Публикации

ООО ЮК «Юридиция» →  «Руссо туристо облико легале»

В понедельник «Московский комсомолец» сообщал, что в Сочи число туристов сократилось более чем вдвое за несколько дней. Конечно, из-за эпидемии коронавируса.

Пожалуй, сегодня нет тех, чьи планы не были нарушены коронавирусом. Многие знакомые автора оказались в самых разнообразных казусах и заграничьях без возможности вернуться домой, вернее, с отложенной на неопределённый срок возможностью.

О том, какие дни переживает отечественный бизнес, мы недавно писали. Туристическая тема более многоплановая, ведь здесь, как нигде, страдают буквально все: операторы, перевозчики, гостиницы, простые люди — те, кто планировал поездки и вынужден их отменять, и те, кто уезжать не собирался, но очень ждал гостей из-за рубежа. Отчасти коснулось это и меня, и потому захотелось более глубоко разобраться в том, что сегодня происходит со сферой путешествий.

Какие меры государственной поддержки принимаются в отношении туроператоров и перевозчиков, насколько сегодня обеспечивается соблюдение прав туристов и когда, в конце концов, всё это закончится (имеется в виду пандемия коронавируса), откроются границы и мир снова станет космополитичным, — об этом в нашем материале.

«Апокалипсис сегодня»

Уже сейчас можно констатировать, что туризм стал одной из наиболее пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции отраслей экономики. И так не только в России. В силу специфики этот бизнес предполагает международную коммуникацию и транспортное сообщение всех стран мира, чего сегодня нет нигде, а потому убытки терпит буквально весь земной шар.

В конце февраля Ассоциация туроператоров России оценила потери отрасли минимум в 27 млрд. руб. Для российского туризма это сильнейший удар за последние 20 лет.

Правительство готово разработать решения, направленные на предоставление небольшим турфирмам отсрочек по уплате налогов, а микропредприятиям — страховых взносов. Минэкономразвития подготовило механизм компенсации для туроператоров, которые понесли потери в связи с распространением COVID-2019. Проект предполагает урегулирование убытков между турбизнесом и авиакомпаниям: возмещать будут убытки, обусловленные невозможностью возврата стоимости авиаперевозки как чартерными, так и регулярными рейсами. Кроме того, предлагается компенсировать оплату рейсов туроператорам, которые вывозили российских туристов в течение двух недель после закрытия государственных границ.

Буквально сегодня появилось известие о том, что почти все организованные туристы смогли вернуться в Россию, в общей сложности 160 тысяч человек.

Сегодня же «Интерфакс-Туризм» заявил, что паники нет, поддержка государства даёт эффект, а с рынка ушёл только один туроператор. На наш взгляд, это довольно серьёзный сигнал, извещающий о начале очень нехорошей тенденции. Так, на фоне коллапса из-за коронавируса туроператор «Индиго-Тур» сообщил о прекращении с 13 марта 2020 года деятельности в качестве туроператора, поскольку возможность обеспечивать исполнение обязательств по реализации всех турпродуктов совершенно отсутствует. И это только 13 марта. А что будет 13 мая, 13 августа, 13 октября?..

После карантина жизнь продолжится, вопрос, какой будет эта жизнь.

Но вернёмся к законодательным решениям по туризму.

По статье 14 действующего Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», если договор о реализации туристского продукта расторгается до начала путешествия в связи с наступлением определённых обстоятельств, туристу возвращается полная стоимость туристского продукта, а если после начала путешествия — часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Поэтому после того, как Ростуризм рекомендовал гражданам отказаться от путешествий из-за угрозы безопасности, туроператоры стали вынужденно возвращать клиентам полную стоимость туров. Удерживать из этой суммы фактически понесённые расходы, например перечисленные авиакомпании деньги за билеты, туроператор не может. При этом сами перевозчики ему эти средства не возвращают.

Можно представить масштабы потерь. Уже когда в конце февраля Ассоциация туроператоров России обратилась к Михаилу Мишустину с просьбой о возмещении российскому турбизнесу прямых убытков, понесённых в связи с эпидемией коронавирусной инфекции COVID-19 в Китае, речь шла о сумме 600 млн. рублей.

В прошлом году в Государственную Думу был внесён законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которым предполагалось установить правовые основы регулирования единой информационной системы электронных путёвок. Причём «Электронная путёвка» — система, через которую туроператоры будут оформлять продажу туров — должна была стать общеобязательной. Сегодня звучат предложения отложить рассмотрение этой инициативы, а заодно и другого вопроса, связанного с введением гостиничного сбора. «К обсуждению запуска электронной путёвки и гостиничного сбора можно будет вернуться только после нормализации эпидемиологической ситуации и возобновления темпов роста туризма», — заявила глава Ростуризма Зарина Догузова.

