Публикации

Антон Михайлов →  Исторический подход в методологии правоведения

Данный подход используется во всех науках, которые не могут сформировать свой предмет без исследования объектов, изменяющихся во времени. Причем такие темпоральные изменения объектов должны носить не случайный, а устойчивый, последовательный, причинно вызванный характер, должны быть доступны для познания, проявляясь в рамках более широкой системы. Исследовать объект исторически – значит проследить последовательность его изменения в определенном контексте, выявить взаимосвязь изменяющихся состояний объекта.
Читать дальше

Антон Михайлов →  «Цель» и «право»: краткий исторический обзор идей

Термин телеос появляется у Аристотеля (не без влияния Платона), который заложил телеологическую картину мира в естествознании. Она вплоть до первой научной революции устраивала сознание «интеллектуальной элиты», определяла ее понимание мироустройства. У Аристотеля и живая, и неживая природа законосообразна, ее устройство подчинены цели.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Сравнительный анализ юридического позитивизма и социологической юриспруденции

Представленный ниже материал переведен в текстовую форму из таблицы и представляет собой лекционный материал по теме «Типы и школы понимания права» курса «Теория государства и права». Представлен здесь по причине относительной популярности предшествующего поста по этой же тематике. Приветствую обсуждение.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Размышления после прочтения интервью с профессором Ч. Варгой (окончание)

4. Чрезвычайно значимым представляется поднятая Ч. Варгой проблематика юридической традиции.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Размышления после прочтения интервью с профессором Ч. Варгой (начало)

Несомненно, опубликованное несколько дней назад интервью обладает содержанием, имеющим непосредственное отношение к кругу вопросов, обсуждаемых континентальным правоведением XIX – XXI столетий. Поэтому оно способно вызвать неподдельный интерес у российских философов и теоретиков права. Не претендуя на полноту и беспристрастность, попытаюсь отметить моменты, показавшиеся наиболее интересными и дискуссионными.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Естественно-правовые представления юристов Древнего Рима

Наиболее полное юридическое закрепление и практическое применение в эпоху античности естественно-правовые воззрения получили в Древнем Риме.
В основу древнеримского понимания естественного права было положено учение стоиков о природном законе этического характера, разлитого во всем мироздании.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Функции естественно-правовых представлений

Уже давно замечено, что человек начинает рефлектировать, оценивать ситуацию гораздо чаще тогда, когда он ей недоволен, когда ему кажется, что с ним обошлись несправедливо, негуманно. Именно в эти минуты сознание человека начинает противопоставлять существующий порядок социальной регуляции иному порядку вещей, при котором справедливость, правда, добро, равенство всегда побеждают и остаются при этом неизменными, не зависящими от прихотей публичной власти, а кара Фемиды естественного правосудия всегда достигает своей цели, воздавая каждому по делам его. “Указания на высшее естественное право обыкновенно вызывались не мелкими и неважными противоречиями закона с жизнью, а крупными и серьезными конфликтами положительного порядка с нравственным сознанием. Из этих конфликтов и развивались обыкновенно учения естественного права” – писал известный русский правовед П.И. Новгородцев.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Генезис континентальной юридической догматики (фрагмент заключения книги:)

Незавидное историческое развитие России в XX столетии, практически тотальная идеологизация правовой системы, ее истории, оснований, системы образования, а затем слепое отрицание прежних идолов, непонимание и нежелание юридического сообщества осознанно определять пути будущего развития правовой системы привели к тому, что подавляющее большинство российских юристов не мыслит право как часть культурной традиции.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Почему история континентальной юридической догматики не начинается в Риме?

Несмотря на мнение авторитетного историка права Ф.В. Тарановского о том, что средневековые юристы восприняли не только римское право как ratio scripta, но и все римское правоведение с его приемами, методом исследовательской деятельности, мы считаем, что некорректно вести родословную континентальной юридической догматики от римского правоведения.
Читать дальше

Антон Михайлов →  Генезис континентальной юридической догматики (начало предисловия к книге)

Ирнерий, Аккурсий, Бартол, Вольф, Пухта и Иеринг – все это имена, звучащие совершенно несовременно для юриста XXI столетия.
Читать дальше