Публикации

Антон Михайлов →  Спекулятивная философия права: элементарные представления

Спекуляции – рассуждения, не требующие обращения к практике; для спекулятивного познания нет необходимости в эксперименте, опытной проверке результатов мыслительной деятельности (в этом смысле спекулятивна математика, логика, философия). Спекуляции – рассуждения, основанные не на опыте, а на «чистом размышлении», умозрении, т.е. продукт внутренней интеллектуальной деятельности рассудка.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Становление теоретической юриспруденции

Возникшая в XIX столетии позитивная философия (философия науки), реализуя себя, определяет еще одно направление развития юридической мысли – наука (теория) права.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Культурное значение догматической юриспруденции

Определить культурное значение догматической юриспруденции – значит раскрыть каналы и формы ее влияния на юридическое мышление, специфику организации профессионального сознания, своеобразия «картины мира», языка юристов, отличающих его от обывателя, определить влияние догмы права на формирование единиц юридического мышления – юридических конструкций, норм и принципов.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Гуго Гроций как гениальный новатор правоведения Нового времени: история о том, как меня повеселила лекция одного уважаемого профессора

На шестой минуте лекции выдается потрясающий словесный пассаж: «С точки зрения методологии познания школа Г. Гроция интересна тем, что эта была первая попытка, когда юристы вышли за пределы своих привычных представлений и обратились к доминировавшим в ту эпоху формам познания или научной рациональности. До этого времени юристы пользовались только собственными методами интеллектуальной работы и не обращались к философским и научным методологиям познания. Именно Г. Гроция можно считать пионером в этой области, поскольку, по его собственным утверждениям, он попытался использовать метод естественных наук в области правоведения и построить для правового познания систему, аналогичную Ньютоновской механике».
Читать дальше

Антон Михайлов →  Догматическая юриспруденция как юридический позитивизм: облачение осьминога во фрак

Нередко догматическая юриспруденция именуется юридическим позитивизмом, что, на мой взгляд, неправильно. Во-первых, это ведет к размыванию понимания юридического позитивизма как вполне определенной концепции понимания права, сложившейся в 19 столетии и связанной со вполне конкретными историко-культурными обстоятельствами в западной традиции права. Во-вторых, отождествление догматической юриспруденции с юридическим позитивизмом не дает возможности понять существо гносеологических установок и деятельностных идеалов догматической юриспруденции. В-третьих, отождествление всей догматической юриспруденции как таковой с юридическим позитивизмом исторически некорректно по той простой причине, что догма английского права — вплоть до 19 столетия в своих допущениях выстраивалась скорее на теологических (канонических и др.) и естественно-правовых основаниях, а не на основаниях позитивной юриспруденции.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Гносеологические установки «классической научной рациональности» в учениях естественно-правовой и исторической школ права (окончание)

Значимыми методологическими характеристиками, неразрывно связанными с гносеологическим идеалом классической научной рациональности, как в естественно-правовой, так и в исторической школах права являются, во-первых, методологический «монизм»; во-вторых, вера в рациональное устройство права как объекта исследования; в-третьих, отсутствие проблематизации языковой представленности юридического знания.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Гносеологические установки «классической научной рациональности» в учениях естественно-правовой и исторической школ права

Как классическая школа естественного права, так и историческая юриспруденция, несмотря на их качественные различия в правовой идеологии, обе по своим гносеологическим установкам принадлежат к классическим типам научной рациональности[1] с ее противопоставлением субъекта и объекта в социальных исследованиях.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Власть и независимость судей в Англии

Независимость английских судей следует понимать как реальную политическую власть английских судей на «правовом поле», которая исторически сложилась в результате компромисса, достигнутого между судьями и Парламентом в XVII-XVIIIвв., а не набор привилегий, предоставленный законодателем.
Читать дальше

Антон Михайлов →  О некоторых средствах судебной защиты по праву справедливости в Англии

В заметке представлена краткая характеристика средств судебной защиты по праву справедливости в Англии.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Как английские юристы раскрывают тему об источниках права в курсе "Английская правовая система". Перевод главы II Д. Дж. Кракнелла "Английская правовая система"

Источники английского права.

2.1. Введение

Важным аспектом любой правовой системы являются ее источники права, и английская правовая система имеет много источников – их важность варьируется от сферы к сфере права, и от одного периода истории к другому.
Читать дальше