Действительно, сегодня такие инициативы создадут для отрасли дополнительную финансовую и административную нагрузку, которая будет переложена на туристов, а необходимо наоборот всемерно поддержать туризм, не загонять его окончательно. Ведь нынешний туризм как боксёр в нокауте…

Права путешественника. Как туристу не потерять деньги?

По другую сторону ринга — турист, он тоже хочет защититься от коронавирусных атак на финансы. Путешественник — это суть потребитель туристских услуг, а потребитель вправе расторгать договоры и требовать деньги за билеты на отменённые рейсы (о правах потребителей, к слову, мы тоже недавно писали. Любопытно правовое основание таких требований, а именно статья 451 Гражданского кодекса о существенном изменении обстоятельств. Как сказано, «изменение обстоятельств признаётся существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях». Ну как про коронавирус писали — кто ж знал?..

Ещё одна правовая норма — статья 32 Закона от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» («Потребитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов») и коррелирующая с ней статья 782 ГК РФ.

То есть при отказе потребителя от туристической путевки он должен возместить расходы? Да, но только фактически понесённые исполнителем по договору (турфирмой), если они: а) понесены в связи с исполнением обязательств именно по договору с потребителем, а не по другим обязательствам; б) возникли до момента заявления потребителем отказа от исполнения договора; в) подтверждены документально (например, платёжными документами, квитанциями, туристическими ваучерами, маршрутными квитанциями билетов, страховыми полисами и прочее).

В свою очередь, сумма, подлежащая возврату туристу, зависит от размера денежных средств, перечисленных туроператором поставщикам услуг на дату поступления отказа от путёвки. Например, туроператор имеет право не возвращать деньги, которые он потратил на организацию путешествия: стоимость авиабилета, штраф за отмену брони отеля и так далее.

Вообще важно заметить, что чем раньше турист обратится с заявлением об отказе от путешествия, тем больше вероятность возврата полной стоимости тура.

План такой: обращение в турфирму с письменным заявлением о расторжении договора о реализации туристского продукта, а если фирма отказывает в удовлетворении требований, подготовка иска в суд о расторжении договора и возврате стоимости тура. О содержании иска — в части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, а о документах, которые необходимо к иску приложить, — в статье 132 ГПК.

Решение о выплате денежного возмещения объединение туроператоров принимает в течение 10 рабочих дней по истечении срока сбора требований. В течение последующих 10 рабочих дней денежное возмещение перечисляется на банковский счёт туриста — это пункты 12 и 14 Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2016 года № 779. Вернуть билеты на самолёты и поезда ещё проще: сервис «Туту.ру» сделал неплохую тематическую подборку, да и мы недавно об этом писали

Вот, пожалуй, и всё, что сегодня хотелось рассказать о туризме и туристах.

Увы, коронавирус заразен не только для живых организмов, но и для целых отраслей экономики. Надеется и верится, что ситуация выправится, период стагнации завершится как можно скорее, а государство в ближайшее время примет более существенные меры по спасению отрасли.

Жизнь — это движение: ходить, ехать, лететь, смотреть, пробовать на вкус, фотографировать на смартфон и дышать-дышать-дышать. Такую палитру счастья дарят только путешествия. Уильям Берроуз, писатель, эссеист и тот ещё битник и свободолюбец, как-то сказал «Жить необязательно. Путешествовать — необходимо»: довольно резко, но разве он неправ?..


Виктория Бурла

для компании «Юридиция»

1 апреля 2020 года

ООО ЮК «Юридиция» →  Карантин эпохи онлайн: люди и право

Итак, в Москву пришёл карантин в версии всеобщей самоизоляции. Эффектно и резко, как Маяковское «Нате!».

Вечером 29 марта РИА «Новости» обнародовало известие, что режим самоизоляции вводится для всех жителей города с 30 марта. Новость накрыла москвичей, подкованных гаджетами, буквально штормовым предупреждением, и опомниться не дали. Правда, нормативный документ, которому и исключительно которому верит юрист, обнародовали лишь несколько часов спустя. Дальновидная «Редакция News» накануне стала московской Вангой, заявив, что чем активнее власти отрицают карантин, тем более вероятно, что он будет введён очень скоро. Правда, и до Пивоварова многие думающие люди предвидели сплошную самоизоляцию. Видимо, именно они задолго до решения мэра Собянина обеспечили в столичных супермаркетах беспрецедентный спрос на гигиенические и крупяные изделия.

