалипсис сегодня»
Уже сейчас можно констатировать, что туризм стал одной из наиболее пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции отраслей экономики. И так не только в России. В силу специфики этот бизнес предполагает международную коммуникацию и транспортное сообщение всех стран мира, чего сегодня нет нигде, а потому убытки терпит буквально весь земной шар.
В конце февраля Ассоциация туроператоров России оценила потери отрасли минимум в 27 млрд. руб. Для российского туризма это сильнейший удар за последние 20 лет.
Правительство готово разработать решения, направленные на предоставление небольшим турфирмам отсрочек по уплате налогов, а микропредприятиям — страховых взносов. Минэкономразвития подготовило механизм компенсации для туроператоров, которые понесли потери в связи с распространением COVID-2019. Проект предполагает урегулирование убытков между турбизнесом и авиакомпаниям: возмещать будут убытки, обусловленные невозможностью возврата стоимости авиаперевозки как чартерными, так и регулярными рейсами. Кроме того, предлагается компенсировать оплату рейсов туроператорам, которые вывозили российских туристов в течение двух недель после закрытия государственных границ.
Буквально сегодня появилось известие о том, что почти все организованные туристы смогли вернуться в Россию, в общей сложности 160 тысяч человек.
Сегодня же «Интерфакс-Туризм» заявил, что паники нет, поддержка государства даёт эффект, а с рынка ушёл только один туроператор. На наш взгляд, это довольно серьёзный сигнал, извещающий о начале очень нехорошей тенденции. Так, на фоне коллапса из-за коронавируса туроператор «Индиго-Тур» сообщил о прекращении с 13 марта 2020 года деятельности в качестве туроператора, поскольку возможность обеспечивать исполнение обязательств по реализации всех турпродуктов совершенно отсутствует. И это только 13 марта. А что будет 13 мая, 13 августа, 13 октября?..
После карантина жизнь продолжится, вопрос, какой будет эта жизнь.
Но вернёмся к законодательным решениям по туризму.
По статье 14 действующего Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», если договор о реализации туристского продукта расторгается до начала путешествия в связи с наступлением определённых обстоятельств, туристу возвращается полная стоимость туристского продукта, а если после начала путешествия — часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Поэтому после того, как Ростуризм рекомендовал гражданам отказаться от путешествий из-за угрозы безопасности, туроператоры стали вынужденно возвращать клиентам полную стоимость туров. Удерживать из этой суммы фактически понесённые расходы, например перечисленные авиакомпании деньги за билеты, туроператор не может. При этом сами перевозчики ему эти средства не возвращают.
Можно представить масштабы потерь. Уже когда в конце февраля Ассоциация туроператоров России обратилась к Михаилу Мишустину с просьбой о возмещении российскому турбизнесу прямых убытков, понесённых в связи с эпидемией коронавирусной инфекции COVID-19 в Китае, речь шла о сумме 600 млн. рублей.
В прошлом году в Государственную Думу был внесён законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которым предполагалось установить правовые основы регулирования единой информационной системы электронных путёвок. Причём «Электронная путёвка» — система, через которую туроператоры будут оформлять продажу туров — должна была стать общеобязательной. Сегодня звучат предложения отложить рассмотрение этой инициативы, а заодно и другого вопроса, связанного с введением гостиничного сбора. «К обсуждению запуска электронной путёвки и гостиничного сбора можно будет вернуться только после нормализации эпидемиологической ситуации и возобновления темпов роста туризма», — заявила глава Ростуризма Зарина Догузова.
Действительно, сегодня такие инициативы создадут для отрасли дополнительную финансовую и административную нагрузку, которая будет переложена на туристов, а необходимо наоборот всемерно поддержать туризм, не загонять его окончательно. Ведь нынешний туризм как боксёр в нокауте…
Права путешественника. Как туристу не потерять деньги?
По другую сторону ринга — турист, он тоже хочет защититься от коронавирусных атак на финансы. Путешественник — это суть потребитель туристских услуг, а потребитель вправе расторгать договоры и требовать деньги за билеты на отменённые рейсы (о правах потребителей, к слову, мы тоже недавно писали. Любопытно правовое основание таких требований, а именно статья 451 Гражданского кодекса о существенном изменении обстоятельств. Как сказано, «изменение обстоятельств признаётся существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях». Ну как про коронавирус писали — кто ж знал?..
Ещё одна правовая норма — статья 32 Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» («Потребитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов») и коррелирующая с ней статья 782 ГК РФ.
То есть при отказе потребителя от туристической путевки он должен возместить расходы? Да, но только фактически понесённые исполнителем по договору (турфирмой), если они: а) понесены в связи с исполнением обязательств именно по договору с потребителем, а не по другим обязательствам; б) возникли до момента заявления потребителем отказа от исполнения договора; в) подтверждены документально (например, платёжными документами, квитанциями, туристическими ваучерами, маршрутными квитанциями билетов, страховыми полисами и прочее).
