Наука, теория, государство, право
  • Дата создания
    11 января 2011

Антон Михайлов →  Процедура рождает право

Известен давний спор между представителями материальных и процессуальных отраслей о том, что же первично в праве определенное содержание, материя, или же процессуальная форма.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Право как явление культуры: актуальность идеи исторической школы юристов

Исторической школе права принадлежит первенство актуализации в доктринальном правосознании идеи исторической обусловленности и преемственности в становлении и развитии государственно-правовых систем, о их качественной национально-культурной специфике. Как справедливо отмечает Е.В. Тимошина, «Савиньи впервые в классическом правоведении сформулировал представление о праве как о непрерывно становящемся социокультурном явлении, имеющем собственную историю и обусловленном «духом народа» («Volksgeist»)».
Читать дальше

Антон Михайлов →  Идеологичность естественно-правовой и исторической концептуализаций права

Представляется, что все концепции правопонимания возможно подразделить на идеологически окрашенные, помещающие определенные социокультурные ценности в само существо права, и идеологически нейтральные, для которых сущность права представляется «чистой» от предзаданных праву социокультурных ценностей. Причем подавляющее большинство концепций правопонимания относится к первому типу, а потому вполне оправданно стремление марксистов (применительно к школе естественного права и юридическому позитивизму) и современных представителей социологической школы (применительно к эпохе «модерна») «выявить идеологические детерминанты правопонимания» [1], – хотя несомненно то, что не только неопозитивистский (Г. Кельзен), но и всякий проект деидеологизации социогуманитаристики имеет свои объективные пределы [2].
Читать дальше

Антон Михайлов →  Как возникает идея естественного права?

Помимо социальных (существование развитой системы социальных регуляторов на уровне писаных юридических правил и др.), психической (формирование индивидуального критического сознания) и культурной (восприятие права как одного из важнейших механизмов упорядочения функционирования общества) предпосылок естественно-правовые воззрения возможны лишь в таких картинах мира, которые признают следующие мировоззренческие аксиомы (онтологические основания).
Читать дальше

Антон Михайлов →  Мировоззренческие основания идеи естественного права

Какое сознание порождает естественно-правовые воззрения? Непременным фундаментом всех теорий естественного права выступает непоколебимая вера в то, что существует определенная целостность мироздания, объективно существующие закономерности развития космоса, природы, общества, которые и являются источниками того объективно и неизменно существующего естественного права, над которым не властны человек, общество, государство.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Правовая идеология: общетеоретический аспект (предварительные размышления)

Российская теория права 60-70-х гг. XX столетия предметно исследовала лишь правосознание как одну из форм общественного сознания. В этой исследовательской рамке правовая идеология рассматривалась исключительно как элемент структуры правосознания, что не позволяло предметно исследовать понятие и механизм действия правовой идеологии в национальной правовой системе.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Право – достояние народа или «интеллектуальная собственность» юристов?

«Сословие юристов, обладающее особенным знанием законов, считает часто это знание своей монополией и полагает, что тому, кто не из их среды, не следует вмешиваться в их дела… Однако так же, как не надо быть сапожником, чтобы знать, годятся ли башмаки, не надо быть специалистом, чтобы обладать знаниями о предметах, представляющих общий интерес». Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 2007. С. 287.

«Судить о том, годятся ли сапоги, никто не запретит тому, кто их должен носить; иное дело, должен ли сапожник выслушивать от него указания, как делать сапоги». Иеринг Р. фон. Юридическая техника. М., 2008. С. 21.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Позитивизм исторической школы юристов

Если классический юснатурализм предавал анафеме действующий сословно-феодальный правопорядок, находящийся, по мнению его сторонников, в вопиющем противоречии с принципами естественного разума, то отношение представителей исторической школы к наличному правопорядку было чуть ли не апологетическое: как «органический продукт народного духа, создающийся помимо сознательной деятельности человека, оно (подлинное народное право – А.М.) не может подлежать никакой нравственной критике», — описывал воззрения представителей исторической школы И.В. Михайловский[1].
Читать дальше

Антон Михайлов →  К вопросу о соотношении частного и публичного права

Несколько лет назад И.Ю. Козлихин высказал мысль о том, что в частноправовой сфере определяющий вектор правогенеза идет от отношений к формированию нормы. Здесь первоначальные фактические правоотношения складываются стихийно. Публичное же право, по мнению ученого, «придумывается» как система норм, порождающих новые институты, процедуры, отношения, т.е. развитие публичного права идет в обратном порядке — от нормы к отношению». Таким образом, для частного права «естественна» концепция стихийного децентрализованного правообразования, в то время как публичному праву вполне адекватна концепция целенаправленного, централизованного правотворчества.
Читать дальше

Александр Петров →  Что в приоритете в сфере совместного ведения: законы субъектов РФ либо федеральное подзаконное право (Часть первая: приглашение к дискуссии)

Любой возможный дефект в построении иерархической структуры формальных источников права воспринимается юристами, воспитанными и работающими в рамках континентальной правовой традиции, внемлющими мысли «мы право не творим, но применяем», очень болезненно: осознание противоречивости либо пробельности «основы основ» системы права может стать серьезным интеллектуальным и эмоциональным потрясением. Тем не менее, как и все, сотворенное Человеком, иерархия формальных источников прав несовершенна даже при первом приближении.
Читать дальше