Справедливости ради надо сказать, что набережные московских водоёмов буквально в прошлую субботу были полны людей и шашлыка. Автор не стала нарушать конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни, но, по крайней мере, в определённых локациях СЗАО было, что́ запечатлеть на смартфон. Возможно, именно эта шашлычная ситуация и жажда людей коллективно «надышаться перед смертью», плотно прижавшись друг к другу телами и к бутылочным горлышкам губами, обусловили искромётное и жёсткое решение столичного главы.

Нет, ну правда, когда Рим поёт на балконах, а Париж не гуляет по собственным Champs-Élysées, так наглеть нельзя. Даже по-русски.

«Тюрьма на воле?» или право на право

В подоспевшем ближе к полуночи 29 марта Указе мэра Москвы № 34-УМ представлена новая редакция акта от 5 марта 2020 года № 12-УМ. Название документа осталось прежним «О введении режима повышенной готовности», но содержание преобразилось. Главной новеллой, конечно, стало предписание пункта 9.3. гражданам не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.Иными словами, если вам медпомощь не нужна и жизни вашей ничто не угрожает, то выходить из дома нельзя, но можно: чтобы собачку выгулять (не дальше ста метров от дома), хлеба купить в ближайшем магазине или, если не повезло (или наоборот, повезло), на работу сходить. Это всё. А вообще места проживания (пребывания) покидать не велено.

Как сообщает сайт столичного мэра, в ближайшие дни — после проведения технических и организационных мероприятий — выходить можно будет при наличии специального пропуска, выданного в порядке, установленном Правительством Москвы. А в течение ближайшей недели будет развёрнута умная система контроля соблюдения домашнего режима и установленных правил перемещения граждан.

И здесь, конечно, правоведы задумываются о конституционных правах граждан, вернее, о том, не нарушаются ли они введением такого рода запретов актами должностных лиц субъектов федерации. Ведь помимо упомянутого выше права на неприкосновенность частной жизни, указом затронуты право на свободу (статья 22 Конституции), свобода передвижения (статья 27 Конституции), наконец, пресловутое право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31). Можно ли ограничивать эти права и не ограничил ли их акт мэра?

Безусловно, это не абсолютные права, как право на жизнь, и они могут быть ограничены, тем более в ситуации, с которой столкнулся весь мир. Да, это совершенно необходимо для преодоления коронавирусной угрозы. Единственное, полагается соблюсти конституционное правило, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в частности, здоровья других лиц (часть 3 статьи 55 Конституции). Второй вариант предлагает статья 56 Основного закона — отдельные ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Но, во-первых, так можно только в соответствии с федеральным конституционным законом, а во-вторых, в нём нужно будет указать пределы и срок действия таких ограничений.

Ни федерального обычного, ни тем более федерального конституционного закона на эту тему обнаружить не удалось. Правда, на прошлой неделе Государственная Дума рассматривала разные другие законы «околовирусного» плана. Например, 24 марта в Думу был внесён законопроект «О внесении изменений в статью 236 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», направленный на усиление ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Самая серьёзная санкция — лишение свободы на срок до 7 лет — полагается за случаи, когда нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц.

Ещё одна законодательная инициатива — проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» — находится на рассмотрении нижней палаты Федерального Собрания. Среди прочего предлагается наделить Правительство правом вводить режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также правом на установление обязательных для исполнения правил поведения при введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

По состоянию на сегодня, 30 марта 2020 года, чрезвычайная ситуация не объявлена, а режим повышенной готовности введён актом столичного главы. И, да, Конституция, к слову, продолжает действовать, пока в не изменённой редакции.

«Сеть ю вери мач»

Простому российскому гражданину не до тонкостей законодательства. Сказано пребывать в домах и квартирах — будет стараться исполнять. А иные не будут. Русский человек вообще по натуре не слишком законопослушен.

Возникает экзистенциальный вопрос: чем наполнить дни самоизоляции, когда за окном весна, но трогать руками её запрещается? К сожалению, книги, спорт и творчество — удел меньшинства, а основная часть самоизолированных москвичей будут предоставлены телевизору, социальным сетям и, увы, русской водке.