В свою очередь, сумма, подлежащая возврату туристу, зависит от размера денежных средств, перечисленных туроператором поставщикам услуг на дату поступления отказа от путёвки. Например, туроператор имеет право не возвращать деньги, которые он потратил на организацию путешествия: стоимость авиабилета, штраф за отмену брони отеля и так далее.
Вообще важно заметить, что чем раньше турист обратится с заявлением об отказе от путешествия, тем больше вероятность возврата полной стоимости тура.
План такой: обращение в турфирму с письменным заявлением о расторжении договора о реализации туристского продукта, а если фирма отказывает в удовлетворении требований, подготовка иска в суд о расторжении договора и возврате стоимости тура. О содержании иска — в части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, а о документах, которые необходимо к иску приложить, — в статье 132 ГПК.
Решение о выплате денежного возмещения объединение туроператоров принимает в течение 10 рабочих дней по истечении срока сбора требований. В течение последующих 10 рабочих дней денежное возмещение перечисляется на банковский счёт туриста — это пункты 12 и 14 Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2016 года № 779. Вернуть билеты на самолёты и поезда ещё проще: сервис «Туту.ру» сделал неплохую тематическую подборку, да и мы недавно об этом писали…
Вот, пожалуй, и всё, что сегодня хотелось рассказать о туризме и туристах.
Увы, коронавирус заразен не только для живых организмов, но и для целых отраслей экономики. Надеется и верится, что ситуация выправится, период стагнации завершится как можно скорее, а государство в ближайшее время примет более существенные меры по спасению отрасли.
Жизнь — это движение: ходить, ехать, лететь, смотреть, пробовать на вкус, фотографировать на смартфон и дышать-дышать-дышать. Такую палитру счастья дарят только путешествия. Уильям Берроуз, писатель, эссеист и тот ещё битник и свободолюбец, как-то сказал «Жить необязательно. Путешествовать — необходимо»: довольно резко, но разве он неправ?..
Виктория Бурла
для компании «Юридиция»
1 апреля 2020 года
Пожалуй, сегодня нет тех, чьи планы не были нарушены коронавирусом. Многие знакомые автора оказались в самых разнообразных казусах и заграничьях без возможности вернуться домой, вернее, с отложенной на неопределённый срок возможностью.
О том, какие дни переживает отечественный бизнес, мы недавно писали. Туристическая тема более многоплановая, ведь здесь, как нигде, страдают буквально все: операторы, перевозчики, гостиницы, простые люди — те, кто планировал поездки и вынужден их отменять, и те, кто уезжать не собирался, но очень ждал гостей из-за рубежа. Отчасти коснулось это и меня, и потому захотелось более глубоко разобраться в том, что сегодня происходит со сферой путешествий.
Какие меры государственной поддержки принимаются в отношении туроператоров и перевозчиков, насколько сегодня обеспечивается соблюдение прав туристов и когда, в конце концов, всё это закончится (имеется в виду пандемия коронавируса), откроются границы и мир снова станет космополитичным, — об этом в нашем материале.
«Апокалипсис сегодня»
Уже сейчас можно констатировать, что туризм стал одной из наиболее пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции отраслей экономики. И так не только в России. В силу специфики этот бизнес предполагает международную коммуникацию и транспортное сообщение всех стран мира, чего сегодня нет нигде, а потому убытки терпит буквально весь земной шар.
В конце февраля Ассоциация туроператоров России оценила потери отрасли минимум в 27 млрд. руб. Для российского туризма это сильнейший удар за последние 20 лет.
Правительство готово разработать решения, направленные на предоставление небольшим турфирмам отсрочек по уплате налогов, а микропредприятиям — страховых взносов. Минэкономразвития подготовило механизм компенсации для туроператоров, которые понесли потери в связи с распространением COVID-2019. Проект предполагает урегулирование убытков между турбизнесом и авиакомпаниям: возмещать будут убытки, обусловленные невозможностью возврата стоимости авиаперевозки как чартерными, так и регулярными рейсами. Кроме того, предлагается компенсировать оплату рейсов туроператорам, которые вывозили российских туристов в течение двух недель после закрытия государственных границ.
Буквально сегодня появилось известие о том, что почти все организованные туристы смогли вернуться в Россию, в общей сложности 160 тысяч человек.
Сегодня же «Интерфакс-Туризм» заявил, что паники нет, поддержка государства даёт эффект, а с рынка ушёл только один туроператор. На наш взгляд, это довольно серьёзный сигнал, извещающий о начале очень нехорошей тенденции. Так, на фоне коллапса из-за коронавируса туроператор «Индиго-Тур» сообщил о прекращении с 13 марта 2020 года деятельности в качестве туроператора, поскольку возможность обеспечивать исполнение обязательств по реализации всех турпродуктов совершенно отсутствует. И это только 13 марта. А что будет 13 мая, 13 августа, 13 октября?..
После карантина жизнь продолжится, вопрос, какой будет эта жизнь.
Но вернёмся к законодательным решениям по туризму.
