Наука, теория, государство, право
  • Дата создания
    11 января 2011

Антон Михайлов →  Что должны исследовать ученые-юристы? (взгляды "естественников" и "истористов")

С позиций классического юснатурализма сообщество ученых-юристов призвано прежде всего заниматься вопросами философии и политики права, всемерно помогать решать задачу правового просвещения населения «светом естественного разума» и идеологически способствовать реформированию неразумного действующего права с перспективой создания единого «кодекса природы», в котором была бы представлена идеальная, годная для всех времен и народов и исчерпывающая система естественно-правовых норм, выведенных разумом человека из устройства природы.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Феномен идеологии: К. Маркс и Р. Барт

Адекватное исследование правовой идеологии не может быть осуществлено без отношения к имеющимся философским традициям в осмыслении феномена идеологии. Вместе с тем в некоторых современных публикациях юристов, посвященных проблематике правовой идеологии, философские осмысления феномена идеологии практически не затрагиваются, что нельзя признать правильным. Настоящая заметка дает первое представление о понимании феномена идеологии в учениях марксизма и Р. Барта, поскольку они принадлежат к одной традиции, которая до сих пор имплицитно является господствующей. Приглашаю к обсуждению философов и юристов, интересующихся вопросами философии права.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Историческая школа юристов: "народный дух" и другие критические замечания

«Потеря контакта» с правовой действительностью воззрений о подлинном праве исторической школы проявляется, прежде всего, в том, что ее представители совершенно не объясняют, что предметно представляет собой народный дух, каким образом он формируется и какова его связь с действующими правовыми нормами.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Реформирование права: взгляды "естественников" и "истористов"

Классический юснатурализм был за трансформативные, революционные по своему масштабу реформы обычного и сословного позитивного права с целью создания нового и единственно «правильного» позитивного права, согласного с разумной природой человека (реформаторская направленность). «Естественное право, как известно, требовало немедленных законодательных реформ с целью преодоления разрыва между моральным идеалом и позитивным правом».
Читать дальше

Антон Михайлов →  Роль правовой идеологии в сравнительном правоведении

1. В социальных и гуманитарных исследованиях именно предмет науки определяет круг тех социальных феноменов, которые маркируются соответствующим термином и определенным образом понимаются и оцениваются. В этих областях ученые имеют дело с миром интеллигибельных сущностей, в котором не «объективно существующим» вещам присваивают имена, а имена способны порождать, конструировать вещи. Предмет здесь предшествует объекту, который является не более чем «пустой формой», наполняемой смыслом благодаря понятиям, теориям, гипотезам, идеям и другим «элементам» предмета.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Традиционное и рациональное естественное право

На протяжении многовековой истории своего существования естественное право в полной мере отразило на себе дуализм «импульсивно-традиционного – рационально спроектированного».
Читать дальше

Антон Михайлов →  Субъективное право: размышления теоретика

1. Не совсем ясно, почему современные учебники по теории права практически не касаются вопроса о существовавших в правоведении учениях о субъективном праве. Скорее всего, имеется, некоторое communis opinio, однако, скажем, в учении о происхождении государства, в котором подавляющее большинство юридического сообщества идет по стопам Ф. Энгельса и советских историков, антропологов, тем не менее другие теории происхождения государства, пусть и на допотопном уровне, но излагаются.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Естественно-правовая и историческая школы права: преемственность идей

Противоположные мнения относительно многих аспектов правовой реальности — есть неоспоримое свидетельство тесной генетической связи между двумя школами правопонимания, доказательство того, что основные постулаты исторической школы права построены путем противопоставления основоположениям естественно-правовой школы, без которой, следовательно, никогда бы не сформировались и основные общетеоретические представления о праве Ш.Л. Монтескье, Г. Гуго, Ф.К. фон Савиньи, Г.Ф. Пухты и их последователей (Нибур, Гримм, Эйхгорн, Гирке и др.).
Читать дальше

Антон Михайлов →  Теория государства. Авторитарный и тоталитарный политические режимы: различия

1. Центральная идея. Для тоталитарного политического режима характерно полное, пронизывающее господство в общественном сознании и деятельности государственного аппарата квази-религиозной сверх-идеи, ради реализации которой оправданы любые средства и жертвы, т.е. тоталитаризм всегда идеократичен (власть не людей, а идей).

Авторитаризм имеет под собой определенную идеологическую платформу, но лишен сверх-идеи фикс, авторитарная идеология не стоит на первом месте и по своей силе и влиянию на социальное сознание и практики значительно уступает тоталитарной сверх-идее.
Читать дальше

Антон Михайлов →  О демократии: полемические размышления

Первоначально можно даже и согласиться с одним из родоначальников политико-правовой идеологии либерализма Дж. Локком в том, что индивидуалистически понимаемая «свобода человека в обществе» допускает легитимное подчинение лишь той законодательной власти, которая «установлена по согласию в государстве» (Локк Дж. Сочинения: в 3 т. М., 1988. С. 335). Отсюда закономерно следует, что в основании политической организации общества должен лежать общественный договор, который юридически реализуется через институты выборов и референдумов.
Читать дальше