Спасибо глобальной сети! Можно посещать вебинары, гулять по городам и весям онлайн, виртуально бывать в музеях и храмах, просвещаться и обогащаться. Какие только ресурсы не предлагаются нам! Вот хотя бы.

Однако же дело не только в том, что благодаря Интернету у человека остаётся связь с миром. Есть в этом «великом карантине» что-то большее, философское, объединяющее: ты изолирован, но не ты один и потому ты не один.

Какими мы будем после самоизоляции? Выйдем на экономическое пепелище бездеятельными и обрюзгшими, отдохнувшими и посвежевшими или?.. Здесь история может пойти по двум вариантам: либо русский человек окунётся в праздность и деградацию, и после самоизоляции сгруппируется новое, худшее общество, либо, оказавшись один на один с собой и в условиях большой внешней угрозы, каждый в какой-то степени переосмыслит ценность жизни, важность социально ответственного поведения, задумается, возможно, и о своей гражданской позиции, приобретёт навык соблюдения закона, уважения Закона.

Пожалуй, так и созидается гражданское общество: не юридической нормой, а через самоанализ, персональную ответственность и последующее пассионарное вхождение индивидуума в социум. Хочется надеяться, что после долгой самоизоляции мы все окажемся обновлёнными, очищенными от ментальной шелухи и наполненными конструктивными идеями и, когда снова встретимся офлайн, сумеем напитать друг друга.

Именно такое общество и законы хорошие может создавать, и экономику восстановить, и правовое государство построить. И любой вирус ему нипочём, даже коронованный.

Виктория Бурла

для компании «Юридиция»

30 марта 2020 года

ООО ЮК «Юридиция» →  «Банкроты имени Коронавируса»: будни российского бизнеса-2020

Основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова в недавнем интервью журналу Forbes сказала: «Каждый день умирают бизнесы, которые много лет создавали комфортную среду в городах, развиваясь офлайн… Фактически умер весь и так мизерный пласт малого и среднего предпринимательства в нашей стране. …Я закрыла уже пять кафе из 33 московских».

Сегодня российский бизнес переживает беспрецедентно тяжёлое время. Больнее всего пандемия бьёт по малому бизнесу, хотя среднему не легче. Мало того, что урон от COVID-19 усугубляется с каждым днём, так ещё и в феврале-марте 2020 года российская экономика пострадала из-за обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. И тут, как на беду, ситуация совпала по времени с периодом уплаты налоговых платежей — это как раз конец марта, закрывающего первый квартал года.

Кафе, фитнес-клубы, турфирмы, частные школы, услугодатели и продавцы — все без исключения теряют выручку. Многие точки уже закрылись, выставки и лектории отменены. Страдает и шоу-бизнес, ранее запланированные концерты артистов в ближайшие месяцы не состоятся по всей России. Правда, есть и победители на рынке: сегодня выигрывают производители дезинфицирующих средств и медицинских масок, а ещё сервисы доставки и сельскохозяйственные производители, однако на общее нездоровье экономики это мало влияет.

Столичный бизнес оказался наиболее уязвимым. В связи с возникшими обстоятельствами, московские операторы розничной торговли непродовольственными товарами, кафе и ресторанов, кинотеатров, детских развлекательных центров столкнулись с падением оборотов от 20% до 90%. Некоторые предприниматели находятся на грани приостановки деятельности.

Многие компании пытаются справиться с кризисом своими силами: перестраивают бизнес на онлайн-режим, сокращают объёмы производства, отправляют сотрудников в принудительные отпуска, но это практически не помогает.

Под ударом авиабизнес, причём не только в России. Главный редактор портала Avia.ru, Роман Гусаров констатирует, что сегодня мировое авиасообщение парализовано на 90%. Звучат и более неутешительные прогнозы, что после великой пандемии, когда мир начнёт подсчитывать потери, банкротами окажутся практически все мировые авиакомпании. Возможно, это слишком радикально, но, по крайней мере, негативные последствия будут ощущаться в этом сегменте рынка ещё долгие годы.

Государство спешит на помощь

Правительство России, конечно, не бездействует, меры государственной поддержки бизнеса в сложной ситуации из-за пандемии принимаются. Введён мораторий на налоговые проверки малых и средних предприятий. Туроператорам и авиаперевозчикам на период до 1 мая 2020 года предоставлены налоговые каникулы. Кроме того, объявлено об отсрочке по уплате страховых взносов для бизнеса на три месяца, начиная с марта, и на уплату арендных платежей — правда, только для тех, кто арендует помещения у государства и муниципалитетов.