По статье 14 действующего Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», если договор о реализации туристского продукта расторгается до начала путешествия в связи с наступлением определённых обстоятельств, туристу возвращается полная стоимость туристского продукта, а если после начала путешествия — часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Поэтому после того, как Ростуризм рекомендовал гражданам отказаться от путешествий из-за угрозы безопасности, туроператоры стали вынужденно возвращать клиентам полную стоимость туров. Удерживать из этой суммы фактически понесённые расходы, например перечисленные авиакомпании деньги за билеты, туроператор не может. При этом сами перевозчики ему эти средства не возвращают.
Можно представить масштабы потерь. Уже когда в конце февраля Ассоциация туроператоров России обратилась к Михаилу Мишустину с просьбой о возмещении российскому турбизнесу прямых убытков, понесённых в связи с эпидемией коронавирусной инфекции COVID-19 в Китае, речь шла о сумме 600 млн. рублей.
В прошлом году в Государственную Думу был внесён законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которым предполагалось установить правовые основы регулирования единой информационной системы электронных путёвок. Причём «Электронная путёвка» — система, через которую туроператоры будут оформлять продажу туров — должна была стать общеобязательной. Сегодня звучат предложения отложить рассмотрение этой инициативы, а заодно и другого вопроса, связанного с введением гостиничного сбора. «К обсуждению запуска электронной путёвки и гостиничного сбора можно будет вернуться только после нормализации эпидемиологической ситуации и возобновления темпов роста туризма», — заявила глава Ростуризма Зарина Догузова.
Действительно, сегодня такие инициативы создадут для отрасли дополнительную финансовую и административную нагрузку, которая будет переложена на туристов, а необходимо наоборот всемерно поддержать туризм, не загонять его окончательно. Ведь нынешний туризм как боксёр в нокауте…
Права путешественника. Как туристу не потерять деньги?
По другую сторону ринга — турист, он тоже хочет защититься от коронавирусных атак на финансы. Путешественник — это суть потребитель туристских услуг, а потребитель вправе расторгать договоры и требовать деньги за билеты на отменённые рейсы (о правах потребителей, к слову, мы тоже недавно писали. Любопытно правовое основание таких требований, а именно статья 451 Гражданского кодекса о существенном изменении обстоятельств. Как сказано, «изменение обстоятельств признаётся существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях». Ну как про коронавирус писали — кто ж знал?..
Ещё одна правовая норма — статья 32 Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» («Потребитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов») и коррелирующая с ней статья 782 ГК РФ.
То есть при отказе потребителя от туристической путевки он должен возместить расходы? Да, но только фактически понесённые исполнителем по договору (турфирмой), если они: а) понесены в связи с исполнением обязательств именно по договору с потребителем, а не по другим обязательствам; б) возникли до момента заявления потребителем отказа от исполнения договора; в) подтверждены документально (например, платёжными документами, квитанциями, туристическими ваучерами, маршрутными квитанциями билетов, страховыми полисами и прочее).
В свою очередь, сумма, подлежащая возврату туристу, зависит от размера денежных средств, перечисленных туроператором поставщикам услуг на дату поступления отказа от путёвки. Например, туроператор имеет право не возвращать деньги, которые он потратил на организацию путешествия: стоимость авиабилета, штраф за отмену брони отеля и так далее.
Вообще важно заметить, что чем раньше турист обратится с заявлением об отказе от путешествия, тем больше вероятность возврата полной стоимости тура.
План такой: обращение в турфирму с письменным заявлением о расторжении договора о реализации туристского продукта, а если фирма отказывает в удовлетворении требований, подготовка иска в суд о расторжении договора и возврате стоимости тура. О содержании иска — в части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, а о документах, которые необходимо к иску приложить, — в статье 132 ГПК.
Решение о выплате денежного возмещения объединение туроператоров принимает в течение 10 рабочих дней по истечении срока сбора требований. В течение последующих 10 рабочих дней денежное возмещение перечисляется на банковский счёт туриста — это пункты 12 и 14 Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2016 года № 779. Вернуть билеты на самолёты и поезда ещё проще: сервис «Туту.ру» сделал неплохую тематическую подборку, да и мы недавно об этом писали…
Вот, пожалуй, и всё, что сегодня хотелось рассказать о туризме и туристах.
Увы, коронавирус заразен не только для живых организмов, но и для целых отраслей экономики. Надеется и верится, что ситуация выправится, период стагнации завершится как можно скорее, а государство в ближайшее время примет более существенные меры по спасению отрасли.
Жизнь — это движение: ходить, ехать, лететь, смотреть, пробовать на вкус, фотографировать на смартфон и дышать-дышать-дышать. Такую палитру счастья дарят только путешествия. Уильям Берроуз, писатель, эссеист и тот ещё битник и свободолюбец, как-то сказал «Жить необязательно. Путешествовать — необходимо»: довольно резко, но разве он неправ?..
Виктория Бурла
для компании «Юридиция»
1 апреля 2020 года