27 марта стало известно, что Правительство внесло в парламент законодательную инициативу о моратории на возбуждение дел о банкротстве в исключительных случаях. Понятно, что проект продиктован сегодняшними проблемами, связанными с коронавирусом, падением цен на нефть и скачками курса рубля.

Срок моратория будет устанавливаться Правительством Российской Федерации и может быть продлён, если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения. Заявления о несостоятельности, поданные в арбитражный суд в этот период, будут подлежать возвращению. Замораживается и положение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» о включении уведомления кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Центробанку рекомендовано отложить до 1 мая 2020 года сроки подачи заявлений о банкротстве в отношении лиц, имеющих задолженность перед бюджетами субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями, а также задолженность перед кредитными организациями в случаях, если по ним ранее не возбуждено дело о банкротстве.

Мнение бизнеса или пациент скорее мёртв

На своём месте бизнес оценивает государственные меры как голодающий скудные крохи: лучше, чем ничего, но для долгой и стабильной жизни маловато. Именно внутри экономической воронки по-настоящему ощущается угроза массового коронавирусного заражения банкротством. Предпринимательское сообщество призывает государство действовать интенсивнее. Решить, например, вопрос с арендными платежами в отношении не только государственного и муниципального имущества, но и частного.

Звучат и совсем радикальные предложения, чтобы в целом отменить налоги на период сложной эпидемиологической ситуации, поскольку налоговые каникулы не спасают положение. Оборота нет, а значит нет прибыли, но налоги при этом — пусть позже, — а заплатить придётся. «Обнуление налога на доходы и страховых взносов помогло бы, но не выглядят реалистичным», — говорит Анастасия Погожева, основательница лектория Level One. С ней соглашается подавляющее большинство бизнесменов.Подход должен быть комплексным: арендодатели смогут уменьшить арендную плату, если для них, в свою очередь, будет снижен или временно отменён земельный налог. При этом надо понимать, что даже если налоги отменят, остаются кредиты, заключённые контракты, социальные обязательства бизнеса — за всё нужно платить. Если не платить налоги сейчас, заблокируют банковские счета, а это значит, деятельность субъекта фактически прекращается. Если же предприниматель заплатит налоги, то не сможет погашать кредиты и удовлетворять другие требования, многим придётся банкротиться. Момент становится фатальным, когда хозяйствующие субъекты строем движутся в сторону несостоятельности.Бизнес, возможно, как никогда прежде смотрит на Правительство с колоссальной надеждой. Ведь банкротство — это выход из игры навсегда, потеря себя а рынке, это крах…


«Что же будет с Родиной и с нами?»

В среду, 25 марта, почти 60 компаний — ритейлеров и рестораторов — обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о поддержке во время пандемии COVID-19. Бизнес просит признать мировую пандемию COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы в значении статьи 401 Гражданского кодекса РФ, подтверждающем невозможность исполнения обязательств по внутренним сделкам операторами розничной торговли.

Второе, о чём говорится в письме, перевод расчётов на условия уплаты процента от товарооборота с исключением обязательства по уплате фиксированной части арендной платы. Предлагается также установить период, в течение которого банки не будут взимать проценты по действующим кредитам как с операторов розничной торговли, так и с собственников торговых центров, а также обеспечить продление имеющихся кредитных лимитов минимум на шесть месяцев.

Наконец, ещё одна просьба — ввести мораторий на уплату налогов в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также выплату обязательных взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования до момента отмены режима всемирной пандемии. Эти меры позволят бизнесу выполнять свои обязательства по всем социальным статьям расходов, в первую очередь, по выплате зарплаты, не допуская её существенного снижения.

Бизнес находится в напряжённом ожидании, каждый день считая прогрессирующие потери. Безусловно, лимит управленческих решений не исчерпан, многое ещё можно сделать, и это тот случай, когда без государственного регулирования совершенно не обойтись. А у Правительства как раз есть время плодотворно подумать на нерабочей неделе, взвесив предложения бизнеса и, возможно, взяв их за основу юридических решений.

Жизнь продолжается.

Виктория Бурла

для компании «Юридиция»

27 марта 2020 года

ООО ЮК «Юридиция» →  Права потребителей глазами юриста-потребителя

15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей.
Это событие оказалось почти незамеченным на фоне мировой коронавирусной паники, хотя в России защита прав потребителей — тема популярная. Правда, у обычных людей к ней принято обращаться по случаю: продали плохой товар, нарушен срок годности исполненной работы, оказали услугу сомнительного качества и вдобавок нахамили.

Сегодня мы попытаемся объять необъятную сферу прав потребителей, насколько это возможно. Пройдём по некоторым основным точкам законодательства о защите прав потребителей, расскажем просто и понятно о том, как грамотно и юридически обоснованно вести себя в ситуации, например, когда вы покупатель, а vis-à-vis недобросовестный продавец, к чему апеллировать и куда обратиться за правовой поддержкой.


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Регулирование сферы защиты прав потребителей на государственном уровне носит комплексный характер: есть законодательная база и специальные органы власти, в задачи которых входит надзор за соблюдением законодательства в области прав потребителей. Базовым документом в этой сфере является Закон от 7 февраля 1992 года № 2300-1. В Гражданском кодексе, в частности, в разделе IV «Отдельные виды обязательств» содержится целый ряд положений в пользу покупателя и потребителя работ и услуг.

С официальными документами стоит ознакомиться, это знание может помочь отстоять свои права, в подавляющем большинстве случаев не доводя дело до официальных структур. А вот если в спорном моменте договориться с продавцом или исполнителем работы не удалось, можно прибегнуть к помощи общественных организаций и государства. На страже прав российского потребителя судебные органы, Роспотребнадзор, общественные организации по защите прав потребителей, департаменты защиты прав потребителей в регионах и множество других подобных структур. Эффективную правовую помощь оказывают профессиональные адвокаты и юристы.

КТО ТАКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ И КАКИЕ У НЕГО ПРАВА?

Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, любой из нас становится потребителем, если уже купил товар, заказал работу или услугу или только имеет намерение это сделать.На каждом из этапов потребитель пользуется правами. В первую очередь, гражданин имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продаётся, кто продаёт и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации потребитель получает точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с претензиями и требованиями в отношении товаров (работ, услуг). Как следует из Гражданского кодекса, продавец, не предоставивший покупателю возможность получения соответствующей информации о товаре, несёт ответственность и за те недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.Потребитель имеет право на качество и безопасность товаров (работ, услуг). Качество выражается в пригодности для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется или должно быть пригодным для использования в конкретных целях (если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен в известность об этих целях). Кроме того, товар или услуга должны соответствовать требованиям стандарта (если они предусмотрены государственным, отраслевым стандартом или техническими условиями). Право на безопасность — это право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации не причиняли вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде.

ПРОДАЛИ НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР — ЧТО ДЕЛАТЬ?

Наверняка, было с каждым: купил товар, пришёл домой, внимательно осмотрел покупку и — неприятность — товар с недостатком, причём, с таким, с которым мириться невозможно. Что делать? Часть 4 статьи 503 Гражданского кодекса РФ определяет, что покупатель вправе, возвратив товар ненадлежащего качества продавцу, потребовать от него возврата уплаченной денежной суммы. А статья 18 Закона о защите прав потребителей гарантирует потребителю, которому продан товар с недостатками (если они не были оговорены продавцом), по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом. Речь идёт о ремонте вещи за счёт продавца или корректировке результатов услуги исполнителем. Покупатель никаких дополнительных расходов при этом не несёт;

2) соразмерного уменьшения покупной цены. В этой опции продавец и покупатель обычно договариваются о скидке. Как показывает практика, консенсус достигается достаточно легко, особенно, если речь идёт о покупках на рынке;

3) замены товара аналогичной марки (модели, артикула) или замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Замена товара с недостатками — обязанность продавца (изготовителя). Причём, закон указывает на то, что такая замена производится незамедлительно по требованию покупателя. Единственное исключение, если продавцу (изготовителю) необходимо дополнительно проверить качество товара. В этом случае замена товара производится в течение 20 дней с момента предъявления требования потребителем. В случае обнаружения недостатков в товаре, свойства которого не позволяют устранить их (например, в продуктах питания, товарах бытовой химии и т.п.), потребитель вправе по своему выбору потребовать либо замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены (часть 2 статьи 503 ГК РФ).

Так что права потребителей распространяются не только на непродовольственные товары, но и на продукты питания. То есть если вы купили несвежий кефир или вам в кафе принесли по-булгаковски «осетрину не первой свежести», вы вправе требовать замены этих продуктов на надлежащие, или настаивать на возврате уплаченных денег (либо не оплачивать).

ЗАМЕНА НЕКАЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА: ЧЕК — ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО?

Часто возникает вопрос — можно ли обменять товар, если нет чека.

Ответ даёт часть 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, посвящённая правам потребителя при обнаружении в товаре недостатков: «Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».

Другое дело, когда речь идёт о замене непродовольственного товара надлежащего качества. В этом отношении действует статья 25 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

С чеком ясно — он не обязателен, хотя желателен. Сложнее с тем, можно ли возвратить некачественный товар без упаковки. В России этот вопрос разрешён так: возврату подлежит весь товар, за исключением упаковки и быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы (прийти в негодность) в процессе эксплуатации.

Конечно, жизнь многообразнее правовых моделей, и если вам предлагают подождать, например, пока аналогичный товар привезут, или другие варианты разрешения ситуации — упираться, ссылаясь на букву закона, возможно, не стоит. Главное, чтобы диалог с продавцом или исполнителем услуги состоялся. Но если недопонимание переросло в конфликт, потребитель может потребовать расторжения договора и возмещения убытков. Тут уже не исключён судебный порядок, ведь убытками закон считает реально понесённые затраты, то есть такие расходы, которые потребитель произвел или должен произвести, чтобы восстановить нарушенное право, и упущенную выгоду — доходы, которые потребитель получил бы, если бы права его не были нарушены. А факт таких затрат порой приходится доказывать в суде.

ПРОСТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ. ОБМЕНЯТЬ МОЖНО?

От замены товара следует отличать право потребителя на обмен. Немногие потребители знают о своём праве обменять товар нормального качества на аналогичный в том случае, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть им использован по назначению. Такой обмен может быть произведён в течение 14 дней, не считая дня покупки. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него цену. Обмен товара надлежащего качества производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, упаковка, а также товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром, о чём мы писали выше.

Но здесь не всё так просто. Существуют товары, не подлежащие обмену на аналогичные:

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.

2. Предметы личной гигиены (зубные щётки, расчёски, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).

3. Парфюмерно-косметические товары.

4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей — ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.

5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).

6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования).

7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.

8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).

9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни.

10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями).

12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.

13. Животные и растения.

14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Знать свои права потребителя — половина успеха. Важно также во всех случаях стараться предупредить недоразумения, внимательно осмотреть товар до его покупки, поинтересоваться об особенностях его использования и так далее. Но если ваши права откровенно нарушаются, необходимо защищаться. Можно направлять письма в Роспотребнадзор, подавать иски в суд, обращаться в общественные организации. Но если не хочется вступать в единоличное противостояние с нерадивым производителем, продавцом или поставщиком услуги, имеет смысл обратиться к грамотному юристу, который проконсультирует, даст деловой совет, а если потребуется, представит интересы в суде.

Виктория Бурла

для компании «Юридиция»


25 марта 2020 года

ООО ЮК «Юридиция» →  ООО «Агроснабсахар» и ООО «ГК ТРИО» намерены обжаловать решение о взыскании 1 120 млрд. рублей

На сайте группы компаний «Трио» появилась новость о том, что во вторник, 17 марта, ООО «Агроснабсахар» и ООО «ГК ТРИО» направили апелляции на решение арбитражного суда первой инстанции, вынесенное в пользу истца ГК «Русагро». Апеллянты объясняют свою позицию тем, что решение, по их мнению, незаконно и необоснованно.

17 февраля Арбитражный суд Тамбовской области вынес решение, согласно которому ООО «Агроснабсахар» обязано выплатить ООО «ГК «Русагро» убытки, обусловленные потерей стоимости сахара из-за якобы неиспользованного права на выкуп хранимого товара, в размере более 1,119 млрд. руб. Причиной взыскания такой суммы с агрохолдинга стал тот факт, что «Агроснабсахар» якобы сначала заключило с ООО «ГК «Русагро» договор на выкуп сахара, а потом отказалось его исполнять, вследствие чего ООО «ГК «Русагро» было вынуждено продавать сахар третьим лицам по более низким ценам и терпеть убытки.

Предыстория

В конце 2018 года ГК «Русагро» договорилось с компанией «Агроснабсахар» о хранении на Елецком сахарном заводе более 116 тыс. тонн сахарного песка. Условия сделки предполагали, что оплата хранения будет производиться уже после реализации продукции агрохолдингом «Русагро» при наличии прибыли от продажи более 2000 рублей на тонну. При этом договором хранения «Агроснабсахару» было предоставлено право до 1 марта 2019 года выкупить товар для последующей перепродажи на выгодных для себя условиях.

С начала 2019 года, когда стало очевидно, что прошлогодний урожай сахарной свеклы довольно высок, наметилась тенденция падения рыночных цен на сахар. «Агроснабсахару» пришлось оперативно рассматривать варианты продажи сахара по ещё относительно выгодным ценам, которые стремительно шли вниз в соответствии с рыночными законами. В конце февраля 2019 года компания пыталась договориться с «Русагро» о реализации 115 300 тонн по цене 38 700 руб за тонну, но получила ответ о готовности контрагента продать товар только по 40 000 руб за тонну. При таких условиях сделка была уже невыгодна «Агроснабсахару».

Таким образом, стороны не нашли консенсус в вопросе цены на сахар и сделка фактически не состоялась, завершившись переговорами по электронной почте.

Правда, чуть позже «Русагро» вынуждено было распродать сахар по ещё более низким ценам, ведь время шло, и цены на сахар продолжали падать. Но, поступив так, компания подсчитала разницу между вырученными от продажи суммами и предложенными в феврале 2019 года «Агроснабсахаром» 38 700 руб. за тонну и предъявила её партнёру в качестве убытков.

«Несладкие деньги»

Теперь в итоге несостоявшейся «сахарной» сделки «Агроснабсахар» может потерять более 1 млрд рублей. Но в компании намерены добиться отмены арбитражного решения. Юристы ООО «Агроснабсахар» и ООО ГК «ТРИО» считают, что судом грубо нарушены нормы материального права, не дана должная оценка доказательствам и сделаны ошибочные выводы относительно оформления договорных отношений между сторонами так и не состоявшейся сделки, а равно того, как сложился обычай взаимоотношений между организациями.

В пользу своей позиции апеллянты приводят, в частности, такие доводы, как отсутствие согласованной сторонами спецификации, которая должна была отражать объёмы, сроки, даты поставки и другие аспекты. При этом по сложившейся у компаний практике взаимодействия спецификации неуклонно составлялись — всего составлено несколько десятков спецификаций. По мнению юристов компании, сделка действительно не состоялась, хотя суд интерпретировал ответные письма «Русагро» как согласие с условиями оферты от ООО «Агроснабсахар».

Здесь нужно заметить, что переписка носила неформальный характер без должного официального оформления, что не позволяет давать однозначной оценки её юридической значимости в части реального волеизъявления сторон. Переписка контрагентов приводится на сайте группы компаний «Трио». Теперь в этом вопросе надлежит разобраться суду второй инстанции.

ГК «ТРИО» также настаивает на том, что в позиции «Русагро» отсутствует экономическая обоснованность ценовой политики при продаже сахара третьим лицам. Это подтверждается тем фактом, что один и тот же объём сахара в одни и те же даты был продан одним и тем же лицам по разным ценам. Получается, что продажа сахара третьим лицам производилась не по рыночным ценам. Такое поведение может свидетельствовать о недобросовестности компании как контрагента. «Если бы условия продажи сахара по каждой сделке соответствовали рынку, то общий размер убытков ответчика также был бы соразмерно уменьшен», — считают апеллянты.

«Современное дело»

Доводы ООО «Агроснабсахар» и ООО «ГК ТРИО» содержат сильную правовую аргументацию, в связи с чем компании могут рассчитывать на успех в апелляционном процессе. Сама же история отражает дух нашего времени и такую мораль: небрежная электронная переписка между сотрудниками компаний может обойтись этим компаниям в более чем миллиард рублей.
Специалисты с интересом следят за развитием ситуации, которая одновременно и нестандартна для арбитражного судопроизводства, и актуальна для всех современных организаций, ведущих деловые переговоры онлайн. Для многих бизнесменов «сахарное дело» является хорошим уроком аккуратности в формах коммуникации с партнёрами.

Возможно, суд апелляционной инстанции, в отличие от суда первой инстанции, посчитает необходимым назначить лингвистическую экспертизу переписки контрагентов. В таком деле это очень важно для уточнения намерений партнёров, квалификации их писем как оферты и акцепта. На наш взгляд, сейчас самым важным является прояснение действительной воли сторон, выраженной в электронной переписке, и правовая оценка доводов, приведённых в апелляционных жалобах. Но, по мнению некоторых экспертов, исход дела зависит не только от качества юридических аргументов, но и от конъюнктуры сахарного рынка и стратегии выстраивания отношений между основными холдингами, задействованными в «сладком» бизнесе.

Виктория Бурла

для юридической компании «Юридиция»

19 марта 2020 года